Пополняемо-отзывные вклады могут оказаться ловушкой для банка. В условиях кризиса ликвидности они позволяют противостоять набегу вкладчиков на банки и привлекать драгоценную ликвидность под относительно низкие ставки. Но дальнейшее улучшение ситуации, ведущее к снижению рыночных ставок, чревато активным пополнением таких вкладов. Резкий рост процентных издержек может потопить банк.
В условиях кризиса ликвидности резко возрастает угроза набега вкладчиков на банки. Соответственно, надо иметь наготове «антикризисные» депозиты. Не будет времени экспериментировать, выяснять, как вкладчики отреагируют на те или иные параметры вклада.
Изменяется цель, которую банк преследует введением нового продукта. Если в спокойных условиях это извлечение максимальной прибыли, то в условиях турбулентности — остановка набега вкладчиков, поддержание банка на плаву. «Не до жиру, быть бы живу».
В ходе последнего валютного кризиса и кризиса ликвидности банки пустились во все тяжкие, началась гонка ставок по вкладам. У банков была альтернатива: увеличивать ставки по обычным вкладам до уровня, близкого к максимальному по рынку, или использовать вклады с дополнительными опциями, но с более умеренными ставками. На рынок активно выводились пополняемо-отзывные депозиты, близкие по форме к депозитам до востребования, но с высокой процентной ставкой. К слову сказать, вплоть до 2011 года в США правило Q закона Гласса — Стиголла 1933 года запрещало начисление процентов на депозиты до востребования.
Пополняемо-отзывные депозиты являются несравненно более сложным инструментом, чем обычные депозиты. У них может быть масса параметров. В качестве примера рассмотрим спецификации пополняемо-отзывного депозита банка «Транспортный», у которого лицензия была отозвана в мае 2015 года:
— ставка вклада 20,50%, возможно досрочное расторжение, срок – 367 дней;
— расходные операции: с 31 дня — без потери, с 31 дня — до 50% от первоначальной суммы;
— капитализация ежемесячно начисляемых процентов.
Пополняемо-отзывные депозиты пользовались повышенным спросом у вкладчиков, но они же стали источником проблем для банков, когда кризис ликвидности завершился и процентные ставки начали снижаться.
Вкладчики охотно пополняли вклады, открытые под высокие ставки процента. Некоторые кредитные организации, в народе называемые «банками-предателями», вопреки договорам вкладов, чинили препятствия таким вкладчикам. Среди «банков-предателей» – тот же «Транспортный». Некоторые банки пошли по еще более экзотическому пути – в одностороннем порядке снизили процентные ставки по действующим договорам банковского вклада. Такая тактика создает угрозу для репутации банка. Кроме того, она незаконна.
Особенно пострадали банки, которые пытались создать вкладчикам максимально комфортные условия, например, предлагали длительные сроки вклада – от года и выше.
Когда ситуация на рынке успокоилась и ставки снизились, вкладчики пополнили заранее открытые дорогие вклады «под завязку». Слава богу, даже самые жадные и глупые вкладчики боятся забегать за флажки страхования АСВ, пока еще актуального в случае негосударственных банков.
Для банка основное преимущество пополняемо-отзывных депозитов перед обычными состоит в том, что можно привлекать средства населения в пополняемо-отзывные депозиты по более низким ставкам, так как пополняемо-отзывные депозиты более привлекательны для вкладчиков, на них выше спрос. Они особенно подходят для турбулентного периода, с точки зрения вкладчика, так как фактически содержат колл-опцион (дают возможность еще «прикупить» инструмент, то есть пополнить вклад по заранее оговоренной ставке) и право проводить расходные операции без потери процентов.
Есть и дополнительный бонус для банка. Так как у пополняемо-отзывных депозитов ставки ниже, чем у обычных, когда максимальные ставки по вкладам оказываются выше порога ЦБ, ставки по пополняемо-отзывным депозитам остаются в безопасной зоне, не вызывая нареканий регулятора.
В то же время пополняемо-отзывные вклады — менее надежный источник фондирования, чем обычные. Если ситуация ухудшается, клиенты быстрее заберут пополняемо-отзывные вклады, чем обычные, ведь в последнем случае их удерживает от досрочного изъятия потеря процентов. Если же ставки снизятся, вкладчики начнут активно пополнять открытые вклады. Кроме того, сложно сделать выбор разумной процентной ставки пополняемо-отзывного вклада, так как он, по существу, является производным инструментом, более сложным, чем торгуемые на рынке опционы.
Для банка опасно и резкое ухудшение ситуации, ведущее к набегу вкладчиков на банк, и, напротив, улучшение, ведущее к снижению процентных ставок и к активному пополнению вкладов.
Каков вывод? На случай набега вкладчиков на банк или кризиса ликвидности целесообразно иметь наготове антикризисную линейку вкладов, разработанную с учетом опыта предшествующих кризисов. Применение пополняемо-отзывных вкладов возможно, но их параметры должны быть выбраны так, чтобы максимально обезопасить банк от описанных выше негативных последствий.
Лидерство в гонке ставок по вкладам – признак возможного скорого отзыва лицензии или санации.
В числе лидеров гонки ставок по вкладам отметился «пылесос» «Тусар». Он предлагал в январе 2015 года вклад «Снежный» под 20% годовых. На 1 августа доля вкладов в пассивах составила 80,9%, вкладами фондируются корпоративные кредиты. 25 августа банк «Тусар» приостановил обслуживание клиентов «из-за сгоревшего сервера». Проблемы с выдачей вкладов и переводом средств со счетов в банке начались 19—20 августа.
Еще более высокую ставку в январе 2015 года, да еще по пополняемо-отзывному вкладу, предлагал уже упомянутый «Транспортный» — 20,5% годовых. А по обычному вкладу – 21,5%. Но и его переплюнул Маст-Банк: 22%. У этого банка лицензия была отозвана в июне.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
И до сих пор эти проблемы продолжаются?
Эдак у нас всё привлечение от физиков будет бесплатным. Там депозиты только что по названию срочные. А по сути - до востребования.
Кстати, и впрямь, отчего вдруг поднята эта тема? Острота "процентных ножниц" банками прочувствована чуть не с марта месяца. Ресурс забит жалобами клиентов на хитромудрые выверты банков с целью прекратить пополнение. Даже устоявшийся термин появился - "банки-предатели". И тут вдруг - нате, сверхвысокие ставки на длинный срок, оказывается, нехорошо. "Ты смотри, Николашку-то, шлёпнули!"
Да может и так. Неплохой был банчок. Классический. Брал у людишек сбережения и отдавал тому самому мелкому и среднему бизнесу, о котором так болит душа либерала. Сам брал немного. И получалось это у него весьма ловко с лохматых годов. И, пожалуй, продолжало бы получаться, если бы не две эксприментаторши-начётчицы из ЦБ.
Цена депозитов-физиков по рынку взлетела до небес, а банчок в своё время не придавал должного внимания диверсификации пассивной базы.
Имхо, поскорее бы его уже пристрелили, бо смотреть на агонию больно.
Вот так глупые действия регулятора гробят регулируемых.