Стоимость горючего на заправках продолжает расти. Меры, которые принимают власти, чтобы заморозить цены, не помогают. К чему приведет бензиновая лихорадка и как это скажется на нашем кошельке?
Пожертвовали акцизом
Согласно последним данным Росстата, с начала года стоимость бензина поднялась на 8%. Это более чем в пять раз превышает официальные показатели инфляции за тот же период. В мае цена в годовом исчислении выросла на 11,3% при годовой инфляции за тот же период в 2,4%. Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов называет этот рост аномальным. Дело в том, поясняет он, что обычно рублевая цена нефти повышается на 3—5% за месяц, но за два весенних месяца этот показатель был гораздо выше: в апреле он вырос на 15%, а в мае — на 10%. «Это и есть главный фактор роста цен на бензин», — заключает аналитик. В начале июня бензин подорожал еще на 1,4%, а дизтопливо — на 1,2%.
Впрочем, в том, кто виноват и что делать, кажется, уже разобрались. Президент на прямой линии с гражданами прямо назвал ответственного — правительство, которое затеяло «налоговые маневры» в нефтяной отрасли и тем самым стимулировало рост экспорта. По-видимому, речь о планах правительства повысить НДПИ и снизить экспортные пошлины. Судя по жесткой позиции финансового блока, который курирует первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, экспортные пошлины, напротив, могут поднять. В Минфине подготовили законопроект, который позволит правительству существенно (до 90% от стоимости) поднимать пошлину на экспорт горючего.
Удастся ли ведомству Силуанова преодолеть давление нефтяного лобби, непонятно. Пока же власти решили пожертвовать доходами бюджета, экстренно снизив акциз на бензин. Взамен нефтяники согласились придержать цены на топливо. Такое решение было принято на экстренном совещании нового «топливного» вице-премьера Дмитрия Козака. «Если цены на нефть не будут расти дальше, а рубль не будет сильно дешеветь, то мы увидим постепенную стабилизацию розничных цен, прежде всего на заправках ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании, «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Татнефть». — Прим. Банки.ру)», — говорит директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН» Валерий Вайсберг.
По словам Вайсберга, скорее всего, в июле правительству придется прибегнуть к новому снижению акциза. Но это вряд ли поможет. Акцизы могут замедлить рост цен, но не остановят. «Цены на бензин могут стабилизироваться на текущих уровнях, но вряд ли снизятся, так как у российских нефтяных компаний сегмент нефтепереработки находится на грани рентабельности, тем самым отсутствуют экономические стимулы для модернизации НПЗ», — комментирует начальник аналитического департамента БКС Сергей Суверов.
Королева-бензоколонка: кто заплатит за рост цен
В начале июня ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которому 78% россиян прогнозируют дальнейший рост стоимости бензина и дизтоплива. Еще больше, 83% респондентов уверены, что это ухудшит их материальное положение. Однако большая часть населения, за исключением автомобилистов, пока не ощутила на себе последствий подорожания горючего. «Чтобы цены на бензин сказались на росте цен, должно пройти несколько месяцев. Думаю, что около 0,4 процентного пункта к инфляции это даст», — считает Станислав Мурашов из Райффайзенбанка. А с учетом косвенного влияния на цены прирост к инфляции может быть 0,6 п. п. То есть с учетом нынешней инфляции бензин может увеличить темпы роста цен на четверть.
В «Альпари» дают куда более пессимистичный прогноз. «Рост цен на бензин традиционно раскручивает маховик инфляции. Увеличение цен на бензин может привести к росту инфляции на 0,5—1 процентный пункт», — говорит старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
Эффект от роста цен на бензин уже ощутили на себе компании, связанные с коммерческими автоперевозками. Президент ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин заявил Банки.ру, что некоторые компании, занимающиеся контейнерными перевозками, уже начали пересматривать тарифы. Так как доставка может составлять 10—30% в стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, это неминуемо скажется на ценниках в магазинах. Не исключено, что ретейлеры попробуют придержать цены, чтобы поддержать спрос.
Однако все это лишь временные меры. «Мировые цены на продовольствие продолжают расти», — указывает директор аналитического департамента ИК «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. В частности, индекс цен на продовольственные товары FAO по итогам мая вырос на 1,2% и составил 176,2 пункта. В годовом выражении показатель увеличился на 1,9%. Больше всего подорожали молочная продукция и зерновые. С учетом этой динамики и ожидающегося снижения объема нового урожая (по прогнозу Минсельхоза, 110 млн тонн против 135,4 млн тонн в 2017 году) можно ожидать нового роста цен на продукты. «К началу осени россияне ощутят новую волну инфляции. Реальная инфляция будет находиться в диапазоне 10—12%», — написала в своем обзоре аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Сейчас инфляционные ожидания россиян на ближайшие 12 месяцев и реально ощущаемая инфляция находятся примерно на уровне 7,5—8%, то есть в три раза выше текущего уровня роста цен.
