Несмотря на все законодательные изменения, проблема навязывания дополнительных страховых продуктов при оформлении полиса ОСАГО остается актуальной. Введение электронного полиса ОСАГО пока не принесло кардинальных изменений, как по причине ограничений в возможности оформления страхования (новые транспортные средства, несовпадение данных с базой Российского союза автостраховщиков), так и из-за небольшого количества страховщиков, предлагающих такую услугу. На форумах продолжают описывать различные сложности с приобретением бумажного и электронного полисов. Особенно актуальна проблема в убыточных для страховщиков с точки зрения результата от ОСАГО регионах. При обращении в офис страховщика клиент по-прежнему может столкнуться с уже ставшими стандартными отговорками: отсутствуют бланки, нужно произвести осмотр через неопределенный срок и т. п. Как автовладельцам отстаивать свои права при навязывании дополнительных услуг?
Основы законодательства в области ОСАГО
Согласно федеральному закону об ОСАГО, услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом филиале страховщика. Узнать, есть ли филиал страховой компании в вашем регионе, можно на сайте страховщика. Если информация недоступна, официальную информацию о филиале можно получить в выписке из ЕГРЮЛ, сформированной по ИНН страховщика на сайте Федеральной налоговой службы. Офисы, расположенные по адресу, отличному от адреса филиала, могут разделяться по виду деятельности: офисы продаж, урегулирования убытков, по работе с корпоративными клиентами. Обращаться в ближайший офис с вывеской страховой компании не всегда целесообразно, так как заключение договоров может быть не в его компетенции. Найти офисы продаж в вашем регионе, отличные от официально зарегистрированного филиала, можно только с помощью сайта или контакт-центра страховщика.
Для отстаивания своих интересов в диалоге с представителями страховщика лучше запастись определенным багажом знаний законодательства в области обязательного страхования. В связи со сложившейся практикой жесткого регулирования вопроса навязывания страховок, сотрудник страховой организации может уступить, почувствовав подкованного оппонента, и оформить полис без добровольных видов страхования.
Если сотрудник страховой компании убеждает вас в том, что для приобретения полиса ОСАГО необходимо в обязательном порядке приобрести один из добровольных видов страхования, стоит напомнить: в законодательстве не предусмотрена обязанность автовладельца приобретать дополнительные страховки при обращении за полисом ОСАГО. Принуждение к заключению договора страхования недопустимо, кроме случаев, когда такая обязанность возложена в рамках закона (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ). Если сотрудник заявляет вам, что они не продают полис ОСАГО без дополнительных страховок по внутренним правилам компании, ссылайтесь на ФЗ об ОСАГО, в котором говорится, что договор ОСАГО является публичным. Отказ в заключении публичного договора не только не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ), но и влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей (статья 15.34.1. КоАП РФ).
Данные нормы законодательства распространяются на всех представителей страховщика, в том числе на сотрудников офисов продажи и страховых агентов.
На практике также бывают случаи, когда сотрудники страховой компании предлагают клиентам выбор: либо приобретаете полис ОСАГО с дополнительными видами страхования, либо необходимо провести осмотр транспортного средства. А процедура организации осмотра может занять много времени. По правилам профессиональной деятельности РСА (ППД), регулирующим деятельность страховщиков ОСАГО, в части, неурегулированной законодательными актами, страховая компания обязана заключить полис в день обращения клиента. Исключением являются случаи, когда страховщик желает воспользоваться своим правом на проведение осмотра транспортного средства. Но в этом случае осмотр должен производиться в тот же день. А если это невозможно, то в срок до пяти дней. Согласно последним изменениям в правилах страхования ОСАГО, при недостижении соглашения о месте осмотра транспортного средства осмотр страховщиком не производится.
Действия при обращении за полисом ОСАГО
Если в вашем регионе страховщики отказываются честно оформлять ОСАГО, а полис в электронном виде в вашем случае приобрести невозможно или не получается из-за технических проблем, при обращении к представителю страховщика стоит учесть, что в случае дальнейших разбирательств потребуется подтверждения факта уклонения страховщика от обязанности заключить договор ОСАГО. Общение с сотрудниками страховщика лучше фиксировать аудио- или видеосъемкой. При этом сотрудник страховщика не имеет права вам препятствовать, что прямо указано в ППД и разъяснении Банка России. Если нет возможности провести съемку, можно использовать свидетельские показания, позволяющие сделать вывод о факте правонарушения. Чтобы не получить отказ по формальным причинам, нужно при себе иметь полный комплект оригиналов документов.
При отказе в заключении договора ОСАГО, в том числе по причине отсутствия бланков, требуйте официального оформления вашего обращения. Для фиксации факта обращения заполните заявление на заключение договора ОСАГО (в идеале, зная специфику продаж ОСАГО в вашем регионе, надо иметь это заявление при себе) и получите отметку о приеме на копии заявления (Ф. И. О. и должность принимающего и дату приема). Если сотрудник отказывается принимать заявление, следует отправить его заказным письмом с уведомлением на адрес страховой компании. Страховщик не сможет проигнорировать заявление и обязан будет либо связаться с вами для оформления полиса, либо выдать вам письменный отказ в заключении договора ОСАГО.
