Бонусные мили тают в воздухе

Дата публикации: 26.01.2010 09:00
9 461
Время прочтения: 5 минут

Не так давно Альфа-Банк объявил о снижении количества бонусных миль, начисляемых держателям карты Aeroflot — MasterCard — Альфа-Банк. Такой шаг вызвал обсуждение в «Народном рейтинге» портала Банки.ру. Последуют ли примеру «Альфы» другие банки — партнеры программы «Аэрофлот Бонус» — этот вопрос пока остается открытым.

Ранее максимальное количество бонусных миль, начисляемых держателям этой кобрендовой карты Альфа-Банка, составляло 2 мили, теперь же их число сократилось до 1,5. «Система начисления миль меняется в связи с изменением финансовых условий взаимодействия между Альфа-Банком и компанией «Аэрофлот — Российские Авиалинии», — такие объяснения дает в комментариях к сообщению в «Народном рейтинге» представитель банка.

Что же могло измениться в финансовых условиях взаимодействия банка и компании настолько, чтобы кредитная организация пошла на такой непопулярный шаг?

Схема взаимодействия банка и авиакомпании в рамках подобных кобрендовых продуктов проста и «обкатана» во всем мире. Держатель карты совершает безналичную оплату товара или услуги. Банк рассчитывает количество бонусных миль, которое клиент должен получить исходя из потраченной суммы, и отправляет информацию в авиакомпанию, которая собирает эти данные за определенный отчетный период и выставляет банку счет. Проще говоря, кредитная организация выкупает у авиакомпании эти мили. Держателю карты бонусные мили начисляются ежемесячно (по сумме всех операций). «Важно отметить, что взаиморасчеты с банком не влияют на начисление миль участнику на счет», — подчеркивает директор департамента «Аэрофлот Бонус» авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии» Евгений Сидоров.

Сегодня партнерами авиакомпании в рамках программы «Аэрофлот Бонус», кроме Альфа-Банка, являются Сбербанк, Газпромбанк, Ситибанк, СМП-Банк и банк «Русский Стандарт». Условия сотрудничества этих кредитных организаций с «Аэрофлотом» разные. По словам Сидорова, авиакомпания подходит ко всем своим партнерам дифференцированно, цена мили для банка зависит от объема его деятельности в данном сегменте. «Если банк крупный, с серьезными оборотами, с большим количеством новых участников в программе «Аэрофлот Бонус», а, соответственно, и пассажиров «Аэрофлота», то это одна ситуация, — говорит он. — Если банк обладает какой-то сильной стороной, но в своей нише, — совершенно другая».

Количество миль, начисляемых своим клиентам в рамках кобрендовой программы, устанавливает кредитная организация. По словам Сидорова, банки определяют это количество из своих целей, рентабельности, бизнес-задач. «Может быть так, что все свои задачи по завоеванию доли рынка банк уже выполнил и в следующем году намерен снижать свои расходы и лишь поддерживать свое положение в этом сегменте. Поэтому он может пойти и на снижение издержек, и на сокращение количества миль», — предполагает Сидоров.

«Как правило, если банк выходит с обоснованным предложением по изменению условий начисления миль для своих клиентов, «Аэрофлот» согласует подобные изменения», — добавляет руководитель отдела развития бизнеса кредитных карт Ситибанка Петр Карпов.

Директор департамента «Аэрофлот Бонус» признает, что стоимость мили для Альфа-Банка действительно несколько выросла. «В этих условиях банк принял решение не искать другие возможные пути, а изменил конфигурацию продукта для клиента, то есть пошел на уменьшение начисляемых миль», — объясняет он.

Другие партнеры программы «Аэрофлот Бонус» не говорят напрямую, какой будет их политика по бонусным милям в ближайшем будущем. В Ситибанке, уже выпустившем в рамках кобренда с «Аэрофлотом» несколько десятков тысяч карт, уклончиво отвечают, что для новых держателей карт «Аэрофлот — Ситибанк» регулярно проводятся промокампании с дополнительным количеством приветственных миль. «Для существующих клиентов Ситибанк устанавливает на определенный период двойные или тройные мили за покупки по карте, например, за границей, — добавляет Карпов. — Мы планируем и в 2010 году активно проводить подобные кампании».

По словам заместителя начальника управления клиентского обслуживания департамента платежных систем СМП-Банка Дениса Грахова, кредитная организация только недавно запустила данную программу, ее перспективы оценивает достаточно оптимистично. «Реализация программы будет находиться под постоянным контролем, и в случае необходимости или изменения ситуации ее условия могут быть скорректированы», — отмечает он.

В Сбербанке, который выпустил порядка 600 тыс. карт Visa Aeroflot, говорят, что все детали финансовых условий программы являются конфиденциальной информацией и не подлежат оглашению. «Параметры совместной программы устанавливаются исходя из баланса интересов клиентов, банка и компании «Аэрофлот» с учетом текущей конъюнктуры рынка и прогноза его развития», — отметили в пресс-службе кредитной организации.

Получить комментарии в Газпромбанке и банке «Русский Стандарт» на момент подготовки публикации не удалось.

По мнению экспертов, в действиях Альфа-Банка существует определенный фактор риска: эта кредитная организация является видным игроком, который достаточно долго устанавливал на этом рынке определенные планки. Снижение количества начисляемых миль может повлечь за собой аналогичные меры и со стороны других банков. Вместе с тем, возможно, другие игроки решат побороться за какую-то долю клиентов Альфа-Банка и не пойдут на ухудшение условий по своим картам в рамках программы «Аэрофлот Бонус».

Во всяком случае, в самой авиакомпании заявляют, что формального повода для сокращения количества бонусных миль банкам предоставлено не было. «В настоящий момент распоряжений от руководства в части изменения финансовых условий для других наших банковских партнеров не поступало, — говорит Сидоров. — Следовательно, конкретных предпосылок, связанных с защитой своего финансового положения из-за увеличения стоимости со стороны «Аэрофлота», у банков быть не может». Более того, он полагает, что участники программы «Аэрофлот Бонус» вправе ожидать улучшения условий от банков в связи с возможным появлением новых партнеров. Свежие идеи «новичков» приведут к росту конкуренции, что в итоге обернется благом для каждого держателя кобрендовой карты в рамках программы «Аэрофлот Бонус».

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме