Почему не надо бояться новостей о карточном мошенничестве

Дата публикации: 14.07.2016 00:00
8 938
18 Время прочтения: 4 минуты

«Каждый третий пользователь банковских карт пострадал от мошенников», — пугает потребителей свежее исследование уважаемых организаций. Однако бурно реагировать на такие новости не стоит. Лучше попытаться понять, кто и зачем хочет нас напугать.

На днях появились первые данные из отчета платежной компании ACI Worldwide и исследователей из Aite Group о распространенности карточного фрода в мире. Цифры, приведенные в пресс-релизе (полный текст отчета будет опубликован в конце июля), впечатляют. Оказывается, за последние пять лет треть потребителей карточных услуг становились жертвами мошенников, в США — почти половина, в Европе — от 10% до 30%. От активного использования карт отказываются 40% пострадавших. Растет доля тех, кто терял деньги несколько раз. Тексты, сопровождающие эти цифры, еще тревожнее: «информация о картах и другие данные почти всех пользователей в мире скомпрометированы» и т. п.

Вы уже открыли соседнюю вкладку в браузере, чтобы проверить состояние своего карточного счета? Не спешите. Уверен, что в ближайшие месяцы и годы у вас будет множество поводов поволноваться о деньгах на карте: истерика из серии «все пропало, надо срочно отказываться от карт» только начинает раскручиваться. Самые громкие случаи мошенничества, самые трогательные истории о потерянных деньгах и самые точные «рекомендации экспертов» о том, что делать с картами и чем их заменить, еще впереди.

Почему я с некоторой иронией отношусь к столь серьезной, казалось бы, проблеме? Любой продукт, любая технология имеют ограниченный срок жизни. Причем сразу по двум причинам: во-первых, со временем происходит естественное замещение устаревшей технологии новой, а во-вторых, производители и продавцы должны постоянно производить и продавать что-то новое, так как на устоявшемся и насыщенном рынке много не заработаешь.

Карты — это уже очень старая технология. Все самые выгодные рынки давно перенасыщены карточными услугами, все потенциальные потребители имеют в кошельках и тумбочках больше карт, чем им объективно требуется: в прошлом году в мире насчитывалось 10 млрд действующих карт. На перенасыщенном и сверхконкурентном рынке заработки банков далеки от желаемых. Конечно, продолжается процесс внедрения карточных услуг в беднейших странах Азии и Африки (за счет чего количество карт в мире растет), но это далеко не так выгодно, как продавать карты европейцам или американцам лет десять-двадцать назад.

Несмотря на то что карты в общем-то вполне успешно выполняют свои функции и могли бы прослужить еще долго, похоже, пришло время совершить традиционный «рыночный переворот»: ввести новую технологию, более выгодную для банков и индустрии в целом. Как обычно, это делается с использованием положительного и отрицательного стимулов. Или, говоря проще, пряником и кнутом. В качестве «пряника» выступают рассказы об удобстве и практичности новых видов бескарточных платежей, в роли «кнута» — ужасы карточного фрода, порождающие в потребителях страх неминуемой потери денег из-за столь ненадежной технологии.

В реальности объемы карточного мошенничества не столь велики, а банки и платежные системы давно научились с ним бороться. Объем фрода составляет от сотых до десятых долей процента от оборота по картам, а конечные потребители почти ничего не теряют (по крайней мере в развитых странах). Утечки огромного количества карточных данных, о которых часто рассказывает пресса, не приводят к соответствующим потерям, так как и данные часто не те, что нужны для ложных платежей, и банки быстро реагируют, перевыпуская карты на всякий случай. При этом львиная доля проблем с картами приходится на США и Южную Америку, где в силу исторических причин часто используются устаревшие технологии защиты карточных операций. В Европе и России ситуация намного лучше, что, кстати, признается даже в упомянутом выше исследовании (в отношении Европы, про Россию там данных нет).

Понятно, что технологии меняются и, как сказано выше, существует их естественный срок жизни: рано или поздно карты останутся в прошлом, как, например, кассетные магнитофоны или проводные телефоны. Речь лишь о том, что банкам и финтеху выгодно искусственно ускорять этот процесс, в том числе рассказывая частично или полностью выдуманные страшные истории об «опасных картах» и злодеях-мошенниках, охотящихся за вашей зарплатой на карточке. На самом же деле при соблюдении простейших правил безопасности вероятность оказаться жертвой карточного фрода и тем более потерять из-за него существенные деньги крайне мала. Скорее всего, меньше, чем вероятность попасть под машину или быть ограбленным у своего подъезда.

Поэтому намечающийся вал негативных публикаций о банковских картах можно воспринимать с любопытством и исследовательским интересом, но поддаваться манипуляциям их заказчиков все же не стоит. А переходить на более современные платежные технологии, конечно, надо, но только тогда, когда это объективно улучшает вашу ежедневную жизнь.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

18
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

29041953
14.07.2016 08:04
проблема не только в этом, а в том, что кстати не хотят видеть сытообразные граждане, как только падает фактический прожиточный уровень населения, так та его часть, что когда-то сверкала пластиком от банка, старается иметь полный кошелек и аргумент о том, что это так неудобно при крупном номинале купюр совершенно не воспринимается в качестве отрицательной рецептуры вот в чем стержень проблемы! а как только шалить начинает рублишка наш грязный, то ищем более чище и устойчивее валюту и не столь грязную от криминала и воровства или презренный металл - понятно какой поэтому, в неустойчивой, то есть кризисной экономической ситуации граждане подсознательно понимают, что свое надо держать у себя, поскольку оно гарантирует ликвидность, а не только платежеспособность как пластиковая карта, и наоборот поэтому, лучше б написали о том, сколько себе выигрывает банк когда эмитирует - выпускает карту и втюривают ее клиенту и сколько теряет клиент пользуясь такой картой? понятно, что все это прикрывается фактором - удобства и это так, но зачем же зарабатывать на прогрессе, что планируется на мобильных технологиях??? вот,где царит скрытая эксплуатация человека, до тех пор пока существует политика лояльности в банках от клиентов и пока банк действует без учета своей миссии, которая должна исповедовать доверительное отношение к клиенту, будет продолжаться обдираловка и неопределенность
3

dtytlbrn
14.07.2016 09:08
ЧУК (29041953) пишет:
лучше б написали о том, сколько себе выигрывает банк когда эмитирует - выпускает карту и втюривают ее клиенту и сколько теряет клиент пользуясь такой картой? понятно, что все это прикрывается фактором - удобства и это так, но зачем же зарабатывать на прогрессе, что планируется на мобильных технологиях??? вот,где царит скрытая эксплуатация человека, до тех пор пока существует политика лояльности в банках от клиентов и пока банк действует без учета своей миссии, которая должна исповедовать доверительное отношение к клиенту, будет продолжаться обдираловка и неопределенность
А главное, иногда потом невозможно избавиться от втюренных карт и втюренных счетов к ним, якобы из-за программного обеспечения, например, Сбербанка и Банка Москвы (в ручном режиме карты заблокировать и закрыть к ним счета сотрудники не могут - sic!). Якобы из-за того, что программисты не предусмотрели случай, когда выпустившее карту и открывшее к ней счет подразделение банка ликвидировано. Теперь эти 2 банка могут распоряжаться моими персональными данными пожизненно. На безрезультатные попытки закрыть счета потрачена куча времени, сил и денег.
5

oksanola
14.07.2016 09:37
А переходить на более современные платежные технологии, конечно, надо, но только тогда, когда это объективно улучшает вашу ежедневную жизнь.
Переходить на новые финансовые технологии надо тогда, когда эти технологии как следует протестированы. Риски по картам уже известны, и как свои деньги на карт.счетах защитить тоже примерно понятно. Какие проблемы в новых технологиях вылезут - никому не известно, а рисковать собственными деньгами для развития банковского бизнеса не очень хочется.
4

Alexvfin
14.07.2016 09:59
Oksana (oksanola) пишет:
Переходить на новые финансовые технологии надо тогда, когда эти технологии как следует протестированы.

Точно! Вот лично я тестирую совершенно новую технологию оплаты товара бесконтактным способом - силой мысли. Вчера где-то с полчаса пытался оплатить бутылку водки таким способом, но не получилось - чуть слюной не захлебнулся. Сегодня попробую заново, но на менее интересном товаре.
8

Alex_W
14.07.2016 12:05
ЧУК (29041953) пишет:
поэтому, лучше б написали о том, сколько себе выигрывает банк когда эмитирует - выпускает карту и втюривают ее клиенту и сколько теряет клиент пользуясь такой картой?


Чук, а расскажите, сколько теряет клиент, пользуясь "такой картой"?
И заодно - сколько "выигрывает себе" банк от эмиссии?
Банк - коммерческая структура, его цель получение прибыли, то есть продажа услуг за деньги, это понятно. Но найти здесь какую-то обдираловку и скрытую эксплуатацию у меня не получается, хоть убей. Просветите?
0

Обучение

Материалы по теме