​Финансовый консультант: человек против робота

Дата публикации: 15.03.2017 00:00 Обновлено: 24.03.2017 14:51
10 059
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Использование технологий и создание алгоритмов существенно упрощает жизнь участников рынка инвестиций: машина гораздо быстрее анализирует информацию, способна выявить мельчайшие закономерности и неэффективности, чтобы в конечном итоге выбрать лучшие инструменты для инвестиций. Один из главных трендов последнего времени — робоэдвайзеры, которые созданы для определения риск-профиля клиента, формирования инвестиционного портфеля и его последующей ребалансировки. Смогут ли они изменить традиционный консалтинг и можно ли им доверять?

Технология появилась относительно недавно. Первые робоэдвайзеры возникли в США в 2008 году как альтернатива традиционным финансовым советникам. В США распространена модель управления активами с вознаграждением в виде процента от капитала под управлением. Например, компания Edelman Financial Service (ее основатель Рик Эдельман — трижды лучший финансовый советник США по версии Barron's) берет за управление 2% с первых 150 тыс. долларов, 1,65% с последующих 250 тыс. и т. д. Комиссию за управление в 0,75% они берут только для сумм более 15 млн. Разумеется, управлять подобными суммами и платить комиссию может далеко не каждый. Робоэдвайзеры же берут 0,25% от суммы под управлением, причем минимальный взнос может составить всего 500 долларов.

К тому же новый инструмент отвечает требованиям времени: современному инвестору комфортнее проводить все операции онлайн, нежели искать время для встречи с живым консультантом. Крупным финансовым группам это новое поколение не слишком интересно как клиент, а робоэдвайзер предлагает удобный сервис для инвестирования.

Но, несмотря на весь технический прогресс, человечество еще не изобрело типа коммуникаций лучше, чем личное общение. Любой, кто активно вел или ведет переговоры и деловую переписку, отлично знает, что переписка намного менее эффективна, чем живой разговор. Анкета не задаст вам дополнительный вопрос, не услышит сомнение в вашем голосе, не сможет считать ваш невербальный язык. Поэтому именно живой эксперт, а не искусственный интеллект способен составить более точный риск-профиль клиента.

Всегда будут консерваторы, до последнего предпочитающие использовать инструменты, к которым они привыкли еще в молодости. Реальный финансовый консультант по-прежнему остается выбором мира избранных: индивидуальная помощь за большие деньги — для определенной категории людей показатель статуса и комфорта. И всегда будут экспериментаторы, готовые в числе первых попробовать новый продукт. Основная масса людей находится посередине, и, скорее всего, чем дальше, тем больше людей будет пользоваться робоэдвайзерами. Просто потому, что это удобнее и значительно дешевле: за счет автоматизации большого количества процессов серьезно снижаются издержки, тогда как комиссия живого консультанта выше в несколько раз.

Робот бесстрастно анализирует ситуацию и в принятии решений опирается только на логику — так, он может порекомендовать продать подорожавший актив или же купить тот, что упал в цене. Но объективно инвестору психологически тяжело поверить машине. Поэтому многим будет проще пообщаться с консультантом, который может прокомментировать изменения на рынке и убедить в том, что предложенные шаги на самом деле верные. У робота нет никакой возможности обосновать свои действия — только алгоритм, согласно которому он действует, — и его советы инвестор может невольно игнорировать, а значит, лишаться прибыли в будущем.

Нужно понимать, что робоэдвайзер — это еще один, возможно, лучший на сегодняшний день, но всего лишь инструмент для управления инвестициями, который не способен заменить человека. Так, отбойный молоток лучше обычного, но он оживает только в руках обученного строителя. Даже если появятся автоматизированные молотки, нужен будет специалист, который в нужном месте в нужное время будет их включать. И, что не менее важно, вовремя выключать.

Задача любого консультанта — на основе вашего риск-профиля предложить вам соответствующую стратегию. Ни одна серьезная финансовая компания, оказывающая консультационные услуги, не будет гарантировать стопроцентный результат. Гарантия результата — это водораздел, отделяющий мошенников от компаний, которым можно доверять. При работе с робоэдвайзером вы принимаете те же риски, что и в случае работы с обычным консультантом: машина дает рекомендации, а за принимаемые решения ответственность несет человек — вы как частный инвестор или эксперт, к которому вы обратились за помощью.

Не так давно в ЦБ выразили опасения, что растущая популярность финансовых роботов несет в себе угрозу, поскольку искусственный интеллект будет предлагать одну и ту же стратегию всем инвесторам. Это приведет к нарушению баланса на рынке и, как следствие, к финансовой катастрофе. Гипотетически такой вариант возможен, но маловероятен по нескольким причинам. Во-первых, на данном этапе число инвесторов, пользующихся услугами робоэдвайзеров, намного меньше, чем количество традиционных игроков. Должна накопиться определенная критическая масса, а это произойдет не скоро. Во-вторых, по прогнозам того же ЦБ, рынок так называемых гибридных эдвайзеров, то есть с участием человека, в ближайшие годы займет долю в три раза большую, чем полностью автоматические эдвайзеры. Советы гибридных робоэдвайзеров являются полностью персонифицированными. Поэтому ситуации, когда двум частным инвесторам будет предложена одна и та же стратегия, невозможны. Впрочем, инвестиционные стратегии полностью автоматизированных консультантов тоже основаны на индивидуальных данных инвестора. Так что вряд ли апокалипсис, наступления которого опасаются в ЦБ, состоится.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

kjvbdbfhkbfkhbfklebdbk
15.03.2017 07:52
Использование технологий и создание алгоритмов существенно упрощает жизнь участников рынка инвестиций: машина гораздо быстрее анализирует информацию, способна выявить мельчайшие закономерности и неэффективности, чтобы в конечном итоге выбрать лучшие инструменты для инвестиций.

Какой смысл в том, чтобы использовать стационарный алгоритм для анализа динамичных процессов? Закономерности это, надо полагать, имеется в виду технический анализ, а неэффективности -- фундаментальный. Когда акции ЮКОС входили в крутое пике, по методам технического анализа его нужно было продавать, а по принципам фундаментального анализа наблюдалась неэффективность и нужно было покупать. В той ситуации человеческий интеллект советовал не иметь дел с этим инструментом, т.к. деньги любят тишину, а бодаться с государством бесполезно. Аналогичный пример на акциях ФСК ЕЭС, которые способны летать по 17% за день. Обратные примеры это исторические пики по акциям Мосэнерго и Ростелекома: наблюдалась фундаментальная неэффективность в виде их дороговизны, но техника продолжала бы покупать. Алгоритмы могут быть эффективны для ловли арбитражных возможностей на различных площадках по одному инструменту, но для инвестирования они совершенно не годятся.

Робоэдвайзеры же берут 0,25% от суммы под управлением, причем минимальный взнос может составить всего 500 долларов.

Советы гибридных робоэдвайзеров являются полностью персонифицированными. Поэтому ситуации, когда двум частным инвесторам будет предложена одна и та же стратегия, невозможны.

Кто же станет платить вам от $500 за случайный результат прогнозирования? У каждого есть монетка, бросая которую можно получить такой же выхлоп, как от ваших робоэдвайзеров, только бесплатно. А на оставшиеся $500 целесообразнее купить лотерейный билет. А, если я не прав, то используйте советы ваших робоэдвайзеров сами на фьючерсах или с плечом.

Вы правы, а ЦБ не прав в том, что робоэдвайзеры несут угрозу. Столько Буратин никогда не найти.
2

dtytlbrn
15.03.2017 08:43
Робот хорош тем, что не несет никакой ответственности. На него можно списать любое ограбление клиента - он же робот, кто ж его посадит! С этой целью роботы-программы уже широко используются для обогащения банков за счет клиентов путем разрыва логических связей в работе с финансами. То же самое ждет и роботов консультантов.
4

Eric Cartman
15.03.2017 11:50
Уважаемый господин автор таким образом в себе в контору зазывает?
0

shmidtk
15.03.2017 15:06

Какой смысл в том, чтобы использовать стационарный алгоритм для анализа динамичных процессов? Закономерности это, надо полагать, имеется в виду технический анализ, а неэффективности -- фундаментальный. Когда акции ЮКОС входили в крутое пике, по методам технического анализа его нужно было продавать, а по принципам фундаментального анализа наблюдалась неэффективность и нужно было покупать. В той ситуации человеческий интеллект советовал не иметь дел с этим инструментом, т.к. деньги любят тишину, а бодаться с государством бесполезно. Аналогичный пример на акциях ФСК ЕЭС, которые способны летать по 17% за день. Обратные примеры это исторические пики по акциям Мосэнерго и Ростелекома: наблюдалась фундаментальная неэффективность в виде их дороговизны, но техника продолжала бы покупать. Алгоритмы могут быть эффективны для ловли арбитражных возможностей на различных площадках по одному инструменту, но для инвестирования они совершенно не годятся.


Савенок несколько о других робоэдвайзерах говорит. Не об этих машинках по генерации комиссии брокерам, а о автоматической генерации диверсифицированного портфеля ЦБ под риск-профиль клиента с учетом его горизонта инвестирования. По сути это означает, что на вход ваша инфа, на выход список из 500 бумаг с их весями в портфеле. И там этом фоне проблемы ЮКОСа - это специфический риск, который и устраняется диверсификацией по 500 бумагам. Ну и скорее всего робоэдвайзер вам посоветует вложить в РФ где-то пропорционально ее доле в мировой экономике, около пары процентов...
0

SQLap
16.03.2017 00:48
Роботы-консультанты, описанные в статье и комментариях, - это всего лишь экономия на издержках. Интересны роботы нового поколения, самообучаемые и даже с задатками интеллекта.
0

Обучение

Материалы по теме