Неожиданное, как обухом по голове, утреннее известие: умер Егор Гайдар. Умер великий человек, который вместе с Борисом Ельциным в начале 90-х спас страну от голода, холода, гражданской войны. Россия, плохо понимающая сама себя, то, что с ней происходит и где она находится, оказалась недостойна этого человека — у нее не нашлось для него элементарных слов благодарности.
Главным делом жизни Гайдара оказались, конечно, проведенные им и его соратниками базовые либеральные экономические реформы. Благодаря им была коренным образом перестроена вся экономика России. Столь же радикально изменилась жизнь простых людей. Чтобы не влезать в высокие научные материи, проиллюстрирую это простым образом. В книге «Гибель империи» Егор Тимурович приводит письмо советского мальчика, школьника, датированное февралем 1991 года:
«На прошлой неделе я стоял в ужасной очереди за мясом. Вы знаете, сколько я там стоял? Мне страшно вам сказать, но я стоял там 5,5 часа. У нас были очереди, но они не были такими большими и мы не стояли в них за всем. Но теперь у нас очереди за всем, начиная от мыла и ботинок и кончая спичками и солью. Мы стоим за рисом, за сахаром, за маслом… И это бесконечный перечень… Раньше я никогда не плакал − у меня сильный характер, но сейчас я плачу часто. Мы стали похожи на животных… Мне стыдно за мою страну».
Вот в какой катастрофической ситуации была Россия накануне прихода в правительство Гайдара и его команды: стерильно пустые полки магазинов, километровые очереди буквально за всем − за хлебом, за молоком, за штанами, за пуговицами, за солью, за спичками…
И сравните это с тем, что вы видите сейчас, − ломящиеся от товаров, от продуктов прилавки. Ну да, по цене не всем всё, конечно, доступно… Но цена — это отдельная песня. В 1991-м обычному человеку ни по какой цене ничего нельзя было достать. Либо же достать было немыслимо трудно: рубли ничего не стоили. Нынешнее же изобилие могли увидеть только за границей те немногочисленные граждане, которым там, за границей, удавалось побывать. О том, что нечто похожее когда-нибудь можно будет увидеть на грешной российской земле, никто тогда не мог и мечтать.
И что? Благодаря кому за сравнительно небольшой срок произошла эта фантастическая трансформация? Для меня ответ очевиден: благодаря Гайдару и возглавлявшейся им группе молодых экономистов, осуществивших базовые либеральные реформы − освобождение цен, освобождение торговли, приватизацию, финансово-экономическую стабилизацию… Они это сделали! Несмотря на оглушительный вой и свист всей чиновничьей братии, разнообразных красных, коричневых, серо-буро-малиновых партий и движений.
Но Гайдара проклинали не только записные политиканы − проклинали и многие простые люди, которых убедили, что благодаря ему они потеряли свои сбережения, стали хуже жить. На самом деле они потеряли бумажные «фантики», которые под видом рублей в изобилии печатали и раздавали последние коммунистические правительства, чтобы заслужить народное одобрение. Что касается ухудшения жизни, ну да, оно было неизбежно при такой коренной ломке всего и вся, но оно, без сомнения, было бы менее глубоким и продолжительным, если бы не то самое повсеместное чиновничье сопротивление, тотальный саботаж, проводившийся под лозунгом «Чем хуже − тем лучше!». «Лучше» − для этой самой черносотенной бюрократии: всё ведь свалят не на нее — она спрячется, останется в стороне, − всё свалят на самих реформаторов. Так оно и было. Свалили. До сих пор сваливают − пишут про кошмарные, провальные реформы 90-х годов. Где бы мы были без этих реформ?!
Но ребята выстояли. Под могучим прикрытием Ельцина, который, как и его молодые коллеги, ради реформ пожертвовал своей политической репутацией. Гайдар и его команда с самого начала понимали, что станут политическими камикадзе. Эту их участь политических самоубийц мужественно разделил с ними и первый президент России.
Я не медик, не могу судить, отчего конкретно умер Егор Тимурович. Умер, конечно, слишком рано − ему было всего 53 года. Сильно подозреваю, однако, что тут сказалось то отравление, та попытка его убийства, которая случилась в Дублине 24 ноября 2006 года. Тогда ведь он совершенно случайно остался в живых. По сообщениям, у него были поражены все жизненно важные органы. В одну из наших последних встреч − дело было на презентации моей книги «Так кто же расстрелял парламент?» в «Интерфаксе» в ноябре 2007 года, через год после покушения на Гайдара, − я его спросил, как он, оклемался ли после отравления. Он лишь печально покачал головой…
…Сразу же после трагического известия о кончине Гайдара его ближайший друг и соратник Анатолий Чубайс написал на своем сайте:
«Сегодня ночью умер мой друг Егор Гайдар. Это был великий человек. Великий ученый, великий государственный деятель. Мало кто в истории России и в мировой истории может сравниться с ним по силе интеллекта, ясности понимания прошлого, настоящего и будущего, готовности принимать тяжелейшие, но необходимые решения.
Огромной удачей для России стало то, что в один из самых тяжелых моментов в ее истории у нее был Егор Гайдар. В начале 90-х он спас страну от голода, гражданской войны и распада. Все последние годы он был интеллектуальным и моральным лидером для всех нас. Для меня он был и навсегда останется высочайшим примером честности, мужества и надежности.
Эту потерю я буду чувствовать всю жизнь».
Все, кто знал Егора Тимуровича и кто не знал, но понимает масштаб понесенной нами потери, без сомнения, присоединятся к этим словам.
Олег МОРОЗ, публицист