​Как отказаться от навязанной страховки при оформлении ОСАГО

Дата публикации: 20.10.2015 00:00 Обновлено: 17.11.2016 15:55
26 052
9 Время прочтения: 7 минут
Автор
Нина Князева, специалист по интернет-маркетингу Банки.ру с 2015 по 2020 год
Нина Князева специалист по интернет-маркетингу Банки.ру с 2015 по 2020 год
Источник
Banki.ru

Несмотря на все законодательные изменения, проблема навязывания дополнительных страховых продуктов при оформлении полиса ОСАГО остается актуальной. Введение электронного полиса ОСАГО пока не принесло кардинальных изменений, как по причине ограничений в возможности оформления страхования (новые транспортные средства, несовпадение данных с базой Российского союза автостраховщиков), так и из-за небольшого количества страховщиков, предлагающих такую услугу. На форумах продолжают описывать различные сложности с приобретением бумажного и электронного полисов. Особенно актуальна проблема в убыточных для страховщиков с точки зрения результата от ОСАГО регионах. При обращении в офис страховщика клиент по-прежнему может столкнуться с уже ставшими стандартными отговорками: отсутствуют бланки, нужно произвести осмотр через неопределенный срок и т. п. Как автовладельцам отстаивать свои права при навязывании дополнительных услуг?

Основы законодательства в области ОСАГО

Согласно федеральному закону об ОСАГО, услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом филиале страховщика. Узнать, есть ли филиал страховой компании в вашем регионе, можно на сайте страховщика. Если информация недоступна, официальную информацию о филиале можно получить в выписке из ЕГРЮЛ, сформированной по ИНН страховщика на сайте Федеральной налоговой службы. Офисы, расположенные по адресу, отличному от адреса филиала, могут разделяться по виду деятельности: офисы продаж, урегулирования убытков, по работе с корпоративными клиентами. Обращаться в ближайший офис с вывеской страховой компании не всегда целесообразно, так как заключение договоров может быть не в его компетенции. Найти офисы продаж в вашем регионе, отличные от официально зарегистрированного филиала, можно только с помощью сайта или контакт-центра страховщика.

Для отстаивания своих интересов в диалоге с представителями страховщика лучше запастись определенным багажом знаний законодательства в области обязательного страхования. В связи со сложившейся практикой жесткого регулирования вопроса навязывания страховок, сотрудник страховой организации может уступить, почувствовав подкованного оппонента, и оформить полис без добровольных видов страхования.

Если сотрудник страховой компании убеждает вас в том, что для приобретения полиса ОСАГО необходимо в обязательном порядке приобрести один из добровольных видов страхования, стоит напомнить: в законодательстве не предусмотрена обязанность автовладельца приобретать дополнительные страховки при обращении за полисом ОСАГО. Принуждение к заключению договора страхования недопустимо, кроме случаев, когда такая обязанность возложена в рамках закона (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ). Если сотрудник заявляет вам, что они не продают полис ОСАГО без дополнительных страховок по внутренним правилам компании, ссылайтесь на ФЗ об ОСАГО, в котором говорится, что договор ОСАГО является публичным. Отказ в заключении публичного договора не только не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ), но и влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей (статья 15.34.1. КоАП РФ).

Данные нормы законодательства распространяются на всех представителей страховщика, в том числе на сотрудников офисов продажи и страховых агентов.

На практике также бывают случаи, когда сотрудники страховой компании предлагают клиентам выбор: либо приобретаете полис ОСАГО с дополнительными видами страхования, либо необходимо провести осмотр транспортного средства. А процедура организации осмотра может занять много времени. По правилам профессиональной деятельности РСА (ППД), регулирующим деятельность страховщиков ОСАГО, в части, неурегулированной законодательными актами, страховая компания обязана заключить полис в день обращения клиента. Исключением являются случаи, когда страховщик желает воспользоваться своим правом на проведение осмотра транспортного средства. Но в этом случае осмотр должен производиться в тот же день. А если это невозможно, то в срок до пяти дней. Согласно последним изменениям в правилах страхования ОСАГО, при недостижении соглашения о месте осмотра транспортного средства осмотр страховщиком не производится.

Действия при обращении за полисом ОСАГО

Если в вашем регионе страховщики отказываются честно оформлять ОСАГО, а полис в электронном виде в вашем случае приобрести невозможно или не получается из-за технических проблем, при обращении к представителю страховщика стоит учесть, что в случае дальнейших разбирательств потребуется подтверждения факта уклонения страховщика от обязанности заключить договор ОСАГО. Общение с сотрудниками страховщика лучше фиксировать аудио- или видеосъемкой. При этом сотрудник страховщика не имеет права вам препятствовать, что прямо указано в ППД и разъяснении Банка России. Если нет возможности провести съемку, можно использовать свидетельские показания, позволяющие сделать вывод о факте правонарушения. Чтобы не получить отказ по формальным причинам, нужно при себе иметь полный комплект оригиналов документов.

При отказе в заключении договора ОСАГО, в том числе по причине отсутствия бланков, требуйте официального оформления вашего обращения. Для фиксации факта обращения заполните заявление на заключение договора ОСАГО (в идеале, зная специфику продаж ОСАГО в вашем регионе, надо иметь это заявление при себе) и получите отметку о приеме на копии заявления (Ф. И. О. и должность принимающего и дату приема). Если сотрудник отказывается принимать заявление, следует отправить его заказным письмом с уведомлением на адрес страховой компании. Страховщик не сможет проигнорировать заявление и обязан будет либо связаться с вами для оформления полиса, либо выдать вам письменный отказ в заключении договора ОСАГО.

Если нет времени ждать проведения осмотра ТС или ответа от страховщика по рассмотренному заявлению и вам все же пришлось приобрести ОСАГО с навязанными дополнительными добровольными видами страхования, вы можете попробовать отказаться от полиса с возвратом страхового взноса. Для этого в день получения полиса необходимо подать претензию в адрес страховой компании с требованием расторгнуть вышеуказанный договор страхования и вернуть оплаченные денежные средства в связи с тем, что заключение договора обусловлено не желанием клиента, а нарушением сотрудником компании статьи 16 закона «О защите прав потребителей». В претензии укажите сроки, по истечении которых вы будете вынуждены обратиться в суд. Дополнительно необходимо приложить доказательства факта навязывания страховки. Претензию необходимо либо направить письмом с уведомлением в адрес страховой компании, либо самостоятельно предоставить в офис, получив отметку о принятии на вашем экземпляре претензии. В случае отсутствия ответа со стороны страховщика или отказа в возврате денежных средств необходимо обратиться с жалобой в органы надзора либо в суд. На сегодняшний день сложилась устойчивая практика рассмотрения подобных жалоб в пользу потребителя.

Куда жаловаться

Основным регулятором деятельности страховых компаний является Банк России. Жалобу об отказе в заключении договора ОСАГО без оформления дополнительных услуг следует направлять в электронную приемную службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, где для подобного рода жалоб создана отдельная форма обращения. Необходимо в обязательном порядке приложить доказательства нарушений страхового законодательства, без которых принятие каких-либо мер со стороны Банка России будет невозможно. Также можно написать жалобу в прокуратуру для возбуждения против сотрудника страховой компании административного производства по статье 15.31.1 КоАП РФ с последующим штрафом, предусмотренным указанной статьей. С целью инициирования проверки в части нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции) с последующим наложением штрафа на страховщика можно обратиться в ФАС.

Период охлаждения

На протяжении долгого времени контролирующими органами обсуждалась инициатива о введении так называемого периода охлаждения — льготного периода, в течение которого страхователь может отказаться от договора добровольного страхования с полным возвратом премии. Цель такого нововведения — свести к нулю случаи навязывания страховок. 7 октября президиум РСА принял решение о внесении в ППД «периода охлаждения» сроком в пять дней, при условии, что полис добровольного страхования был приобретен одновременно с полисом ОСАГО. При этом срок действия добровольного страхования должен быть не менее 30 дней при отсутствии заявленных страховых случаев.

Введение «периода охлаждения» в утвержденной РСА редакции в теории вроде бы решает проблему. Но пока не совсем понятно, что помешает страховщикам, которые ранее вели себя недобросовестно, навязывать дорогостоящие договоры со сроком менее 30 дней или заключать договор с указанием другой даты. Надеемся на кардинальное улучшение ситуации, не забывая о способах защиты своих прав.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

9
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Abbach
20.10.2015 12:17
Простите, пожалуйста, а термин ОСАГО разве не расшифровывается, как "навязанная страховка".
Вот, допустим, я располагаю 3 000 000 рублей наличными.
Я имею право "подстраховать" себя этой суммой при езде?
Или я что-то не с той стороны прочитал?
0

Kot-II
20.10.2015 22:58
Abbach пишет:
Простите, пожалуйста, а термин ОСАГО разве не расшифровывается, как "навязанная страховка".
Вот, допустим, я располагаю 3 000 000 рублей наличными.
Я имею право "подстраховать" себя этой суммой при езде?
Или я что-то не с той стороны прочитал?

Всегда радует, когда вижу человека, не понимающего разницы между "имею право" и "обязан"... Права - это привилегия свободного человека, обязанности - удел рабов! Так?
0

Abbach
20.10.2015 23:16
Kot-II пишет:
Всегда радует, когда вижу человека, не понимающего разницы между "имею право" и "обязан"... Права - это привилегия свободного человека, обязанности - удел рабов! Так? smile


А чем подкрепляется Ваша радость?
Писать точный ответ не обязательно, хотя бы намекните, пожалуйста.
0

banker1985
25.10.2015 13:02
Abbach пишет:
Вот, допустим, я располагаю 3 000 000 рублей наличными.
Я имею право "подстраховать" себя этой суммой при езде?

Подстраховать себя имеете право, но оформить страховку обязаны. Не у всех в наличии есть три миллиона рублей. А из тех, у кого они есть, не все готовы добровольно с ними расстаться, чтобы возместить ущерб. С такими приходится долго судиться, и в итоге получишь "от мертвого осла уши".
1

Abbach
25.10.2015 14:42
banker1985,

С такими рассуждениями можно далеко уйти.
Вот допустим, я собираюсь на личном автомобиле в дальнюю и сложную поездку.
Я имею право подстраховать себя, имея в гараже ещё несколько исправных автомобилей, выбрав на момент поездки наиболее подходящий для условий дороги.
Можно ехать с друзьями сразу на нескольких автомобилях, вероятность того, что хотя бы на одном мы доедем до пункта назначения, в этом случае будет выше, особенно если речь идёт о сложных условиях крайнего севера.

А теперь об обязаловке. Следуя Вашей логике, мы обязаны одновременно купить себе ещё билеты на поезд или самолёт/вертолёт на эти же даты и маршрут. Так мы будет застрахованы на все 100%.

Но ведь очевидно же, что это НЕ ВЫГОДНО! Это бездумная трата денег!
Хочу обратить внимание, что страховка - это не налог. Страховка не может быть обязательной. Да, налоги тоже не выгодны для каждого отдельно взятого гражданина, но у них изначально другая концепция.

Раз уж мы находимся на банковском портале, вполне логично было бы предложить следующую инициативу.

Вот выплаты по ОСАГО, которые действуют в настоящее время, с 1 апреля 2015 года

По имуществу (по железу) максимальная выплата до 400 000 рублей.
По жизни и здоровью максимум до 500 000 рублей.

Если у гражданина есть аналогичные суммы на счетах, например в Сбербанке, то при наличии справки из банка человеку можно было бы разрешить кататься на своих автомобилях без дополнительных страховок. Суммы можно провести как не снимаемый/минимальный остаток на счету.

Вот сейчас вводят автоматическую проверку наличия полиса ОСАГО камерами видео фиксации. Проехал под камеру без ОСАГО в базе, получи штраф по почте. Есть на счету упомянутые выше суммы, штрафа нет. Снял деньги со счёта, проехал под камеру, получи штраф, кратный стоимости полиса ОСАГО.

Если Вам кажется, что я много написал, то напишу совсем коротко.
1) Страхование по ОСАГО является заведомо невыгодным мероприятием.
2) ОСАГО - не является налогом, поэтому должно быть добровольным.

P.S. Шнурки на ботинках, чтобы люди реже спотыкались и падали, по 300 рублей за каждый ботинок, перед выходом из дома, завязывать не хотите??
0

Обучение

Материалы по теме