Еще летом прошлого года рынку кредитного брокериджа предвещали бесславную кончину. Пережить кризис удалось действительно далеко не всем — по оценкам экспертов, этот рынок сократился раза в три. Зато те, кто выжил, собираются активизироваться с новой силой — благо банки вновь заинтересовались сотрудничеством с брокерами.
Примерно 30% всех ипотечных займов, выдаваемых ВТБ 24 до кризиса, приходились на клиентов кредитных брокеров, риелторских агентств и застройщиков, которые в числе прочего предоставляли услуги кредитного брокериджа. Сейчас партнеры банка приводят в ВТБ 24 в три раза меньше клиентов. По словам начальника управления кредитования Межпромбанк Плюс Юрия Тупичкина, порядка 50% заявок по потребительским кредитам и 10% по автокредитам в докризисные времена банку поставляли кредитные брокеры. Но вместе с сокращением кредитного рынка их активность снизилась, многим пришлось выбыть из игры. Большая часть брокеров, с которыми работал Юниаструм Банк, уже прекратили свое существование.
Участники рынка и сами не скрывают, что пережить тяжелые времена смогли немногие. «В результате деятельность мелких брокеров сошла на нет, остались только крупные игроки», — отметили в компании «Фосборн Хоум». «Раньше мы звонили потенциальным клиентам и понимали, что с ними уже связывались другие брокеры, — добавляет руководитель отдела кредитования компании In-Broker Александр Денисюк. — Теперь картина, конечно, совершенно иная».
Брокеры отмечают, что самым сложным для них был период с сентября по декабрь 2008 года, когда абсолютное большинство банков перестали выдавать кредиты — в том числе уже одобренным заемщикам. В целом же, по оценкам Денисюка, рынок кредитного брокериджа за кризисный период сократился в три раза.
Выживать в кризис оставшимся на плаву брокерам помогла диверсификация бизнеса. Тем, кто предлагал исключительно монолинейные продукты (например, работал только с ипотечным кредитованием), пришлось осваивать и новые виды бизнеса, например услуги по подбору недвижимости, продажу страховых продуктов. Многим пришлось искать клиентов среди юридических лиц — а эта аудитория до кризиса не являлась приоритетной для брокеров. «Мы в кризисный период ввели услуги для собственников бизнеса и теперь пожинаем успешные плоды», — подчеркивает Денисюк.
В «Фосборн Хоум» также отмечают, что в конце 2009 года компания активизировала одно из своих направлений — кредитование малого и среднего бизнеса.
Снова вместе
О том, что рынок кредитов физлицам вырастет в текущем году на 10—15%, сегодня говорят большинство экспертов рынка. Вместе с тем очевидно, что условия по кредитам сегодня имеют мало общего с докризисными. Каким образом банки планируют наращивать портфели и увеличивать объемы кредитования? По всей видимости, без услуг помощников в поисках подходящих клиентов им не обойтись.
Директор департамента продуктового и сегментного маркетинга Абсолют Банка Елена Воронина полагает, что в этом году с помощью кредитных брокеров банки будут продавать те продукты, которые являются для них наиболее приоритетными. «В первую очередь брокеры традиционно проявляют активность на рынке автокредитов и ипотеки, — отмечает она. — Также их можно задействовать при выдаче некрупных потребительских ссуд, постепенно они станут активнее работать и на рынке кредитных карт».
По словам Юрия Григоренко, Юниаструм Банк сейчас рассматривает возможность привлечения кредитно-финансовых брокеров для продажи банковских карт и потребительских кредитов. «Запущен пилотный проект, по итогам которого банком будет принято решение об использовании этого канала во всех регионах присутствия банка», — отмечает он.
В ЮниКредит Банке также планируют активное сотрудничество с кредитными брокерами по продажам своих продуктов.
