Коллекторские агентства представили окончательную версию законопроекта, регулирующего их деятельность. Документ расширяет полномочия работы сборщиков долгов, разрешая им собирать информацию о заемщике в бюро кредитных историй, госорганах, а также у посторонних лиц.
Многострадальный законопроект
Во вторник две банковские ассоциации (АРБ и «Россия») и две коллекторские (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств, НАПКА, и Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса, АРКБ) презентовали совместно подготовленный законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности».
Как отметил президент АРКБ Сергей Рахманин, в 2007 году профессиональным сообществом были сделаны первые шаги в разработке законопроекта, и только сейчас участники рынка пришли к единому мнению о том, как должна регулироваться деятельность коллекторов.
Необходимость скорейшего принятия специального закона в отношении коллекторов объясняется увеличением спроса на коллекторские услуги
Напомним, ассоциации параллельно разрабатывали разные версии проектов несколько лет. В частности, документ, подготовленный НАПКА совместно с Ассоциацией региональных банков, отличался от варианта АРКБ и АРБ тем, что предусматривал для коллекторских агентств минимальный уставный капитал в размере 1 млн рублей.
После того как ассоциации объединили свои усилия в разработке законопроекта, «входной билет» на рынок коллекторских услуг был отменен. «Этот фильтр не позволял выйти на рынок маленьким компаниям, в документе есть другие ограничения, которые перекроют доступ недобросовестным участникам», — отмечает Сергей Рахманин.
Наряду с работой ассоциаций законопроект «О коллекторской деятельности» разрабатывали и в Минэкономразвития. Как поясняет исполнительный вице-президент по правовым вопросам АРБ Андрей Емелин, Минэкономразвития хотело уйти от регулирования только коллекторской деятельности и привлекло для дальнейшей разработки документа профессиональное сообщество.
Однако в Минэкономразвития порталу Банки.ру сказали, что еще не видели нового документа. «Мы еще не ознакомились с этим законопроектом, но считаем возможным его рассмотреть и с учетом нашей позиции принять решение о дальнейшей работе над ним. Главное, чтобы он соответствовал основным требованиям», — рассказал заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. По его словам, законопроект должен касаться только взыскания долгов с физических лиц, создавать условия для защиты прав граждан и регулирования этой деятельности. Кроме того, в рамках закона целесообразно определиться с запретом на переуступку от финансовых организаций иным лицам прав требований по кредитам, предоставленным физическим лицам.
Впрочем, уже сейчас ясно, что подготовленный документ удовлетворяет не всем требованиям ведомства. В частности, он регламентирует сбор долгов не только с граждан, но и с индивидуальных предпринимателей и юрлиц.
Госорганам не уйти от ответа
В законопроекте прописаны полномочия, права и обязанности коллекторов. В частности, документ разрешает им запрашивать информацию о должнике в органах государственной власти, органах местного самоуправления, обращаться в бюро кредитных историй, а также «опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, необходимой для осуществления коллекторской деятельности».
Согласно законопроекту, запрашиваемая информация должна предоставляться в десятидневный срок с момента поступления запроса, а отказ возможен, только если информация содержит «сведения, составляющую государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну».
Коллекторские агентства обязаны будут объединяться в саморегулируемые организации и создавать компенсационный фонд для возмещения убытков кредиторам, должникам и третьи лицам. Фонд формируется из взносов коллекторских агентств в размере 100 тыс. рублей с каждого члена СРО. Компенсация будет необходима, если, например, банк понес убытки
С точки зрения защиты интересов должников в законопроекте установлен запрет на звонки коллекторов с 23:00 до 08:00. Кроме того, «при взаимодействии с должником представитель взыскателя обязан представляться, называя свои фамилию, имя отчество, должность, наименование взыскателя». Документ также запрещает коллекторам использовать оскорбления в адрес должника, причинять вред его здоровью и жизни, а также деловой репутации.
Участники рынка по-разному оценивают законопроект. По словам старшего вице-президента долгового агентства «Пристав» Сергея Шпетера, документ конкретизирует ответственность каждого участника процесса сбора долгов. «Сейчас одна из главных проблем — плохое качество данных о должнике. Зачастую запросы коллекторов в органы власти остаются без ответа. Если законодательно установить обязанность отвечать на такие запросы, то появится доступ к информации о заемщике из Минкомимущества, от судебных приставов. По прямым и косвенным данным можно будет узнать его истинную платежеспособность», — говорит Сергей Шпетер.
Впрочем, по мнению гендиректора Центра развития коллекторства Дмитрия Жданухина, у этого законопроекта не очень хорошие перспективы, так как он направлен в первую очередь на создание правового поля для бизнеса. «С точки зрения улучшения своего имиджа перед избирателями депутатам он будет неинтересен. А государству сейчас выгодно держать вопрос регулирования коллекторского рынка в подвешенном состоянии, нежели принимать этот закон, наделяя коллекторов дополнительными полномочиями», — считает Дмитрий Жданухин.
По мнению экспертов, подготовленный законопроект лишь отчасти может быть защитным инструментом для граждан. «Прописанные в нем запреты на определенные действия есть и в существующем законодательстве. Например, ночные звонки и угрозы жизни и здоровью запрещены и сейчас», — поясняет Дмитрий Жданухин.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru