Банки Татарстана. Жизнь после кризиса

Дата публикации: 22.05.2017 00:00
6 884
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Максим Осадчий, начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Источник
Banki.ru

Региональный банковский микрокризис в Татарстане завершен. Прекратились набеги на банки. Сейчас в регионе нет банков, которые бы находились в критическом состоянии. За исключением тех, что находятся под управлением временных администраций.

Уже можно подвести итоги микрокризиса. Банковский сектор республики понес тяжелые потери. Лицензии лишилась каждая пятая кредитная организация Татарстана: если на 1 декабря 2016 года в Татарстане было 20 кредитных организаций, то на 1 мая 2017 года их осталось 16. В ходе микрокризиса банковский сектор Татарстана потерял около четверти своих активов: только за период с 1 декабря 2016 года по 1 апреля 2017 года его активы сократились на 24%, или на 229,9 млрд рублей (без учета санируемого Тимер Банка, отчетность которого не публикуется на сайте ЦБ). Такое сокращение произошло преимущественно из-за краха Татфондбанка (ТФБ), второго по размеру активов в Татарстане. На 1 декабря 2016 года его активы составляли 201,9 млрд рублей. Весомый вклад в это сокращение внес и отзыв лицензии Интехбанка, размер активов которого на 1 декабря 2016 года составлял 29,4 млрд рублей (четвертое место в республике).

Хроника событий микрокризиса выглядит следующим образом.

21 октября 2016 года в банке «Пересвет» была введена временная администрация и объявлен мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка. После этого события ЦБ потребовал, чтобы ТФБ выкупил облигации «Пересвета» на сумму около 4 млрд рублей, которые ТФБ ранее продал ЦБ в рамках сделки РЕПО. Этот отток ликвидности лишил ТФБ способности выполнять свои обязательства по текущим платежам.

Далее эффект домино распространился на банки, связанные с ТФБ, а затем охватил и весь банковский сектор Татарстана. Начались набеги на банки региона.

3 марта 2017 года были отозваны лицензии у ТФБ, Интехбанка и банка «Анкор».

5 апреля была отозвана лицензия у Татагропромбанка.

28 апреля в банке «Спурт» была введена временная администрация в лице АСВ. Вероятно, на этом микрокризис и завершился.

Региональный банковский микрокризис в Татарстане схож с банковским микрокризисом 2013 года, вызванным отзывом лицензии у Мастер-Банка. Если бы опыт 2013 года был учтен должным образом, удалось бы избежать микрокризиса в Татарстане. Как и Мастер-Банк, ТФБ оказался системно значимым банком. Правда, на региональном уровне. В системно значимом банке, вовлеченном в криминальную деятельность, необходимо оперативно вводить временную администрацию и оказывать ему необходимую помощь во избежание эффекта домино.

Наибольший интерес вызывает положение крупнейшего банка Татарстана — «Ак Барса». Как и все банки республики, «Ак Барс» подвергся набегу кредиторов. Однако ему удалось удержаться на плаву благодаря солидному запасу прочности и поддержке со стороны государства. Также в ходе микрокризиса банк получил поддержку от одного из акционеров.

Его положение не вызывает беспокойства. Это проявляется и в умеренной доходности его облигаций. Так, по состоянию на 12:00 мск 19 мая доходность рублевого выпуска БО-04 (погашение 26 декабря 2017 года) составляла около 11% годовых.

Вполне удовлетворительны и показатели банка. Так, на 1 апреля 2017 года норматив достаточности собственных средств (капитала) Н1.0 составил 12,36% — на 4,36 процентного пункта выше порога 8%.

Более того, в какой-то степени условия ведения бизнеса для выживших банков даже улучшились, так как в результате микрокризиса число конкурентов на региональном рынке снизилось, а клиенты из погибших банков перешли в выжившие.

Улучшение конъюнктуры способствовало тому, что 12 мая международное рейтинговое агентство Moody's изменило прогноз по долгосрочным рейтингам депозитов и рейтингам приоритетного необеспеченного долга банка «Ак Барс» с «негативного» на «стабильный», подтвердив сами рейтинги на уровне «B2». Как следует из сообщения агентства, повышение прогноза отражает снижение рисков по портфелю и улучшение покрытия ссуд резервами, восстановление чистой процентной маржи, а также ожидаемое вливание капитала в размере 10 млрд рублей от компаний, связанных с правительством Татарстана.

В сообщении Moody's отмечается, что «Ак Барс» столкнулся с оттоком розничного фондирования на уровне около 5% в первые три месяца после возникновения проблем у ряда татарстанских банков, включая Татфондбанк. Сейчас ситуация относительно стабильна, отток прекратился, отмечается в сообщении.

С отзывом лицензии у Татфондбанка с третьего на второе место в рэнкинге по размеру активов в Татарстане переместился банк «Аверс» (27,8% принадлежит Радику Шаймиеву, сыну экс-президента Татарстана). За период с 1 ноября 2016 года по 1 апреля 2017 года его активы сократились всего на 1,3%. Банк также прибылен: чистая прибыль за 2016 год составила 2,3 млрд рублей, за I квартал 2017 года — 475,2 млн рублей.

Нормативы банка «Аверс» также находятся во вполне комфортной зоне. В частности, на 1 апреля 2017 года норматив достаточности собственных средств (капитала) Н1.0 составил 23,48%.

Как и «Ак Барс», «Аверс» в условиях кризиса поддерживал солидную подушку ликвидности: значение норматива мгновенной ликвидности Н2 на 1 апреля 2017 года составило 95,8%; значение норматива текущей ликвидности Н3 — 137,2%.

Стабильна ситуация и в других наиболее крупных банках Татарстана — в «Девон-Кредите» (99,75% принадлежит банку «Зенит», контрольный пакет которого, в свою очередь, принадлежит «Татнефти»), Татсоцбанке, Акибанке и Энергобанке.

Все это позволяет подтвердить вывод о завершении регионального банковского микрокризиса в Татарстане.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

ks567
22.05.2017 13:56
...а отчетность ак барса, мне всё так же не нравится. она, как была "загадочная", так и осталась. и понять, без раскрытия ее содержания, там ничего нельзя. какие там акции, какие облигации?...
автор второй раз защищает ак барс, а на мой вопрос, заданный в прошлый раз - откуда берутся те векселя, через которые банк привлек 60 млрд рулей - так и не ответил. поэтому, я повторю свое мнение. те векселя, это временный возврат средств, которые ранее банк выдал в "долгосрочные кредиты".
1

Обучение

Материалы по теме