Именно такой вывод напрашивается после изучения в «Народном рейтинге» отзывов о последствиях спонтанного решения купить в кредит мобильный телефон, ноутбук, мебель, пластиковые окна и даже автомобиль. Эти отзывы — бесценный опыт для тех, кто еще не сталкивался с волшебным предложением «бери сейчас, а расплатишься потом».
«Товар лицом»
Покупая что-либо в кредит в магазине, будьте готовы к тому, что по стечению обстоятельств покупка может оказаться вовсе не такой, о какой вы мечтали. Или сотрудники банка дадут пару-тройку «вредных советов», предложив ввести кредитную организацию в заблуждение. Кроме того, вы можете стать «счастливым потребителем» услуг, в коих абсолютно не нуждаетесь.
Посетительница портала Банки.ру под ником Мнямочка «совершенно спонтанно» решила купить в кредит ноутбук в магазине «МедиаМаркт», расположенном в торговом центре «Золотой Вавилон». Несмотря на то что близилось закрытие магазина, работница Альфа-Банка заверила будущую клиентку, что успеет быстро оформить кредит. «Сотрудница банка быстро заполнила анкеты, после чего сказала, что мне сейчас позвонят из банка и зададут несколько вопросов, — рассказывает Мнямочка. — При этом она пояснила, что мне нужно сказать, что я брала в кредит стиральную машину, так как кредит на ноутбук мне не одобрят». Также сотрудница посоветовала, какой размер зарплаты лучше назвать, чтобы кредит наверняка был одобрен.
К счастью, сотовая связь в торговом центре работала плохо, и будущей заемщице не пришлось вводить в заблуждение банк. При этом кредит на срок 14 месяцев ей одобрили. «Поясню, что ноутбук стоил 25 300 руб., а в конце срока по кредиту он обходился мне в 42 890 руб.», — негодует форумчанка. Вместе с тем сотрудница банка уверяла ее, что если кредит погасить досрочно, за 10 месяцев, то переплата составит лишь 6 тыс. рублей. «Все время поторапливая меня, она начала давать мне документы для подписи, — продолжает она. — Читать договор она мне, конечно же, не дала, ведь времени уже было много, она торопилась домой». В итоге выяснилось, что заемщице был оформлен полис страхования жизни (2 833 рубля), а также услуга «Альфа-Хранитель» (780 рублей), а минимальная переплата по кредиту составляла не 6 тыс., а 10 тыс. рублей.
«Я знаю, что имею право отказаться от кредита в день покупки, а что же делать, если я оформила его перед закрытием магазина?» — негодует клиентка. В итоге после долгих разбирательств и переговоров банк все-таки удовлетворил ее претензию с просьбой разрешить погасить кредит в первый месяц и вернуть деньги за ненужные услуги.
Другой читатель портала Банки.ру под ником гордей в магазине «Связной» решил приобрести в кредит мобильный телефон — в подарок внучке на день рождения. Выбрал аппарат, и сотрудница магазина стала оформлять заявку на кредит в Альфа-Банке. Листая распечатанные документы, предоставленные на подпись, гордей заметил, что, оказывается, он приобретает совершенно другой телефон на совершенно другую сумму. Работница магазина растерялась и сообщила, что кредит в специальной программе она уже подтвердила и исправить ничего нельзя. «Но у меня возникает сразу вопрос! Никакие документы на кредит я не подписывал и товар не приобретал! — возмущается гордей. — А кредит в банке уже оформлен!»
Вопрос решить не удавалось в течение трех часов. Спустя некоторое время клиенту позвонили домой из «Связного» и предложили приехать в отделение банка и оформить заявление на возврат товара. «Очень прошу банк разобраться и решить мою проблему, т. к. теперь
Ради справедливости стоит отметить, что банк принял положительное решение по претензии клиента — кредитный договор и счет закрыли.
«Хитрые» проценты
Зачастую происходит так, что представители банков умышленно или неосознанно вводят будущих заемщиков в заблуждение, предоставляя недостоверную информацию по кредиту.
Так, посетитель портала Банки.ру под ником vabikov собирался приобрести на авторынке машину, но для исполнения мечты не хватало 65 тыс. рублей. На рынке оказался представитель Кредит Европа Банка, который заверил, что процентная ставка будет составлять 18% годовых. Решение о предоставлении займа банк примет в течение пары часов, и деньги безналичным путем будут перечислены продавцу автомобиля.