А в ВТБ 24 рассчитывают на поддержку брокеров для увеличения ипотечного портфеля. «Мы с нашими партнерами ставим в этом году для себя амбициозные планы по выдаче кредитов и начинаем вновь налаживать наше сотрудничество, — подчеркивает вице-президент банка Георгий Тер-Аристокесянц. — Полагаю, в течение текущего года мы, безусловно, выйдем на докризисный объем выдачи ипотечных кредитов. У нас есть план, что на брокеров у ВТБ 24 должно приходиться не менее 30% нашей выдачи». Кроме того, банк сейчас возобновляет совместные с брокерами ипотечные программы, которые были заморожены во время кризиса.
Готовы к активной работе и пережившие кризис брокеры. Однако они отмечают, что — увы — им придется предлагать не такие соблазнительные для клиентов продукты, как это было ранее. «Бывает, что обращаются банки и предлагают партнерство, — рассказывает Денисюк из In-Broker. — Но в то же время их кредиты очень неконкурентоспособны».
«Конечно, мы уже возобновили переговоры с банками на тему дополнительных скидок, и некоторые банки предоставляют нашим клиентам преференции, а именно — снижение процентных ставок на 0,5—1%, — рассказывают в компании «Фосборн Хоум». — Однако для полного возвращения к докризисным условиям потребуется время».
Помощники или помеха?
На работу кредитных брокеров в докризисные, а особенно в кризисные времена было немало нареканий как со стороны банков, так и со стороны клиентов. Банки упрекали недобросовестных игроков в том, что они поставляют им некачественных клиентов или предоставляют о них недостоверные сведения. А многие потенциальные заемщики попросту становились жертвами мошенников, обещающих за предоплату помощь в получении кредита даже в самых безнадежных случаях. «Однако такие брокеры быстро проявляли себя, и банк прекращал принимать от них какие-либо заявки», — указывает Воронина из Абсолют Банка.
Теперь банки обещают быть более требовательными к своим партнерам. В Юниаструм Банке подчеркивают, что в начале сотрудничества банк тщательно проверяет партнера. Если обнаруживается какой-либо «негатив», увеличивающий риски банка, или если вообще планируемое сотрудничество может
Охарактеризовать ценовую политику кредитных брокеров сегодня достаточно сложно. Например, во сколько потенциальному клиенту обойдется подобрать с помощью «Фосборн Хоум» оптимальную ипотечную программу, можно, только подав предварительную заявку — в колл-центре компании сообщили, что это определяется индивидуально. Как, впрочем, и по другим кредитным продуктам.
Если размер ипотечного кредита составляет 500 тыс. долларов (12,5 млн рублей) или менее, кредитный и страховой брокер «Гарант Кредит» возьмет комиссию в размере 2% от его суммы. Если меньше указанной суммы, то 1,5% от суммы, но минимум 30 тыс. рублей. В финансовом бюро «СолХаус» клиенту, попросившему подобрать не менее трех оптимальных кредитных программ, это обойдется в 1,5 тыс. рублей. Если же клиента будут консультировать и дальше — вплоть до одобрения банком заявки на получение кредита, то это будет стоить 15 тыс. рублей для наемных сотрудников и 30 тыс. рублей для владельцев бизнеса (но за консультацию и подбор кредитной программы денег не возьмут). Содействие в получении ипотечного кредита на покупку жилья на «вторичке» и сопровождение сделки по кредитованию, оценке и страхованию без подбора недвижимости обойдется минимум в 2,5% от суммы кредита.
Если клиент хочет получить потребительский кредит в размере от 5 тыс. долларов или 125 тыс. рублей, в компании «Гарант Кредит» могут попросить предоплату в размере 2 тыс. рублей, а в день получения кредита — 6% от его суммы. Либо же без предоплаты, но уже 10% (минимум 30 тыс. рублей). В «СолХаус» — 4%, 6% или 8%, в зависимости от суммы кредита, пакета документов или наличия поручителей.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru