Когда в какой-нибудь крупный российский банк внезапно вводят временную администрацию, все удивляются, но, в общем, понимают: есть за что. Понять, почему после завершения работы временной администрации одни банки спасают, а другие убивают, пока не получается. Объяснения ЦБ тайну не проясняют.
Уходящая неделя на российском банковском рынке стартовала в духе анекдота про пожилого преступника, которого века два назад везли на смертную казнь в понедельник. Тот озирается вокруг сквозь зарешеченное окно кареты и вдруг мечтательно произносит: «Ничего себе неделя начинается…» Вот примерно такое ощущение было от новости утра понедельника, 10 июля, о введении временной администрации в банк «Югра». Даже в эпоху великого банкопада имени Э. С. Набиуллиной пока ни разу не вводили временную администрацию в банк из топ-30 почти со 170 млрд рублей вкладов, которые государство обязано выплатить. К тому же в СМИ уже появилась информация о 75 млрд рублей забалансовых вкладов в «Югре». Если это правда, мы будем иметь дело с космическим рекордом.
Пока появление временной администрации в банках в новейшей истории России заканчивалось только двумя исходами — отзывом лицензии или сменой собственника. Ровно поэтому сразу после взрыва новостной бомбы о банке «Югра» пошли массовые публичные гадания, сохранит ли контроль над кредитной организацией главный собственник — Алексей Хотин. Он явно этого хотел, потому что в последнее время неоднократно докапитализировал банк.
На одном из российских телеканалов ответ на этот вопрос звучал примерно так (за точность смысла ручаемся): «Поскольку Хотин (на самом деле банк «Югра». — Прим. Банки.ру) является спонсором любительской Ночной хоккейной лиги, в которой играют первые лица государства, включая президента, у собственника есть шанс сохранить банк за собой». На самом деле «Югра» перестала быть спонсором НХЛ в мае. Но проблема в том, что в России сам факт такого спонсорства действительно может являться важным критерием «политической» устойчивости банка. А отказ от подобного спонсорства — признаком того, что у собственника начинаются реальные проблемы. То есть, на полном серьезе, гадания на судьбу банка через Ночную хоккейную лигу имеют под собой основания.
После казуса «Югры» логику принятия решений по судьбе банков, удостоившихся чести попасть под временную администрацию, попытались прояснить и первые лица самого Банка России. Эльвира Набиуллина прокомментировала ситуацию обтекаемо (иначе не могла — временная администрация и вводится для поиска решения): «У банка уже… возникли проблемы, поэтому мы ввели туда временную администрацию, она сейчас работает и должна будет оценить масштаб проблем, получить доступ к первоисточникам. После этого будет принято соответствующее решение. Оно не предопределено».
Зато первый заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин, курирующий банковский надзор, в интервью «Коммерсанту» действительно подробно рассказал о логике принятия судьбоносных решений по проблемным банкам. Но подробно не значит понятно. «Не существует магической формулы, чтобы получить безусловный критерий для выбора между отзывом лицензии и санацией. Критерий экономической целесообразности не универсален. Каждый раз мы стоим перед сложным выбором: не поощрять рискованную политику определенных банков, но при этом не допускать экономическую и социальную дестабилизацию», — сказал Тулин.
Он даже объяснил, почему иногда надзор отступает от общих принципов и делает исключения для отдельных банков. Например, в случае с «Пересветом», «дыра» в балансе которого в несколько раз превышала возможный объем выплат вкладчикам, или Азиатско-Тихоокеанским Банком (АТБ), получившим отсрочку по резервам из-за краха М2М Прайвет Банка.
Оказывается, в случае АТБ регулятор столкнулся с ситуацией, когда банк утратил часть своего капитала, но обстоятельства, обязывающие отозвать лицензию или провести принудительное финансовое оздоровление, пока не возникли. В таких ситуациях, продолжил Тулин, надзор должен оценить способность банка генерировать операционный доход, компенсирующий нехватку капитала. Тут вроде бы есть логика.
Но она начинает стремительно улетучиваться, когда речь заходит о банке «Пересвет». «Негативными последствиями банкротства «Пересвета» стали бы убытки социально значимых предприятий — клиентов банка, в том числе предприятий с государственным участием в капитале, потери банков-кредиторов и НПФ», — сказал Тулин. Поэтому когда кредиторы банка договорились о прощении значительной части его долга путем конвертации кредитных требований в инструменты капитала, доводы в пользу финансового оздоровления перевесили, резюмировал Тулин.
Что тут «не так»?
Во-первых, как бы ни договорились кредиторы, они дали согласие на конвертацию в субординированные 15-летние облигации только 69,7 млрд рублей, размещенных в «Пересвете». При этом недостающие для покрытия «дыры» 66,7 млрд (на минуточку, почти половину суммы) все-таки пришлось доплачивать самому ЦБ. Хотя это называется кредитом, вряд ли его когда-нибудь отдадут.
Во-вторых (и это даже, пожалуй, главнее) банк в итоге достался опорному банку «Роснефти» — ВБРР. А «Роснефть» у нас сейчас в любом бизнес-решении государства такой веский довод, который перевешивает любые доводы разума и совести.
В-третьих, ни по какой логике не понятно, почему проблемы у крупного московского банка — но далеко не самого крупного и одного из многих — показались ЦБ более опасными, чем у второго по размерам активов в Татарстане Татфондбанка. У которого, при сопоставимой с «Пересветом» «дыре» в балансе, лицензию отозвали. Как раз с точки зрения общей экономической и социальной стабильности крах Татфондбанка имел гораздо более очевидные негативные последствия для крупного российского региона, чем возможный крах «Пересвета». Не говоря уже о том, что одним из ключевых собственников ТФБ вообще было правительство Татарстана — под сомнение ставилась финансовая дееспособность регионального органа власти. Тогда как присутствие среди теперь уже бывших собственников «Пересвета» РПЦ и Торгово-промышленной палаты уж точно никак не влияло на деятельность этих уважаемых организаций. Свои основные средства та же РПЦ хранила не в «Пересвете». Опять же столичный Внешпромбанк, где тоже хранили свои деньги многие солидные «социально значимые» предприятия и VIP-персоны, лицензии лишился. Причем он был крупнее «Пересвета», и на его руководство было заведено уголовное дело, а бывший председатель правления Лариса Маркус получила девять лет колонии общего режима.
Тулин объяснил решение по Татфондбанку так: «Мы долго общались с руководством Татарстана о судьбе банка и консультировались о возможных последствиях отзыва лицензии для региона. Руководство республики не нашло возможности помочь банку. Приглашенные нами для оценки крупные банки констатировали, что «оздоровить» ТФБ невозможно». Однако в январе 2017 года на Гайдаровском форуме президент Татарстана Рустам Минниханов заявил о готовности поддержать банк путем конвертации депозитов компаний (якобы на это согласилась только «Татнефть») в капитал ТФБ после выбора санатора. А крупнейшая в республике группа «ТАИФ» была готова стать санатором. При этом временная администрация АСВ за несколько дней до отзыва лицензии у Татфондбанка как раз выдала заключение, что его лучше оздоравливать, чем убивать. Кому верить?
В общем, дело ясное, что дело темное. Вот и остается гадать, поможет ли нынешним собственникам банка «Югра» бывшая финансовая связь с Ночной хоккейной лигой, или их отфутболят.
Комментарии
Ну зачем опять рассказывать сказки про связь спасения Пересвета именно из-за его собственников, уподобляясь массе диванных аналитиков?
Тулин же вполне внятно сказал не про собственников банка (да наплевать ему на них, тем более, что они при любом исходе становятся бывшими), а про его клиентов (с весьма серьёзным госучастием), у которых там зависли достаточно серьёзные средства.
спасают банки тогда, когда в этом есть личные интересы "больших" людей, ВИП физиков, ВИП юриков. и еще, санируют, когда власти очень страшно за стабильность БС. наша БС, регулируется по закону все тех же, древних человеческих инстинктов - жадность и страх. вот и всё.
наши законы, эластичны, как баян. и чиновники, просто играют на этом баяне, нужные для себя темы. и они всегда правы и всё у них - "по закону".
а когда для реализации их творческого воображения, им, уже существующих баянов не хватает, то они тут же, законодатят новый "баян", как в истории с реновацией. и снова, "по закону", льется их песня. "...а мы монтажники - высотники. и с высоты вам шлем привет" понятное дело - "большие" люди.
в ЮГРАсе, депозиты физ лиц, должны были санировать, даже исходя из "понятий", по которым живет наша БС. просто за то, что этот банк был "авторитетам", которого ЦБ упрямо "не замечал" несколько лет. Югра, это детище ЦБ.и не для кого это не тайна. в противном случае, этот банк был бы вышвырнут с рынка, уже года 2 назад, ведь он делал свой "бизнес" в открытую и даже ленился рисовать красивую отчетность.
и теперь, ЦБ просто был обязан, "по понятиям", сгладить свою вину и не кидать вкладчиков на отмашь в АСВ.
он должен до начала выплат АСВ, объявить о санации по истечении 3х месячного срока. кто хочет, ждет санацию, кто не хочет - идет в АСВ.
мораторий, в стиле "может быть", это для меня не что иное, как тайм аут, взятый "большими" людьми, для урегулирования своих интересов в банке по тихому. получится по тихому - будет отзыв лицензии, не получится - санация.
вот во внешпроме, в свое время, получилось "по тихому" - деньги ВИПов в обмен на Монако. в ТФБ, к моменту его краха, уже и ВИПов то не осталось. да и был они не той випистости...
санировать, нужно именно средства физиков. (хотя бы в лимитах ССВ) под это дело, уже и так выделены средства АСВ. здесь от государства не требуется дополнительных средств. зачем кошмарить вкладчиков. гонять их в АСВ, если потом, они тащат полученные средства обратно в БС??? прямая санация, будет даже дешевле, чем этот зигзагообразный маневр через АСВ!
а не делается это, просто потому, что в таких санациях, нет ВИПовских интересов.
государство, управляет БС, как своим подсобным хозяйством и на народные "хрю" и "му", доносящиеся из этого хозяйства, обращать внимания - не обирается. главное, что бы ВИПы не визжали.
а вот юриков, санировать, вообще нельзя. либо, их нужно санировать всех, либо - никого. иначе, это уже прямое деление юр лиц на сословие. и прямое выделение гос средств юрикам из высшего сословия.
за таинственным словом "санация", скрывается прямая гос помощь юрикам. и если эту помощь отдать напрямую в карман юрику, то это, будет даже дешевле, чем вбрасывать ее в "оздоравливаемый" банк, ибо часть немалая этой помощи, будет снова потрачена на "административные издержки". у нас, санация, преподносится, как сказка - 1 рубль вложил, 2 получил. угу...
санация же физиков, абсолютно прозрачная. там нет всей этой закулисной возни с разделкой и оценкой активов. там фигурирует , только объем вкладов и сумма на их покрытия, выданная по линии ССВ.
у нас гос экономика и наибольшая часть юриков, у нас принадлежат к высшему сословию. а там, куда идет наша страна и наша БС, всё это высшее сословие, придется санировать. а денег то нет...
Где заповедник этих удивившихся всех? Покажите хоть одного.
И снова , ну хоть на этом ресурсе не надо писать таких вещей. Может на другом и ничего прокатит...
-- Что ты сделал с Салли?
-- Я его отпустил.
-- Он, наверно, очень просил от этом?
-- Нет, он как раз этого больше всего не хотел
(Один из переводов х/ф "Коммандо")