Реальные условия по кредиту vabikov прочитал только в процессе подписывания бумаг: комиссия за предоставление кредита — 10 тыс. рублей (хотя представитель банка заявил, что она не взимается), процентная ставка — 24% годовых (вместо обещанных 18%) плюс малопонятная комиссия за перевод денег через посредника в размере 13 тыс. рублей — причем она была включена в стоимость автомобиля. И, наконец, непременная страховка на сумму 2 300 рублей. «Таким образом, из требовавшихся нам 65 тыс. рублей сумма кредита выросла до 91 тыс. рублей, — подсчитывает vabikov. — Кредит оформлялся на 4 года с аннуитентными платежами 3 500 рублей в месяц. Итого за 4 года нужно было отдать 168 000 рублей, с учетом комиссий и страховок получается 180 000 рублей». Будущий заемщик, шокированный такой метаморфозой, отказался брать этот кредит и подписывать документы.
А вот читательница под ником gal2000 из Санкт-Петербурга стала жертвой чужого лукавства при покупке в кредит дубленки. «Сотрудница банка меня уверила, что внесение денежных средств через отделения ОТП Банка осуществляется без комиссии и зачисление происходит день в день, — пишет она. — При обращении в одно из отделений банка оказалось, что взимается комиссия, которая составляет 1% (минимум 100 рублей)». Представители банка ответили gal2000, что, поскольку счета потребительских кредитов находятся на обслуживании в Москве, за перевод денежных средств в пользу физических лиц (в том числе на собственные счета) взимается комиссия в соответствии с действующими тарифами кредитной организации. «При оформлении потребительского кредита торговый агент должен был проинформировать вас обо всех каналах погашения кредита, а также о комиссиях, взимаемых за перевод денежных средств в счет погашения кредита», — подчеркнули в банке. Однако о том, было ли поставлено «на вид» этому самому торговому агенту за фактический обман покупателя, не сообщили.
«Мы с мужем решили взять технику в кредит, — рассказывает посетительница портала под ником anastasia. — На сайте магазина «Белый Ветер Цифровой» выбрали отделение, кредитующий банк (в этом отделении кредитовал только банк «Русский Стандарт») и отправили заявку онлайн. Все хорошо, удобно, перезвонили сначала из магазина, потом из банка. Кредит одобрили».
Однако уже в процессе оформления кредита в магазине выяснилось, что заем одобрен не по ставке 23% годовых, как рассчитывали будущие заемщики, а под 65%. «Посовещавшись и придя к выводу, что детей, которые ждут приставку, расстроить не сможем, согласились на такую ставку, решив погасить кредит с 13-й зарплаты в январе (взяли в октябре)», — удрученно отмечает anastasia.
А посетитель нашего портала под ником venad рассказал «веселую» историю об одном своем сослуживце, который в 2007 году воспользовался программой «Окна в кредит», предлагаемой этим же банком. «В ТЦ «Твой дом» он оформил договор на 60 000 рублей за установку окон. Оконная фирма дала ему скидку 5 000 рублей! Счастливый Александр Андреевич пошел оформлять услугу в кредит, естественно в Кредит Европа Банк, — пишет venad. — С Александра Андреевича затребовали внести в кассу 15 000 рублей, что он послушно сделал. Выдали бумагу, по которой счастливый владелец новых окон должен заплатить банку еще 55 000 рублей (кредит) плюс 5 000 рублей комиссию за ведение счета». В итоге полная сумма долга составила 75 тыс. рублей.
А дальше — самое интересное. «В этом году Александр Андреевич получил письмо из налоговой инспекции о том, что ему в 2007 году был сделан подарок на сумму 5 000 рублей и он должен заплатить с него подоходный налог (35%) плюс пени! Бедняжка до сих пор не может прийти в себя, все не может понять, в чем его выгода», — резюмирует venad.
Погасить непогашаемое
Зачастую проблемы могут возникнуть при погашении полученного кредита. К примеру, наш читатель под ником Sekibaku, который приобрел в Сочи мобильный телефон по кредитной программе Альфа-Банка, столкнулся со сложностями начиная с первой же выплаты.
Погашать заем необходимо было через банкомат путем внесения наличных на специально оформленную для этой цели карту. «Банкоматов у нас в городе два, — рассказывает Sekibaku. — Первый — в Адлере, в ТЦ «Новый Век», второй — ближе к Сочи, в «Тойота Центре». Вставляю карточку в «Новом Веке», а там… нет пункта «погашение кредита»! Звоню в службу поддержки, мне сообщают о том, что это технические неполадки, и скоро все исправят. Ко второму банкомату просто нет возможности добраться, так как «Тойота Центр» работает до 18:00, а я сам — до 19:00, и еще туда доехать нужно».
В итоге неполадку устранили, когда платеж по кредиту был просрочен на неделю. Но это еще не конец истории. В очередной день выплаты заемщика в том же банкомате поджидала та же самая проблема — отсутствие опции «погашение кредита». В службе поддержки снова сослались на технические неполадки и пообещали их устранить. «Решил плюнуть и погасить сумму через аппарат QiWi, — продолжает отчаявшийся Sekibaku. — Ввел все данные, номер карты — и вот он, пункт «погасить кредит». Нажимаю «ОК» и… «ошибка связи«!» Представители Альфа-Банка на портале Банки.ру напомнили клиенту, что в Сочи установлено на самом деле восемь терминалов с функцией приема наличных и принесли «искренние извинения за причиненные неудобства».
Заемщик банка «Ренессанс Капитал» под ником R1se, купивший в магазине «М Видео» в кредит мобильный телефон, вносил ежемесячные платежи заблаговременно, за неделю до указанного в графике погашения срока, и аккуратно хранил все чеки. Средства, кстати, вносил в сумме, даже несколько превышающей размер платежа. «Через неделю после полного погашения кредита пришла SMS: «У Вас задолженность 6 рублей и будет расти на 1 рубль в день». Весело… Но не вопрос, заплатил», — рассказывает R1se. Начав беспокоиться, он спустя какое-то время с трудом дозвонился в колл-центр банка. Специалист заявил: «Ваш кредит активен!» «Интересно, как там моя кредитная история, если на мне так долго кредит висит?.. — недоумевает заемщик. — Перезваниваю через несколько дней, они — мы все решили, не волнуйтесь, кредит погашен…»
Пытка кредитной картой и прочая экзотика
Читательница портала Банки.ру под ником Mara12, наверное, очень жалеет о том, что в 2008 году ее муж приобрел для дома мебельный гарнитур по кредитной программе банка «Ренессанс Кредит». С кредитом муж рассчитался своевременно, без просрочек. А затем спокойная жизнь закончилась — банк буквально обрушил на них нескончаемый поток новых кредитных предложений: и «кредитки» по почте, и письма с предложениями взять новый кредит, и SMS-сообщения, и телефонные звонки…
«Первая кредитная карта была аннулирована и уничтожена, при этом в заявлении причиной отказа указали высокую процентную ставку, — делится злоключениями Mara12. — В телефонных разговорах с сотрудниками банка неоднозначно давалось понять, что необходимости в кредите нет, тем более на таких условиях, на которых этот кредит навязывают… И все же атака на моего мужа как на потенциального клиента продолжается. Ему опять присылают новую кредитную карту! То есть он опять должен тратить свое время на аннулирование данной карты, чтобы застраховать себя от мошеннических действий третьих лиц». В своем сообщении в «Народном рейтинге» Mara12 делится обоснованными опасениями, что еще одно письмо с очередной кредитной картой затеряется или картой воспользуются мошенники — ведь ее можно активировать по телефону. «Объясните, в чем смысл такого агрессивного навязывания своих услуг?» — возмущается она.
Представители банка вежливо объяснили, что при заключении кредитного договора с банком заемщик подписывает некое Предложение о заключении договоров. В этом документе он выражает безусловное и не ограниченное во времени согласие на обработку банком своих персональных данных в целях предоставления ему услуг кредитной организации и ее партнеров. Также, подписывая данную бумагу, заемщик выражает согласие с тем, чтобы банк выпустил на его имя карту и открыл рублевый счет. «Хотим отметить, что по написанному Вашим супругом заявлению о закрытии карточного контракта мы прекратили его действие, — отмечают в банке. — Вторая карта не имеет привязки к первой и имеет иной счет».
В итоге, прочитав данный отзыв на Банки.ру, сотрудники банка связались с бывшим заемщиком, внимательно его выслушали и отключили рассылку рекламной корреспонденции на его имя, а также закрыли контракт по новой кредитной карте. «Сожалеем, если наши предложения доставили Вам и Вашему супругу негативные эмоции», — пишет представитель банка.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru