Несмотря на кризисную лихорадку, которой в прошлом году переболели практически все банки и другие финансовые организации, спрос на их услуги вырос. Об этом свидетельствуют данные очередного опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Доля пользователей банковскими услугами выросла — с 54% в апреле 2009 года до 59% в январе 2010 года.
Согласно данным исследования, тройка лидеров финансовых услуг среди населения осталась неизменной: в нее входят зарплатные карты, текущие банковские счета и потребительские кредиты. Доля граждан, получающих зарплату на банковскую карту, выросла с 24% (апрель 2009 года) до 30% (январь 2010-го). Также увеличилось за этот период и количество тех, кто имеет в банке текущий счет или вклад до востребования — с 11% до 14%. А вот доля заемщиков по потребительским кредитам за это время снизилась с 15% до 13%, что — по причине ужесточения банками требований к этой категории клиентов — вполне понятно.
Наличием собственного срочного вклада смогли похвастаться очень немногие из опрошенных социологами респондентов. Но тем не менее доля вкладчиков с апреля прошлого года по январь нынешнего выросла с 4% до 7%. Особого объяснения это не требует, если вспомнить, насколько высокими в прошлом году были процентные ставки по срочным вкладам.
Держателей кредитных карт за этот период стало немного больше, их количество выросло с 3% до 4%. Планы по приобретению машины в кредит, по всей видимости, многие граждане решили отложить до лучших времен: количество заемщиков по автокредитам не изменилось и составляет 3%.
Эксперты говорят, что практически каждый россиянин имеет в своем окружении человека, столкнувшегося в кризисный период с проблемами при выплате банковского кредита и получившего негативный опыт. Вместе с тем наши сограждане строят достаточно оптимистичные планы на будущее в части взаимоотношений с финансовыми институтами. Так, обзавестись зарплатной, пенсионной или студенческой картой в ближайший год планируют 5% опрошенных, открыть текущий счет либо вклад «до востребования» собираются 3% респондентов. Столько же россиян выразили желание открыть в будущем срочный вклад.
Что касается потребностей наших сограждан в заемных ресурсах, то они, по большому счету, тоже растут. Согласно данным НАФИ, 6% респондентов собираются обратиться в банк для получения потребительского кредита. Взять автокредит собираются 2% опрошенных. Столько же россиян хотели бы иметь кредитную карту. Меньше всего граждан выразили желание получить ипотечный кредит — 1%. Отметим, что, по мнению председателя правления банка ВТБ 24 Михаила Задорнова, рост рынка потребительского кредитования в нынешнем году может составить 10—15%.
Мало кто из опрошенных не хочет больше пользоваться инвестиционными услугами и не собирается к ним приобщаться. Лишь 1% респондентов планируют воспользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов, а 2% проявили интерес к услугам страховых компаний (за исключением обязательного медицинского страхования).
«В будущем можно ожидать дальнейшего роста пользователей финансовых услуг, — отмечается в исследовании НАФИ. — С точки зрения намерений людей можно говорить о том, что есть сигналы оживления на рынке потребительского кредитования. Хотя следует подчеркнуть, что речь пока идет о намерениях, которые в силу многих объективных и субъективных факторов не всегда трансформируются в реальное поведение».
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru