Российский финансовый сектор с достоинством пережил первый год пандемии, но все ли будет гладко в 2021-м? С какими вызовами придется столкнуться банкам и страховым компаниям и их клиентам?
5 вызовов для банков
Первый год пандемии банковский сектор прошел относительно безболезненно, отмечают эксперты. При этом проблемы сектора имеют свойство накапливаться, поэтому следующий год таит множество рисков и неопределенностей для игроков финансового рынка и их клиентов.
«Опыт 2020 года показал, что основные риски для банков сегодня сосредоточены во внешней среде: это и риски усиления санкционного давления, и риски усиления негативных последствий пандемии коронавируса», — говорит первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский.
Основное внимание банковского сектора в наступившем году будет приковано к качеству кредитных портфелей, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Сегодня заметная часть проблем сектора не отражается в отчетности за счет большого объема реструктуризаций и послаблений ЦБ по резервированию. По прогнозам НКР, до 15—20% всех заемщиков, чьи кредиты были реструктурированы, не смогут вернуться в график платежей, что повлечет рост просроченной задолженности в секторе в следующем году.
Основными сегментами, качество которых ухудшится, станут портфель МСП и розница, полагает старший аналитик банковских рейтингов НРА Надежда Караваева. «Просрочка по сегменту МСП может вырасти до 20%. В розничном портфеле будет продолжать расти просрочка необеспеченных потребкредитов (около 11—12%) на фоне снижения располагаемых доходов населения», — добавляет она.
Много вопросов в текущем году вызвал взрывной рост ипотечных выдач на фоне рекордно низких ставок и льготных программ жилищного кредитования. Однако большинство опрошенных экспертов не видят угрозы формирования «пузыря» на этом рынке в 2021-м. По мнению старшего директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерия Пивеня, рост ипотечного рынка в следующем году продолжится. «Льготная ипотека в условиях низких ставок не является обязательным условием роста рынка. Даже в случае сворачивания программы рост рынка может поддерживать восстановление реальных доходов населения», — допускает он.
Завершение программы льготной ипотеки на новостройки в июле следующего года, безусловно, отразится на динамике выдач, считает Доронкин. После окончания госпрограммы льготной ипотеки рынок должен быть готов к снижению спроса на первичном рынке, соглашается член правления — директор по розничному бизнесу Росбанка Алексей Лола. При этом участники рынка ожидают переориентацию спроса с новостроек на вторичный рынок.
Еще один вызов для банков связан с оттоком средств со срочных депозитов из-за низких ставок и введения НДФЛ на проценты по вкладам. В первом полугодии 2021 года этот отток может продолжиться (около 0,5—0,7 трлн рублей), в том числе на фоне неопределенности действия «налога на вклады», но во втором полугодии часть хранящихся на руках наличных вернется во вклады и на счета (0,7—0,8 трлн рублей), считает Надежда Караваева.
Низкие ставки по вкладам приведут к дальнейшему перераспределению срочных вкладов в альтернативные инструменты, в основном на фондовый рынок и в недвижимость. По мнению председателя комитета по инвестициям и инновациям МГО «Опоры России» и владельца платформы Banker Сергея Овчинникова, инвестиционный ажиотаж продлится и в 2021 году и станет одним из его финансовых трендов. «При этом малый бизнес и предприниматели также активно начнут пользоваться услугами частных инвесторов, так как им все сложнее будет получить традиционное финансирование в банках», — добавляет он.
Тем не менее спрос на банковские депозиты сохранится, полагают банкиры. «Любая существенная коррекция на фондовом рынке, которая приведет к существенным убыткам неквалифицированных инвесторов, может привести к обратному перетоку средств с биржевых рынков обратно в банковские депозиты», — допускает Сергей Хотимский.
Еще одна большая проблема на ближайший год — это адаптация банковского бизнеса под новую цифровую реальность, считает председатель правления банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч. «Больше трети рынка сосредоточено теперь в Интернете, а это совершенно другие механизмы конкуренции за клиента, нежели классические обзвоны, билборды, брошюры и т. д.», — отмечает он. Массовый переход к цифровым каналам заставляет клиентов отдавать предпочтение тем банкам, которые уже являются лидерами в мобильном и интернет-банкинге, а это может привести к дальнейшему сокращению числа малых и средних банков, предупреждает руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егор Кривошея.
Чем банки будут жить?
По мнению Надежды Караваевой, расходы на резервы по реструктурированным в 2020 году кредитам съедят большую часть прибыли банковского сектора. Прогноз НРА по прибыли сектора в 2021 году — 0,7—0,8 трлн рублей. Для сравнения: за 11 месяцев 2020 года банки заработали 1,4 трлн рублей. Большинство экспертов считают, что маржинальность основной банковской деятельности — кредитования — будет только снижаться.
Драйвером розничного портфеля останется ипотека. По прогнозу НРА, рост совокупного ипотечного портфеля банков составит 16—17% в 2021 году, а потребительское кредитование вырастет на 12—13%. Автомобильный рынок пережил тяжелый удар, и для его восстановления потребуются экстраординарные методы, отмечает Геннадий Салыч. «Если государство не учредит очередную льготную программу автокредитования, то банки сами начнут продвигать лизинговые услуги для населения», — говорит он.
Потенциал для развития комиссионных доходов банков тоже ограничен, и в этом состоит вызов в 2021 году, отмечает член правления Райффайзенбанка Роман Зильбер. «На фоне сжатия маржи в традиционных сегментах, включая ипотеку, банки будут активнее развивать отстающие направления бизнеса. Явный кандидат в плане расширения сейчас — это рынок инвестиционных услуг», — считает Салыч. Продолжится выход банковских игроков на рынок недвижимости и эскроу-счетов, добавляет генеральный директор FinHelp Павел Вешаев.
В 2021 году проблема оттока средств физических лиц превратится в проблему поддержания маржинальности, считает Валерий Пивень. «Банки, которые захотят наращивать кредитные портфели, будут вынуждены предлагать вкладчикам более привлекательные условия, что при сохранении низких ставок может отрицательно сказаться на рентабельности», — добавляет он.
Страховой рынок: медленный, но все же рост
Инертный по своей природе страховой рынок только в 2021 году в полной мере ощутит на себе последствия пандемии коронавируса, то есть через 6—12 месяцев после ее начала, прогнозируют в Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ). «На отрасли будут сказываться пересмотр бюджетов юрлиц на страхование, их отказ от некоторых видов страхования, рост стоимости полисов по отдельным видам, сокращение объемов международной торговли и путешествий, а также закрытые границы», — считает председатель совета АПСБ Катерина Якунина.
Помимо снижения спроса на отдельные виды страхования, вызовами-2021 могут стать необходимость усовершенствования системы финансового обеспечения ответственности туроператоров, финансовые потери от сокращения присутствия страховщиков в системе ОМС (в начале декабря президент подписал закон, в соответствии с которым Федеральному фонду обязательного медстрахования переходят некоторые полномочия страховых компаний, речь идет об организации специализированной высокотехнологичной медпомощи в федеральных учреждениях) и так и не начавшаяся реализация региональных программ страхования жилья от ЧС.
И все же страховщики в 2021 году надеются на рост и равномерное развитие рынка, исходя из структуры страхового портфеля последних трех лет. По мнению вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Эллы Платоновой, в будущем году в тройку лидеров по сборам войдут страхование жизни, ОСАГО и страхование от несчастных случаев. «Ожидаемый прирост совокупных сборов может составить от 5% до 10%», — прогнозирует она. В рейтинговом агентстве НКР настроены менее оптимистично и прогнозируют рост страховых сборов на 3,8% по сравнению с ожидаемым показателем 2020 года — до более чем 1,5 трлн рублей. «После стагнации в 2019 году и сокращения на 1,1% в 2020 году рынок перейдет к умеренному росту, в основном за счет страхования жизни, которое покажет рост на 7,3%», — считает директор по рейтингам страховых компаний НКР Евгений Шарапов. Продолжая тенденцию нынешнего года, доля инвестиционного страхования жизни продолжит сокращаться в пользу долгосрочного накопительного.
Шанс продемонстрировать положительную динамику имеет и кредитное страхование (страхование от несчастных случаев и страхование жизни заемщика), благодаря продлению программы господдержки ипотечного кредитования и высоким показателям по объему выдачи кредитов населению. НКР прогнозирует ему рост на 8% на фоне увеличения кредитования населения примерно на 10%.
Есть шансы на рост сборов в 2021 году у ОСАГО — примерно на 5% из-за усиления инфляции и возврата частоты страховых событий на уровень 2019 года. Кроме того, в будущем году может продолжиться расширение тарифного коридора, а значит, и усиление конкуренции между страховщиками за безаварийных водителей. В автокаско страховые премии в 2020 и 2021 годах, по прогнозу НКР, уменьшатся примерно на 3%. Причины: падение продаж новых автомобилей, рост доли продуктов с франшизой и высокая конкуренция среди страховщиков.
От добровольного медицинского страхования сюрпризов ждать не приходится — несмотря на то, что люди стали больше внимания уделять своему здоровью, финансовые возможности работодателей сократились из-за трудностей в бизнесе. «Ограничительные меры и сохранение неустойчивой экономической ситуации продолжат оказывать давление на рынок ДМС и в 2021 году, особенно в части страхования ВЗР, трудовых мигрантов и корпоративного страхования малого и среднего бизнеса», — считает Элла Платонова. По прогнозу НКР, сборы ДМС сократятся в 2020 и 2021 годах на 3%.
Кардинальной смены состава участников страхового рынка в наступившем году ожидать не стоит. Сроки повышения минимального размера уставного капитала страховых компаний продлили, потому что из-за ухудшения экономической ситуации и сокращения сборов по некоторым добровольным видам страхования из-за пандемии поиск источников докапитализации для многих страховщиков осложнился. А под требование увеличить капитал попадало более 50 компаний, что составляет около 30% участников рынка.
Несмотря на отсрочку с докапитализацией, у некрупных страховщиков появился еще один вызов — необходимость ускоренной цифровизации своих услуг и сервисов. «Небольшие страховые компании, несмотря на меньшие возможности по развитию и внедрению информационных технологий, останутся востребованными на страховом рынке, — считает Элла Платонова. — Часть их имеет сформированную годами базу лояльных клиентов и партнеров, которая позволяет поддерживать сбалансированный страховой портфель. Кроме этого, продвижение электронных продаж страховых продуктов через посредников в сети Интернет, а также предстоящее развитие маркетплейсов финансового рынка позволит предоставлять свои услуги в дистанционном формате компаниям разного размерного класса».
Так что тенденция последних лет, когда мелкие компании уходили с рынка, скорее всего, продолжится и в 2021 году. Но массовым исход не станет.
Евгения ОГУРЦОВА, Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru
Комментарии