Система страхования вкладов в России переживает самые серьезные испытания за 12 лет своего существования. Обманутые некрупные вкладчики прогоревших банков становятся похожи на валютных ипотечников. Проблема в том, что валютным ипотечникам государство по закону не должно ничего, а обманутым вкладчикам — должно.
Был когда-то такой анекдот. Один импозантный мужчина во дворе под деревом играет в шахматы со своей собакой. Собака просто двигает фигуры лапой в произвольном порядке. Проходит мимо другой импозантный мужчина, видит это зрелище и восторженно восклицает: «Какая умная собака!» Но игрок тут же отвечает ему: «Почему умная? Счет 3:2 в мою пользу!» Примерно так же профильные ведомства, Банк России и Агентство по страхованию вкладов, реагируют на вопросы обманутых «забалансовых» вкладчиков прогоревших банков, что им делать и как получить свои деньги в рамках установленного законом страхового возмещения 1,4 млн рублей. Они, в частности, в один голос заявляют, что не считают эту проблему значимой — ибо таких случаев за последние годы выявлено всего 11.
Ничего себе, «всего». Целых 11! Если взять последние три года (массовый банкопад в России начался осенью 2013-го), за это время была отозвано порядка 250 лицензий. И в 4% случаев у банков оказывались забалансовые вкладчики, которые не могли получить в банке-агенте законное страховое возмещение. Причем это качественно новая проблема. Раньше были совсем другие истории: когда «друзья волка» (читай: собственников сомнительных банков) незадолго до отзыва лицензии резко открывали вклады, чтобы после официального краха кредитной организации получить деньги от государства в рамках страхового возмещения. Теперь же уже на тысячи идет счет людей, честно открывших депозиты в банках, получивших от этих банков соответствующие подтверждающие документы, но после гибели кредитных организаций не нашедших себя в реестре кредиторов. Хотя сам реестр тот же ЦБ называет «чисто техническим инструментом».
Ответы, которые люди слышат на свои обращения, например, от АСВ, вряд ли могут их сильно утешить. В частности, на днях в интервью телеканалу «Россия 24» генеральный директор АСВ Юрий Исаев предостерег россиян открывать вклады в «банках-помойках». «Если вы как вкладчик несете деньги в «помойку», то нам потом придется вместе искать эти деньги долго. Мы их, скорее всего, найдем, но в ряде случаев это займет время. И если там есть признаки «рисования» (отчетности. — Прим. ред.), то мы совместно с МВД постараемся по полной программе этих людей привлечь», — сказал Исаев. Конечно, кого-то из вкладчиков, чей вклад — будем называть вещи своими именами — украден руководством или собственниками банка, может утешить арест «вора». Но вообще-то вкладчики хотят вернуть свои кровные, а не получить от организации, отвечающей за выплаты страхового возмещения, нагоняй за размещение вклада в «помойке» или бодрый рапорт правоохранительных органов о поимке не успевшего сбежать недобросовестного банкира.
Опять же, что такое банки-«помойки»? Такого понятия в законе нет. Зато действующий с 2004 года закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» однозначно обязывает государство в лице АСВ и нанятых им банков-агентов выплачивать вкладчикам полную сумму вклада с процентами на период до отзыва лицензии в рамках страхового возмещения. Размер этого возмещения менялся за 12 лет четырежды и теперь составляет 1,4 млн рублей. После кризиса 2008 года государство поменяло и принцип страхового возмещения: раньше возмещалось 90% вклада, а не вся сумма, и человек частично все же отвечал за выбор банка. Но как только стала возмещаться вся сумма вклада с процентами, эта ответственность автоматически целиком и полностью легла на государство. Если государству это не нравится, никто не мешает ему поменять закон. Однако пока он таков, надо его исполнять.
С точки зрения заместителя председателя ЦБ Михаила Сухова, рискованными сейчас являются рублевые депозиты со ставкой свыше 12% годовых. По данным регулятора, риски для системы страхования вкладов представляют 77 банков из 677 действующих. То есть свыше 10%.
Как получить страховое возмещение по вкладу, которого нет в реестре? Отвечают зампред Банка России и финансовый омбудсмен — в эксклюзивном репортаже «Банки ТВ».
Смотрите телеформат «Цена вопроса».
25.05.2016 00:00Но проблема становится еще более опасной, если задуматься и осознать, что банки-«помойки» (по версии гендиректора АСВ) входят в систему страхования вкладов наравне со Сбербанком и права их вкладчиков государство обязано защищать точно так же. Опять же в последние два года, когда «расчесалась» проблема обманутых вкладчиков, мы с вами были свидетелями краха весьма крупных банков (Мастер-Банк, Пробизнесбанк, Внешпромбанк или отправленный на санацию Мособлбанк, пока остающийся рекордсменом по сумме забалансовых вкладов), где держали деньги весьма уважаемые и влиятельные люди, в том числе из высших эшелонов власти. Спрашивается, как тогда отличить «помойку» от «уважаемой кредитной организации»? Хотя для вкладчика с размером депозита до 1,4 млн рублей с точки зрения закона этот вопрос вообще не должен иметь значение. Ему достаточно знать, что его банк входит в систему страхования вкладов.
Что же делать? Прежде всего, государству в лице Банка России и АСВ, видимо, для начала стоило бы признать проблему обманутых вкладчиков системной, а не случайной (11 раз — слишком много, чтобы считать это случайностью). Кстати, появление ЦБ в социальных сетях, случившееся 26 мая, тоже может стать хорошим каналом общения с обманутыми вкладчиками в режиме нон-стоп. Но, кроме общения и признания опасности проблемы, стоит задуматься над созданием механизма контроля за достоверностью сведений банков о своих вкладчиках. ЦБ пока против создания единой постоянно обновляемой базы данных о вкладчиках всех банков. АСВ тоже едва ли горит желанием быть оператором такой базы. Но вряд ли менее хлопотно будет отвечать на вопросы уже приходивших к зданию АСВ обманутых вкладчиков, как им получить свои деньги. А если люди перестанут доверять системе страхования вкладов — небольшой чистый отток вкладов из банков с начала 2016 года может показаться цветочками.
Если банк не платит по своим обязательствам — это проблема банка и его клиентов. Если по своим гарантиям не платит государство — это проблема государственного масштаба. В глазах обманутых вкладчиков банков «помойкой» может стать сама система страхования вкладов. А таких людей становится все больше...
Комментарии
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
Наконец то без воды, чётко, правдиво, лаконично!!!
«Первые ласточки» показали, что система страхования вкладов УЖЕ рушится, ее лихорадит, что она все более пробуксовывает и дает сбои, если не забывать, а) что людей, которым отказано в страховом возмещении вклада в размере страховой суммы становится все больше, б) финансовый омбудсмен Павел Медведев «В столовую со своей кастрюлей». http://www.banki.ru/news/columnists/?id=8908924 высказал свое мнение,
в) что ЦБР в лице одного из региональных подразделений устранилось от ответственности за ССВ банков путем выпуска брошюры, согласно которой теперь граждане САМИ ответственны при сдаче денег в банк проверять договор, заключенный банком с сотрудником этого банка, проверять подлинность подписей, что банковский продукт — депозит, сроки и т. д. — утвержден советом директоров этого банка… г) что генеральный директор АСВ Юрий Исаев оказался не в состоянии назвать «банки-помойки» по своей терминологии, дать признаки таких банков и ограничить их круг, объяснить, почему такие банки продолжают оставаться в системе СВВ. По расплывчатой формулировке господина Исаева тень нечистоплотности падает на любой российский банк.
Это точно?