Доллар в России стоит уже меньше 32 рублей — столь низкий курс американской валюты ЦБ в последний раз фиксировал в первой половине января нынешнего года. Несмотря на постепенное укрепление рубля в течение последних двух месяцев, экономисты не строят радужных перспектив. Обвал цен на нефть может заставить Банк России снова девальвировать рубль.
Центробанк в среду опубликовал статистику, согласно которой реальный эффективный курс рубля с марта по апрель вырос на 2,4%; в номинальном выражении национальная валюта укрепилась к доллару в прошлом месяце на 3,8%.
Основной причиной укрепления рубля участники рынка называют рост цен на нефть. К примеру, стоимость барреля марки Brent в среду в течение дня превышала 58 долларов, достигнув максимального значения с прошлого ноября. Зимой «черное золото» стоило почти в два раза дешевле. «Если сравнить динамику курса рубля на ММВБ с нефтяными котировками, можно легко отследить прямую зависимость: ЦБ укреплял национальную валюту, когда росли цены на нефть», — отмечает экономист ING Bank в России Татьяна Орлова.
По мнению главного экономиста банка «Уралсиб» Владимира Тихомирова, прекращение девальвации рубля в конце января и последовавшая за этим медленная стабилизация курса российской валюты оказали положительное воздействие на потребительскую инфляцию. Если в январе она составляла 2,4%, а в феврале — 1,7%, то в марте уже 1,3%, в апреле — 0,7%. «Цены на продовольствие сейчас практически не растут», — констатирует Тихомиров.
Руководитель отдела экономического анализа МДМ-Банка Николай Кащеев придерживается иного мнения. Он полагает, что нынешнее небольшое укрепление рубля не оказывает существенного влияния на инфляцию, а приостановление роста цен связывает с падением потребительского спроса.
Еще один положительный эффект от текущего укрепления, по мнению Владимира Тихомирова, — это прекращение скупки банками валюты. Как известно, в конце прошлого года и в минувшем январе финансовые институты активно наращивали валютную позицию. Тогда же государство критиковало банки за то, что вместо кредитования реального сектора экономики они занимаются спекуляциями на ММВБ. «Стабилизация курса рубля — одна из причин того, что финансовые институты стали предоставлять займы предприятиям, пусть и на короткий срок. Ранее банки предпочитали этого не делать, в том числе
Рост нацвалюты привел к тому, что граждане, покупавшие наличные доллары и евро в период нестабильности, стали постепенно переводить свои накопления обратно в рубли.
«Если население начнет закрывать свою длинную позицию по валюте, то мы увидим достаточно четкое укрепление рубля», — заявил в среду директор департамента операций на финансовых рынках ЦБ Сергей Швецов. «Если люди и дальше будут наблюдать ослабление курса доллара на 10—20 копеек каждый день, то, конечно, они с еще большей охотой начнут продавать свою валюту», — говорит директор ЦМЭИ «БДО Юникон» Елена Матросова.
Несмотря на хорошую для национальной валюты статистику ЦБ, опрошенные Банки.ру экономисты отмечают, что нынешнее укрепление рубля вряд ли стоит считать тенденцией. «Пока нет причин для оптимизма, — считает Татьяна Орлова из ING Bank. — Во многих странах, в том числе и в России, экономика демонстрирует падение. Цены на нефть, на мой взгляд, сейчас завышены, и в любой момент может произойти их обвал. Это тут же негативно отразится на стабильности курса рубля».
«В долгосрочной перспективе российская национальная валюта будет слабой, — полагает Владимир Тихомиров. — Даже если цены на нефть продолжат рост, а курс доллара снизится еще на 1—2 рубля, на экономическую ситуацию в стране это принципиально не повлияет».
По мнению Татьяны Орловой, в интересах экспортеров Банк России может снова начать ослаблять рубль. Задолго до кризиса представители оборонной промышленности, металлурги, нефтяники жаловались на слишком крепкий рубль. Как известно, у предприятий этих отраслей издержки номинированы в рублях, а выручка в валюте. «Не исключено, что до конца года регулятор может девальвировать рубль на 10%», — полагает экономист. «Укрепление рубля ухудшает состояние и без того дефицитного бюджета, так как экспортеры получают меньше доходов в рублях плюс сокращается потенциал использования Резервного фонда, размещенного в иностранных активах», — замечает Елена Матросова.
Владимир Тихомиров из банка «Уралсиб», напротив, не ждет от ЦБ подобных действий. «В конце прошлого года — начале нынешнего девальвация была достаточно сильной, я не считаю, что эффект от нее уже исчерпан», — говорит он.
Наталья РОМАНОВА, Banki.ru