Российский и бразильский финансовые рынки оказались идентичными для инвесторов. Что бы ни происходило последние 20 лет, оба рынка демонстрировали одинаковую динамику. Как ценности населения влияют на развитие финансовой сферы и почему инвесторы не видят различий между кофейной и нефтяной державами?
Высочайшая корреляция между финансовыми рынками России и Бразилии (акции, валюта) с конца 1990-х является одной из экономических «тайн». Что бы ни случалось в этих странах, как правило, их финансовые динамики «параллельны». Об этом говорится в исследовании «Феномен связанной динамики в глобальных финансах» заведующего отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Якова Миркина.
«Особый путь». Заверните два
Миркин указывает на сходство экономик, идей, общественного устройства России и Бразилии. Это экономики во многом сырьевые, вертикалей, концентрированной собственности, с сильным присутствием государства. Идеология «особого пути», идеи великой державы, сильного влияния в регионе. Уровень зрелости, место в мировой экономике сопоставимы у России и Бразилии. Обе страны рассматриваются прежде всего как сырьевые экономики (нефть, продовольствие, металлы). Еще одна общая черта этих рынков (как и всей группы развивающихся) — низкая капитализация рынков акций и очень низкая насыщенность деньгами, кредитами, банковскими активами. Она кратно ниже, чем в группе развитых стран.
Отмечается также сходство в коллективном поведении населения в России и Бразилии. И, соответственно, в том влиянии, которое оно оказывает на то, как устроена экономика и финансовые рынки в этих странах. И в той и в другой стране значимую роль играют «ценности выживания». В развитых экономиках, наоборот, большее значение у ценностей «самовыражения». Выживание не лучший способ создать крупные, стремящиеся к самостоятельному движению финансовые рынки.
«Именно такая коллективная модель поведения выстраивает модели экономики с высоко концентрированной собственностью, с крупным участием государства, с вертикальными владениями. Она основана на нерасположении населения к риску, к рисковым инвестициям и часто к инновациям. Соответственно, возникает финансовый сектор, основанный на банках и долгах, с очень небольшими рынками акций и финансовых инноваций. Участие розничных и в целом местных инвесторов в них резко ограниченно», — объясняет ученый. Следствием того, что местные финансовые рынки невелики, является их зависимость от нерезидентов.
«Если вас удручают новости про кризис и тому подобные неприятности, то скажите себе: «Я в Бразилии. Это большое латиноамериканское приключение».»
Большое латиноамериканское приключение
Когда на глобальном уровне происходит связанное, параллельное движение финансовых рынков, то естественно полагать, что оно вызывается не инвесторами внутри страны, тем более розничными (их роль невелика), а прежде всего нерезидентами, глобальными инвесторами.
«Вложения в акции и валюту на рынках России и Бразилии уже четверть века рассматриваются глобальными инвесторами как высокоспекулятивные, очень рискованные», — отмечается в статье Миркина.
Основой принятия решений глобальных инвесторов по действиям на рынках акций России и Бразилии являются три детерминанты. Первая — динамика цен на нефть (грубо говоря, их падение означает будущее движение вниз на рынках акций России и Бразилии, и наоборот). Соответственно этому и действуют инвесторы (их трейдеры), ежедневно принимая решения. Вторая — тесная связанность динамики акций России и Бразилии. То есть инвесторы (их трейдеры), наблюдая ту или иную динамику на одном рынке акций (России или Бразилии), автоматически ожидают, что другой рынок будет повторять это движение, и соответственно этому «покупают» или «продают». Коэффициент корреляции рынков акций России и Бразилии — 0,91. И рядом «дремлет», как детерминанта, динамика рынка акций США — как крупнейшего, ядра глобальных финансов в этом сегменте.
«Если вас удручают новости про кризис и тому подобные неприятности, то скажите себе: «Я в Бразилии. Это большое латиноамериканское приключение», — иронизирует Миркин.
Россия — на 90% Бразилия
«Сравнение рынков акций России и Бразилии происходит постоянно. Связано это с расчетом индекса MSCI BRIC. На мой взгляд, корреляция между рынками России и Бразилии есть, как и у всех рынков equity, но нельзя это назвать идентичностью, так как у каждого рынка есть свои особенности, страновые риски и инвесторы. Соответственно, можно сказать, что российские инвесторы смотрят на индекс Бразилии не в первую очередь, перед тем как принять решение по инвестициям на российский рынок», — отмечает аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин.
Чтобы ответить на вопрос, действительно ли динамика финансовых рынков России и Бразилии идентична, нужно просто открыть долгосрочные графики бразильского индекса Bovespa и его российского «брата-близнеца» — индекса Московской биржи, говорит старший инвестиционный консультант компании «БКС Брокер» Максим Ковязин. «Как видно из графиков, корреляция равна практически 90%. У обеих стран идентичная структура экономики, ориентированная на экспорт. Только если в России основные статьи дохода — от экспорта сырьевых товаров, таких как нефть и газ, то в Бразилии, кроме полезных ископаемых, это еще сельхозпродукты, которые производятся в Бразилии, но перерабатываются уже за рубежом. Также у наших стран похожий инвестиционный рейтинг от ведущих рейтинговых агентств. Бразилия и Россия потеряли рейтинги инвестиционного уровня в 2015 году. В январе S&P Global Ratings ухудшило рейтинг Бразилии с «BB» до «BB-» со «стабильным» прогнозом из-за недостаточных реформ и политической неопределенности. Moody's держит рейтинг Бразилии на уровне «Ba2». Россия имеет инвестиционный рейтинг от двух агентств — Fitch и S&P Global Ratings. Отмечу, что глобальные инвестфонды при принятии решения о вложениях ориентируются в первую очередь на суверенные рейтинги стран», — объясняет Ковязин.
Еще мы похожи на Индонезию и Малайзию
«На самом деле есть и сходство, и различия: сходство обусловлено тем, что многие страны, такие как Россия, Бразилия, ЮАР и другие, чьи экономики относятся к развивающимся и при этом значительно завязаны на сырье, в свое время относились портфельными управляющими к единому пулу и перетоки денег крупных фондов в активы этих стран происходили практически автоматически, с учетом доли той или иной страны в индексе. Была даже введена аббревиатура, которая прижилась: BRIC, а позднее BRICS — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Естественно, что упаковка в единую корзину приводит и к единообразию принятия решений, а значит, и потоков капитала. Действительно, в долларовом выражении Бразилия прошла минимум своего фондового рынка в начале 2016 года, как и Россия (но и канадский индекс, кстати, тоже показал минимум в январе 2016 года). Доходность 10-летних гособлигаций тоже похожа: у Бразилии — 4,8% годовых, у России — 4,5%. Сходство тем больше, чем ближе структура экономик и более сходны политические риски. Например, индексы Германии DAX и Франции CAC40 сходны почти до идентичности. Последние три года сходны динамики РТС и индонезийского JCI, еще сильнее наше сходство с малайзийским KLCI», — полагает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.
В 2015 году ВВП России снизился на 3,7%, причиной экономического спада стали санкции и падение цен на нефть. В экономике Бразилии в 2015 году также начались проблемы. Экономика страны оказалась в центре давления трех факторов: кризиса кредитования развивающихся рынков, проблем в Китае и изменения денежно-кредитной политики США. ВВП Бразилии по итогам 2015 года упал на 3,8%.
Годовая инфляция в Бразилии в 2017 году составила 2,95% и оказалась минимальной с 1998 года. В России инфляция в 2017 году составила 2,52%. Цель по инфляции в Бразилии составляет 4,5% и может колебаться в пределах 1,5 процентного пункта, в России таргет по инфляции установлен на уровне 4% годовых.
Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru
Комментарии
Во времена моего детства Бразилия считалась следующим кандидатом в развитые страны и первой в истории сверхдержавой своего континента. Однако же, в 90-х с ними случилось то же, что с нами на 20 лет позже: возросший уровень жизни сделал коррупцию на местах экономически выгодной, а правоохранительной системы как таковой у государствия не имелось. Итог? Протекционизм, особый путь, самоизоляция, обнищание и забвение. Сегодня о бразильских амбициях никто уже и не помнит - обычная мафиозная недострана второго мира.
С РФ тоже самое. Уровень жизни где-то на дне. Антикоррупционного закона с конфискацией имущества не имеется даже в планах ))))
Так что развития здесь и не будет - ибо это не приносит личной выгоды )))