ЦБ обратил внимание банков, что количество монет в обращении на одного гражданина РФ примерно в 1,5 раза превышает уровень обеспеченности монетой в еврозоне. Банки.ру выяснил, зачем наши соотечественники упорно собирают железные деньги и почему это так волнует регулятора.
Жизнь — копейка
Банк России рекомендовал кредитным организациям стимулировать население сдавать накопившиеся монеты, так как количество монет различных номиналов в обращении в значительной степени превышает потребность в них населения.
«Количество монет различных номиналов в обращении, приходящееся на одного гражданина РФ, значительно превосходит потребность как населения, так и хозяйствующих субъектов и примерно в 1,5 раза превышает уровень обеспеченности монетой в еврозоне», — говорится в ответе ЦБ на вопросы банкиров, опубликованном на сайте Ассоциации российских банков.
При этом заказы на изготовление Гознаком монет номиналами 1 копейка и 5 копеек Банком России уже не размещаются.
«Учитывая достаточность монеты в обращении, кредитным организациям рекомендуется проводить работу с клиентами о необходимости сдачи монеты на регулярной основе в кассы кредитных организаций, рассмотреть возможность оснащения помещений кредитных организаций техническими средствами (c монетоприемными модулями), а также их установки в крупных торговых организациях, оптимизировать тарифную политику при осуществлении кредитными организациями операций размена», — дал ЦБ рекомендации кредитным организациям.
Кому мешает мелочь?
Монеты выгодно чеканить, потому что они дольше служат, но инкассация мелочи является для банков источником трат, от которых они бы хотели избавиться.
По состоянию на 1 октября в обороте находилось наличных средств на общую сумму 8,905 трлн рублей, из которых монеты составляли 0,09 трлн, то есть 90 млрд рублей.
«На момент отказа от чеканки монеты номиналом 1 копейка стоимость ее производства с учетом затрачиваемых материалов превышала 450% номинала. Себестоимость производства монеты 1 рубль — 60% номинала, 2 рубля — порядка 45%, 5 рублей — 25%… В целом чем выше номинал монеты, тем выгоднее ее чеканить. Монеты, в отличие от банкнот, служат дольше, благодаря чему мы уже имеем пяти- и десятирублевые монеты вместо банкнот образца 1997 года», — рассказал член президиума СРО «Мир» Александр Шустов.
По его словам, помимо затрат на производство, необходимо учитывать тот факт, что монеты нуждаются в транспортировке. «Даже копейка — это денежный знак, такой же, как и банкнота номиналом 5 тысяч рублей. Следовательно и на нее распространяются все те же правила транспортировки. А теперь представьте, что на руках у населения находится денежных средств на 90 миллиардов рублей монетами, которыми ежедневно расплачиваются за товары и услуги, которые попадают в кассовые аппараты и, как следствие, передаются инкассаторам. Рынок инкассаторских услуг в России низкоконкурентный , поэтому стоимость услуг инкассаторов достаточно высока. Получается, что банки вынуждены оплачивать транспортировку мелочи за свой счет, что им, по понятным причинам, совершенно невыгодно», — объясняет Шустов.
Монеты неудобны и для торговых сетей. Поэтому ретейлеры стараются минимизировать их использование.
«Многие торговые сети выстроили свою политику так, что железные монеты остались не у дел. Вести расчет на них долго и потом пересчитывать — тоже. Поэтому Центробанк решил постепенно убрать из обращения монеты. Но полностью отказаться от монет не получится, пока часть граждан еще продолжит рассчитываться наличными деньгами. Пока Россия полностью не перейдет на безналичный расчет и не обеспечит инфраструктуру даже в самых отдаленных населенных пунктах страны», — указывает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.
«Мало кто знает, что в литровую банку монетами помещается 7 тыс. рублей.»
Сдай монеты — получишь шапочку
«Для банков процедура аккумуляции с последующей передачей этих монет в уполномоченный орган «для утилизации» — это скорее дополнительная «головная боль», чем почетная обязанность. И поэтому придумать какие-то суперстимулирующие меры, кроме как обслуживание вне очереди, сложно. Можно, конечно, еще выдавать брендированную продукцию банка, например календари, или попытаться совместить процедуру сдачи с привлечением в какие-нибудь уже проводимые маркетинговые акции банков. Например, «открой вклад и сдай монеты — получишь зимнюю шапочку и бесплатную карту банка», — предлагает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров.
В «Ренессанс Кредите» придумали, как стимулировать клиентов сдавать мелочь — предложив им обслуживание вне очереди. «Мы осуществляем обмен мелочи на купюры в соответствии с нормативными требованиями ЦБ. Клиенты, желающие пополнить вклад или погасить кредит мелочью, обслуживаются вне очереди», — сообщили в пресс-службе банка.
Металлические монеты — это архаизм
«Металлические монеты, на мой взгляд, это уже архаизм. С точки зрения платежей уже и бумажными деньгами платить неудобно. Учитывая, что я сам CEO цифрового банка, я практически не использую наличные деньги. Если рассмотреть отчет о расходах за месяц, то менее 5% идет в виде наличных трат. Наличные и бумажные деньги неудобны, теряются, ты не помнишь, куда потратил. Нелегко оспорить, если заплатил за товар и возникли проблемы. В общем, одни минусы, если тебе нечего скрывать», — говорит CEO Talk Bank Михаил Попов. Он отмечает, что инфляция давно съела цены с копейками и с точки зрения розничного оборота потребность в монетах тоже снижается.
По словам Михаила Попова, необходимо создавать условия для перехода на безналичные платежи.
«Идеальное решение для ускорения перехода на безличную оплату — это создание для малого бизнеса фиксированного налогового патента в зависимости от деятельности с установкой розничной кассы со встроенным терминалом приема карт (если без фанатизма, то можно сделать эти устройства за небольшие деньги), отмена сдачи бухотчетности и освобождение от налогов на заработную плату в малом бизнесе. За пару лет доля наличных оборотов в ретейле и ресторанном бизнесе драматически снизится. Плюс значительно (до 70%) снизятся и незаконные операции по обналичиванию средств, — объясняет Попов. — Вся необходимая инфраструктура для приема банковских карт сформирована, плюс доступность карт населению обеспечивается игроками рынка на высочайшем уровне».
Мужчины снисходительно относятся к мелочи
В торговых центрах стали появляться автоматы, в которых можно сдать мелочь и получить эти деньги на карту, либо пополнить счет мобильного. Как рассказал Банки.ру генеральный директор «Монетной Компании» Алексей Прохоров, самую большую проблему для людей представляют 1-, 5- и 10-копеечные монеты, поскольку их труднее всего «пристроить». Но чаще всего сдают 1- и 2-рублевые монеты.
«Мелочь накапливают больше всего мужчины, потому что у них часто в кошельке отсутствует отделение для монет, да и вообще само отношение к мелочи у мужчин часто несколько снисходительное. Она им мешает, ее неудобно носить, но и выбросить тоже жалко — все-таки деньги. Так монеты и складываются в коробку или, например, бутылку из-под виски. Женщины более внимательны, экономны и рачительны, поэтому они меньше накапливают мелочь. Но именно они часто приносят в наш терминал накопленную их мужьями мелочь. Еще, конечно, накапливают дети в копилках. Бывает, что люди копят целенаправленно: откладывают на 5—10 рублей в день, а накапливается солидная сумма, которую потом хотели бы потратить на что-то полезное или приятное», — говорит Алексей Прохоров
По его словам, в литровой банке можно накопить приличную сумму. «Мелочь скапливается. Пристроить ее очень сложно. Но мелочь — это тоже деньги. В наше время очень важно уметь разумно использовать все ресурсы. Мало кто знает, что в литровую банку монетами помещается 7 тысяч рублей. И это уже немаленькие деньги. Ими можно заплатить за занятия ребенка, на них можно купить продукты, новогодние подарки или год говорить по телефону», — рассказал он.
Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru
Комментарии
не выгодно