Мелочь, а неприятно

Дата публикации: 08.02.2010 09:02
4 352
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

При обслуживании в банках клиенты могут столкнуться с неожиданными для себя сборами. В период кризиса банки стали зарабатывать на клиентах, взимая с них комиссии за оказание различных мелких услуг: от предоставления выписок со счетов и вкладов до выезда на дом для помощи в подключении к интернет-банкингу.

Банки выписывают счет

Самая распространенная услуга, за которую банк взимает плату, — это выдача различных выписок и справок. Об этом свидетельствуют и посетители форума Банки.ру. Например, пользователь под ником bober6 сообщил, что банк «Траст» взимает комиссию в размере 300 рублей за справку по вкладам, а в Московском индустриальном банке, как пишет allasol, «берут комиссию за оформление доверенности ко вкладу (порядка 15 рублей)».

Банки согласились прокомментировать сообщения на форуме и конкретизировали свои тарифы. В НБ «Траст» пояснили, что банк взимает комиссию в размере 150 рублей за выдачу справки, заверенной печатью и подписью, о наличии денежных средств на счетах и вкладах клиента. При этом стандартную выписку по счету клиента банк предоставляет бесплатно.

Московский Индустриальный Банк взимает комиссию в размере 10 рублей за оформление доверенности ко вкладу. «20 рублей банк берет за предоставление дубликата книжки денежных вкладов и договоров взамен утерянных, копия выписки обходится в 15 рублей, выдача справки о наличии средств на счете — 10 рублей», — рассказала о тарифах начальник отдела организации функционирования и анализа деятельности филиальной сети Московского Индустриального Банка Светлана Кривошеева.

Подобные тарифы установлены и в банках, входящих в топ-10. Например, стоимость справки в ВТБ 24 о наличии счетов, об остатках на счетах по вкладам и начисленных процентах колеблется от 50 до 300 рублей в зависимости от ее содержании и срочности запроса. В ВТБ 24 также сообщили, что по запросу клиента может предоставить справку о погашении им кредита. Если клиенту такая справка нужна немедленно, то она обойдется в 300 рублей; если он готов подождать 3 дня, то 150 рублей.

Альфа-Банк выдает справки, касающиеся ведения счета и обслуживания клиента, за 70 рублей, выписку по счету — за 150.

Некоторые банки берут и комиссии за выписки, показывающие движение по счету клиента. В ЮниКредит Банке ответ на запрос об операции, выполненной банком, обойдется в 150 рублей, если операция совершена не раньше чем за шесть месяцев до получения запроса, и 300 рублей — по операции давностью более полугода. Альфа-Банк предоставляет расчетные документы, подтверждающие проведение операции в конкретную дату, за 150 рублей.

Обычно такие справки необходимы клиентам для оформления визы, выезда за рубеж и длительного там пребывания. Понятно, что стоимость таких документов символичная, но у некоторых клиентов остается неприятный осадок. Вот, например, какой отзыв оставил посетитель allasol: «Мелочно как-то для такого банка, и еще неудобно, так как оплатить надо в другом окне, где производится оплата коммунальных и прочих платежей и часто бывает очередь».

Закрыл вклад — заплати процент банку

Банки зарабатывают и на рассеянности клиентов. Если вкладчик вовремя не забрал деньги с депозита, то он рискует нарваться на штраф. Например, Райффайзенбанк берет комиссию при закрытии вклада, если клиент забрал его позже срока закрытия. В колл-центре банка пояснили, что средства с депозита нужно забрать в течение 15 дней после закрытия вклада, по истечении этого срока банк взимает комиссию в размере 0,7% от суммы снятия. При досрочном изъятии вклада клиент должен забрать деньги в день его закрытия, иначе комиссия будет начислена на следующий же день. В Райффайзенбанке запрос Банки.ру оставили без ответа.

«По большому счету, это штраф, — считает партнер юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. — Напрямую законодательство такие ситуации не регулирует, однако факт несвоевременного изъятия денег со вклада не подпадает под действия, которые могут повлечь за собой штрафные санкции, ведь вкладчик все свои обязательства перед банком выполнил».

Платные консультации

Реже встречаются случаи, когда банки зарабатывают на своих не очень сообразительных или ленивых клиентах, в частности помогают им оформить платежные поручения. «Банк оказывает услугу по заполнению расчетного документа за клиента по его просьбе, которая стоит 20 рублей», — говорит Светлана Кривошеева из Московского Индустриального Банка.

Услуги по оформлению платежного поручения есть и в Витас Банке, сказал его зампредправления Сергей Сергеев. Он также сообщил, что в его банке есть такая услуга, как выезд на дом для помощи в подключении к интернет-банкингу, который стоит 1,5 тыс рублей. «Консультация нужна тем клиентам, которые не могут разобраться самостоятельно. Спрос на эти услуги невысокий, но все же он есть», — говорит Сергей Сергеев.

Сотрудники ВТБ 24 на дом не ездят, но могут проконсультировать клиента, если он обратится в офис банка. «При проведении клиентом расчетных операций в системе «Телебанк» в офисе банка сотрудником взимается дополнительная комиссия — 300 рублей за одну операцию», — рассказывает вице-президент, заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Юлия Деменюк.

Стабильная капля

По данным навигатора банковского сектора НБ «Траст», на 1 января 2010 года доля комиссионных доходов в общем объеме операционных доходов банков до формирования резервов составляет 21%. По оценкам банкиров, доля комиссий за мелкие услуги в комиссионных банковских доходах ничтожно мала и не превышает 5%. Но это не останавливает кредитные организации, которые расширяют спектр услуг, оказываемых за дополнительную плату.

«В кризис комиссионные доходы банков снизились из-за сокращения оборотов по клиентским счетам, поэтому у ряда банков решение по введению дополнительных комиссий было связано с тем, что банки пытались компенсировать сокращение доходов взиманием платы за те услуги, которые до кризиса были бесплатными», — считает аналитик ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.

По мнению директора департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егора Шкерина, банк оценивает финансовый результат по каждому продуктовому направлению и назначение таких комиссий является частью бизнес-стратегии банка: оказание услуги может не облагаться комиссией, поскольку, «теряя» ресурсы и деньги на одной незначительной услуге, банк может зарабатывать на другой, более важной для банка и клиента.

Зампредправления банка «Возрождение» Александр Долгополов напоминает, что непроцентные доходы достаточно стабильные и могут частично компенсировать снижение маржи. «Комиссионные доходы у банков увеличиваются, нет ничего страшного в том, что банки стремятся зарабатывать на них, но установление таких комиссий всегда должно быть разумно и оправданно», — считает он.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме