PR-кампания ВТБ, или сколько стоит урок финансового ликбеза

Дата публикации: 12.05.2009 19:58
5 795
Время прочтения: 6 минут
Источник
Банки.ру

На фоне слухов о выплате компенсаций участникам «народного IPO» ВТБ акции банка во вторник подорожали более чем на 10%. Ценные бумаги преподнесли весенний подарок своим инвесторам: впервые за последние полгода стоимость бумаг на фондовой бирже ММВБ закрепилась на отметке выше 4 копеек за штуку.

Участники рынка с оптимизмом отыгрывали сообщение о том, что наблюдательный совет банка сейчас рассматривает возможность выкупа акций у «жертв» «народного IPO» по цене размещения — 13,6 копейки за штуку — почти в три раза выше текущей стоимости на бирже. Спекулянты устроили на этих слухах настоящее ралли. Объем торгов акциями ВТБ во вторник превысил пятничный показатель на 50% — больше 9 млрд рублей.

Главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин уже дал название новой идее ВТБ — «аукцион невиданной щедрости». Ни один из обанкротившихся банков Америки, активы которых больше активов ВТБ, не намерен возмещать убытки своим акционерам. Скептически настроенные эксперты склонны рассматривать эту идею как грамотный PR-ход. Репутация ВТБ подмочена недовольством «жертв» «народного IPO»: за всю историю торгов на фондовом рынке акции дорожали недолго, это происходило сразу после размещения бумаг в мае 2007 года. Слухи о возможной компенсации вселят в недовольных акционеров надежду и заставят замолчать хотя бы на время. Авторы еще двух российских «народных IPO» — Сбербанк и «Роснефть» — никакие компенсации акционерам выплачивать не намерены.

Не только ВТБ, стоимость акций которого с мая прошлого года снизилась на 81%, разочаровывал своих акционеров, разрушительный залп кризис нанес по всему банковскому сектору. В период наиболее острой фазы снижения фондового рынка (со второй половины мая по ноябрь) банковские «голубые фишки» из локомотивов рынка стремительно превратились в аутсайдеров. Бумаги Сбербанка подешевели на 84%. Инвесторы стремились избавиться и от акций «второго эшелона»: стоимость бумаг банка «Возрождение» упала на 88%, не многим лучше ситуация у «Санкт — Петербурга» — его потери составили 87%, акции Урса Банка опустились в цене на 85%. «Малой кровью» удалось отделаться Банку Москвы: бумаги кредитной организации потеряли лишь 56% — и то по причине крайне низкой ликвидности, отмечает директор департамента инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал» Константин Ермоленко.

Рост рынка с начала этого года позволил банковским акциям отыграть часть потерь. Однако восстановление их стоимости происходит более медленными темпами, чем в других секторах, подчеркивают эксперты. Надежды на восстановление экономики большинство инвесторов связывают с сырьевым сектором, а «не подорвавшим доверие» банковским.

Преодолеть барьер на пути привлекательности для инвесторов банковским акциям мешает две основных причины. Во-первых, неопределенность с объемом проблемных кредитов в ближайшие два года и с потребностью в привлечении дополнительного капитала, замечает заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая.

«Отчеты банков за I квартал показывают, что необходимость в доначислении резервов уже весьма негативно сказывается на финансовых результатах, по итогам года большинство банков могут получить убытки. Поэтому формально весьма привлекательные значения P/BV (капитализация банка к балансовой стоимости капитала) не должны вводить в заблуждение — капитал будет уменьшаться, а в какой степени — зависит от качества кредитного портфеля, готовности банка и заемщиков к реструктуризации проблемных кредитов, подверженности рискам колебаний валютных курсов и ценных бумаг», — поясняет Беленькая.

Вторая причина более глобальная — неясность будущего финансовой отрасли. Ведущие экономисты мира предлагают несколько моделей посткризисного развития мировой финсистемы. Однако за точность их исполнения самой финансовой системой никто поручиться не может.

Если следовать основной заповеди инвестора, ценные бумаги нужно приобретать именно тогда, когда они максимально дешевы. Продавать акции по текущим рыночным ценам или по ценам, которые были при размещении, опытный участник фондового рынка вряд ли стал бы. Проблема в том, что большинство «жертв» «народного IPO» ВТБ имеют об игре на фондовой бирже смутное представление. Иначе избежали бы основной ошибки еще два года назад — не стали бы покупать «новорожденные» акции, без биржевой истории, по которой можно было бы судить об их реальной привлекательности, на последние деньги с надеждой получить прибыль в ближайшие год-два, а то и раньше.

Организатор аукциона «невиданной щедрости ВТБ» при ближайшем рассмотрении не так уж и щедр к своим акционерам. Два года назад входной билет на другой аттракцион с заманчивым названием «народное IPO» стоил 30 тыс. рублей — минимальная сумма, на которую предлагалось приобрести ценные бумаги банка, однако 30 тыс. рублей два года назад и те же 30 тыс. рублей сегодня — суммы абсолютно разные. Достаточно просто напомнить, что часть этих средств съедена инфляцией, компенсировать еще и инфляционные риски ВТБ, естественно, не намерен. Это было бы уже не щедростью, а расточительством. Благодаря отлично организованной рекламной кампании, государственной поддержке и русской национальной любви к халяве частными акционерами стало 120 тыс. человек.

Для тех, кто вкладывал в акции банка свои последние сбережения, компенсация сейчас может стать материальной поддержкой. Менее материально зависимым миноритарным акционерам можно пока воздержаться от участия в «аукционе невиданной щедрости». Возможно, имеет смысл положить акции в «долгий ящик». Фондовый рынок непредсказуем, не исключено, что дети или внуки скажут вам спасибо за такое наследство.

История немецкой пенсионерки Ингеборги Моотц, одного из самых успешных частных игроков фондового рынка, началась с тысячи акций концерна VEBA, которые ей достались в наследство от мужа. Уже через год она продала их со стопроцентной прибылью. Правда, заработала она свое состояние, постоянно присутствуя на бирже — активно покупала и продавала акции. И даже выработала собственные правила игры на фондовом рынке.

С другой стороны, у ценных бумаг, лежащих в «долгом ящике», есть свои риски — акции могут стать раритетом: гарантий, что экономическая ситуация будет оставаться стабильной, нет, опыт национализации начала прошлого века также имеется. Вряд ли бы немецкая пенсионерка приняла бы участие в «народном IPO». А вот сейчас, следуя ее правилам, можно задуматься над покупкой ценных бумаг банков. Главное — изначально настроиться на долгосрочные инвестиции.

Приобретать акции сию минуту тоже не стоит. Уже осенью в банковских бумагах может начаться глобальная «распродажа». «Да, действительно, покупать акции банков на полтора года, три или пять лет (для внуков) сейчас стоит, хотя акции и отскочили от дна уже на 50%. Вопрос в том, когда покупать: сегодня или осенью. Зимой мы слышали прогнозы о массовом невозврате кредитов осенью 2009 года. Если это произойдет, то, конечно, через квартал банки будут дешевле», — прогнозирует инвестиционный консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Николай Спасский.

Приоритетными для инвестиций остаются те же — Сбербанк и ВТБ. «Акции данных банков существенно просели во время кризиса, так что восстановление сектора начнется именно с них. Основным риском для бумаг банков служит большая вероятность увеличения объема невозврата кредитов со стороны как физических, так и юридических лиц. Однако в этом случае именно ВТБ и Сбербанк имеют своего рода «подушку безопасности» от государства, поэтому перспективы акций данных эмитентов — лучшие в секторе», — поясняет аналитик ГК «Алор» Анна Люканова.

С ней соглашается и Константин Ермоленко из ИК «Энергокапитал», при этом предостерегая от инвестирования исключительно в бумаги банковского сектора. «Оптимальная стратегия заключается в формировании диверсифицированного портфеля, охватывающего все основные отрасли российской экономики. Доля банков в таком портфеле может составлять не более 20—25%»,— делится он.

Кроме того, эксперты советуют держать в поле зрения акции банков, имеющих неплохой кредитный портфель, а также кредитные организации, для которых некритичен процент невозврата кредитов. С этой точки зрения долгосрочно привлекательны акции «Возрождения» и Банка Москвы. Их можно будет оставить в наследство внукам.

Финансовый кризис преподнес хороший урок, наглядно продемонстрировав, что играть на бирже не так просто, как уверяют в своих рекламных слоганах управляющие компании. Если бы для успешной игры на фондовом рынке хватало бы одного желания, миллионеров было бы на порядок больше. А «народное IPO» могло и вовсе не состояться.

Наталья ФЕДОТОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме