Чем опасен bail-in — новомодная «стрижка вкладчиков по-кипрски»?
Каждый день приносит какой-нибудь приятный сюрприз вкладчикам: то страховое возмещение по валютным вкладам рассчитают по заниженному на 10% курсу, то какой-нибудь санируемый банк самовольно конвертирует валютные вклады в рублевые. А советник президента РФ по Интернету Герман Клименко и вовсе предложил запретить валютные вклады.
И вот новая инициатива, на сей раз от Минфина. Заместитель министра Алексей Моисеев предложил «стричь» вкладчиков по новомодной кипрской методике bail-in. В интересах самих вкладчиков, разумеется. Что это такое? В случае санации часть вклада (например, половина) списывается, а остальное конвертируется в капитал первого или второго уровня — акции или субординированный долг (его нельзя потребовать назад ранее чем, скажем, через пять лет). Плюсы по сравнению с применяемым в России старомодным bailout (спасение банков за счет государства или инвестора) налицо, особенно в условиях дефицита бюджета.
Однако, что было хорошо на Кипре, может оказаться вредным в России. Посмотрим, какие негативные последствия могут быть у bail-in. Раньше вкладчики крупных банков (скажем, из топ-50) верили, что их банк уж точно спасут. Теперь же санация становится для них не спасением, а наказанием. Вклад сначала ополовинят, а затем превратят в никому не нужные бумажки (ибо что могут стоить акции разорившегося банка) или в долг (явно в национальной валюте), который через пять лет превратится в пыль. Этот вариант может оказаться даже хуже отзыва лицензии, когда вкладчику достается хотя бы страховое возмещение.
Посмотрим, кого может коснуться bail-in. Размер этой группы вкладчиков, при условии порога 100 млн рублей, невелик. Ведь, по данным АСВ, количество вкладчиков, чьи вклады превышали 1 млн долларов, в банках, у которых были отозваны лицензии, составило чуть более 100 человек. Пока Алексей Моисеев предлагал «стричь» вклады начиная со 100 млн рублей. Однако аппетит приходит во время еды, да и «в голове и в бюджете дыра». Поэтому не исключено, что порог будет снижен, допустим, до уровня 1,4 млн рублей – максимального размера страхового возмещения по вкладам. На 1 октября 2015 года страховая ответственность АСВ составляла 13,8 трлн рублей, тогда как сумма вкладов достигла 21,2 трлн рублей. То есть не застрахованы были вклады на сумму 7,4 трлн рублей. А в этой группе уже сотни тысяч вкладчиков.
Интересно отметить, что руководство АСВ выступает против распространения bail-in на вкладчиков. 8 февраля глава АСВ Юрий Исаев сказал: «Я пока исхожу из того, что физических лиц вообще пока не надо к bail-in привлекать. Всегда возникает очень много вопросов с физлицами. Например, чем человек со 100 миллионами рублей отличается от человека с 98 миллионами рублей с точки зрения Конституции? …Сама идея bail-in с точки зрения участия юрлиц в этой процедуре – здравая».
Если мы пойдем по кипрскому пути, VIP-вкладчики выведут свои средства за рубеж, хотя в зарубежных банках процентные ставки по депозитам в долларах и евро существенно ниже, чем можно найти в российских банках. Отток капитала за рубеж и так велик, зачем его усиливать?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Какую логику/сентименты ждать от "ребят с маузерами", которые вот уже 17 лет безраздельно заворачивают экономикой? Главное, что с ИХ капиталом будет все нормально. Здесь бОлее уместны слова Михаила Жванецкого, "Причем здесь борщ (отток капитала), когда ТАКИЕ дела на кухне?"
Вообще-то там где-то проскальзывало что дело то сугубо добровольное. Не хочешь не пользуйся. Получи свои 1.4 млн, а остальные 98.6+ в рамках процедуры банкротства банка через -дцать лет и то не факт.
Есть (по форме) более надежные способы сохранения сбережений сейчас?