Если нет времени ждать проведения осмотра ТС или ответа от страховщика по рассмотренному заявлению и вам все же пришлось приобрести ОСАГО с навязанными дополнительными добровольными видами страхования, вы можете попробовать отказаться от полиса с возвратом страхового взноса. Для этого в день получения полиса необходимо подать претензию в адрес страховой компании с требованием расторгнуть вышеуказанный договор страхования и вернуть оплаченные денежные средства в связи с тем, что заключение договора обусловлено не желанием клиента, а нарушением сотрудником компании статьи 16 закона «О защите прав потребителей». В претензии укажите сроки, по истечении которых вы будете вынуждены обратиться в суд. Дополнительно необходимо приложить доказательства факта навязывания страховки. Претензию необходимо либо направить письмом с уведомлением в адрес страховой компании, либо самостоятельно предоставить в офис, получив отметку о принятии на вашем экземпляре претензии. В случае отсутствия ответа со стороны страховщика или отказа в возврате денежных средств необходимо обратиться с жалобой в органы надзора либо в суд. На сегодняшний день сложилась устойчивая практика рассмотрения подобных жалоб в пользу потребителя.
Куда жаловаться
Основным регулятором деятельности страховых компаний является Банк России. Жалобу об отказе в заключении договора ОСАГО без оформления дополнительных услуг следует направлять в электронную приемную службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, где для подобного рода жалоб создана отдельная форма обращения. Необходимо в обязательном порядке приложить доказательства нарушений страхового законодательства, без которых принятие каких-либо мер со стороны Банка России будет невозможно. Также можно написать жалобу в прокуратуру для возбуждения против сотрудника страховой компании административного производства по статье 15.31.1 КоАП РФ с последующим штрафом, предусмотренным указанной статьей. С целью инициирования проверки в части нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции) с последующим наложением штрафа на страховщика можно обратиться в ФАС.
Период охлаждения
На протяжении долгого времени контролирующими органами обсуждалась инициатива о введении так называемого периода охлаждения — льготного периода, в течение которого страхователь может отказаться от договора добровольного страхования с полным возвратом премии. Цель такого нововведения — свести к нулю случаи навязывания страховок. 7 октября президиум РСА принял решение о внесении в ППД «периода охлаждения» сроком в пять дней, при условии, что полис добровольного страхования был приобретен одновременно с полисом ОСАГО. При этом срок действия добровольного страхования должен быть не менее 30 дней при отсутствии заявленных страховых случаев.
Введение «периода охлаждения» в утвержденной РСА редакции в теории вроде бы решает проблему. Но пока не совсем понятно, что помешает страховщикам, которые ранее вели себя недобросовестно, навязывать дорогостоящие договоры со сроком менее 30 дней или заключать договор с указанием другой даты. Надеемся на кардинальное улучшение ситуации, не забывая о способах защиты своих прав.
Комментарии
Вот, допустим, я располагаю 3 000 000 рублей наличными.
Я имею право "подстраховать" себя этой суммой при езде?
Или я что-то не с той стороны прочитал?
Всегда радует, когда вижу человека, не понимающего разницы между "имею право" и "обязан"... Права - это привилегия свободного человека, обязанности - удел рабов! Так?
А чем подкрепляется Ваша радость?
Писать точный ответ не обязательно, хотя бы намекните, пожалуйста.
Подстраховать себя имеете право, но оформить страховку обязаны. Не у всех в наличии есть три миллиона рублей. А из тех, у кого они есть, не все готовы добровольно с ними расстаться, чтобы возместить ущерб. С такими приходится долго судиться, и в итоге получишь "от мертвого осла уши".
С такими рассуждениями можно далеко уйти.
Вот допустим, я собираюсь на личном автомобиле в дальнюю и сложную поездку.
Я имею право подстраховать себя, имея в гараже ещё несколько исправных автомобилей, выбрав на момент поездки наиболее подходящий для условий дороги.
Можно ехать с друзьями сразу на нескольких автомобилях, вероятность того, что хотя бы на одном мы доедем до пункта назначения, в этом случае будет выше, особенно если речь идёт о сложных условиях крайнего севера.
А теперь об обязаловке. Следуя Вашей логике, мы обязаны одновременно купить себе ещё билеты на поезд или самолёт/вертолёт на эти же даты и маршрут. Так мы будет застрахованы на все 100%.
Но ведь очевидно же, что это НЕ ВЫГОДНО! Это бездумная трата денег!
Хочу обратить внимание, что страховка - это не налог. Страховка не может быть обязательной. Да, налоги тоже не выгодны для каждого отдельно взятого гражданина, но у них изначально другая концепция.
Раз уж мы находимся на банковском портале, вполне логично было бы предложить следующую инициативу.
Вот выплаты по ОСАГО, которые действуют в настоящее время, с 1 апреля 2015 года
По имуществу (по железу) максимальная выплата до 400 000 рублей.
По жизни и здоровью максимум до 500 000 рублей.
Если у гражданина есть аналогичные суммы на счетах, например в Сбербанке, то при наличии справки из банка человеку можно было бы разрешить кататься на своих автомобилях без дополнительных страховок. Суммы можно провести как не снимаемый/минимальный остаток на счету.
Вот сейчас вводят автоматическую проверку наличия полиса ОСАГО камерами видео фиксации. Проехал под камеру без ОСАГО в базе, получи штраф по почте. Есть на счету упомянутые выше суммы, штрафа нет. Снял деньги со счёта, проехал под камеру, получи штраф, кратный стоимости полиса ОСАГО.
Если Вам кажется, что я много написал, то напишу совсем коротко.
1) Страхование по ОСАГО является заведомо невыгодным мероприятием.
2) ОСАГО - не является налогом, поэтому должно быть добровольным.
P.S. Шнурки на ботинках, чтобы люди реже спотыкались и падали, по 300 рублей за каждый ботинок, перед выходом из дома, завязывать не хотите??