Стоимость литра бензина в разных странах, доллары США
Источник: GlobalPetrolPrices.com
Рост цен на товары и услуги и, как следствие, снижение реальных доходов граждан также негативно скажутся и на росте экономики. «Малый и средний перевозочный бизнес и торговля страдают от подорожания топлива сильнее, чем крупные игроки», — комментирует Вайсберг. Он не исключает, что в этих сегментах увеличится количество банкротств. Другие отрасли пострадают меньше, говорят аналитики, но снижение потребительского спроса так или иначе почувствуют все.
Стоп-кран для АЗС
Один из вариантов остановить и даже снизить цены на бензин, считают аналитики, — резко повысить экспортные пошлины. Но на это правительство пойдет в крайнем случае. Например, по словам Вайсберга, если власти столкнутся с ростом протестной активности россиян. В мае — июне в ряде регионов уже прошли митинги и акции против повышения цен на бензин.
Скорее всего, рассуждает аналитик, власти попытаются заморозить стоимость топлива на текущем уровне, а к осени правительство может увеличить субсидии для сельхозпроизводителей на закупку ГСМ, чтобы не допустить дополнительного разгона инфляции.
Другой способ — изменить бюджетное правило. Ведь сами нефтяники напрямую связывают рост цен с политикой ЦБ на валютном рынке: в этом году рост цен на нефть не привел к традиционному укреплению рубля. Напротив, с января отечественная валюта теряла свои позиции к доллару и евро. «В том росте, который произошел, 85—90% девальвационного эффекта», — заявил недавно глава «Газпром нефти» Александр Дюков.
Сказались бегство капиталов (в мае иностранцы вывели из страны 680 млн долларов) и растущие валютные интервенции. В апреле Минфин направил на покупку валюты 322 млрд рублей, в июне сумма вырастет до 379 млрд рублей. Таким образом, в ближайшее время рублю ничего хорошего не светит, а значит, диспаритет долларовой и рублевой цен — главная причина роста цен на топливо — сохранится.
Однако эксперты сомневаются, что власти готовы пойти на изменение бюджетного правила или отказ от него. «Правительство слишком долго шло к тому, чтобы ввести бюджетное правило, поэтому так легко от него не откажется», — говорит Кирилл Тремасов. По его словам, вернуться к этой теме власти могут лишь в следующем году, когда размер Фонда национального благосостояния достигнет установленного законом ориентира — 7% от ВВП. Только после этого в правительстве может начаться дискуссия о целесообразности дальнейшей покупки долларов на рынке, и российская валюта получит передышку.
Альберт КОШКАРОВ, Banki.ru
Комментарии
Да и сравнил цены на бензин у нас и в Саудовской Аравии - разница превышает 25%, хотя одно время мы хвастались, что мол обогнали арабов по нефтедобычи. Обогнать то может и обогнали (может это уже в прошлом - надо уточнить, но всё факт такой был), а вот добывая столько нефти по объему, наш частник держит цену чувствительно выше чем за бугром (как вариант - за "саудовским барханом"), причем уровень жизни у нас далёк от саудовцев. Практически грабёж - так это в народе называется.
Не знаю, может я ошибаюсь, ну раз цены у нас поднялись, потому что НПЗ мол везут много бензина на экспорт, то может тогда плюнуть на ОПЕК (тем более мы там не участвуем) и залить нефтью всех желающих? И "наших" и "ваших" заодно?
Путин летом прошлого года на вопрос рабочего с Лебединского ГОКа, что а чего мол такие у нас цены на бензин немаленькие ответил, что надо их держать повыше, так как, если планка будет снижена, то всё вывезут "за кордон". Но как видим всё равно везут то бензинчик за пределы страны, хотя подозреваю, что на границе пропускают в основном "своих", ну а те кому "не повезло" со злости и чтобы компенсировать потери отыгрываются на нас, на гражданах России, вернее на наших карманах. Ну вот как-то так, наверное, с учетом того в какой стране мы с вами живём
1) Автомобилист = богатый, в нищету он не проваливается по определению. У нищего автомобиля нет. Следовательно, у автомобилистов проблем нет.
2) Инфляция в 12% по отдельным группам товаров - явление недавнего прошлого. Нищеты никакой не наблюдалось. Наоборот, мели товары как ненормальные, "по старому курсу".
Правильный заголовок должен быть не про нищету, а про коррекцию уровня жизни.
Если есть бизнес, значит богатый, у нищих никакого бизнеса нет.
Если есть недвижимость, значит богатый, у нищего недвижимости нет.
Автомобилист = богатый. У нищего автомобиля нет. <= Вы находитесь здесь
Если есть айфон, значит богатый, у нищего айфона нет.
Если есть одежда, значит богатый, у нищего денег на одежду нет.
Если есть еда, значит богатый, у нищего денег на еду нет.
при чем здесь автомобилисты, когда в заголовке ясно сказано, что заплатят РОССИЯНЕ. И не имеет значения, есть ли у вас автомобиль - рост цен на бензин подстегнет инфляцию на все другие категории товаров, что приведет к снижению уровня реальных доходов населения