«Сбер» примеривается к кредитным картам

Дата публикации: 27.09.2006 10:28
3 986
Время прочтения: 7 минут
Источник
Ведомости
Темы

Сбербанк не спешит начинать выпуск полноценных кредитных карт даже несмотря на то, что в этот сегмент активно ринулись лидеры рынка потребкредитования. В следующем году главный банк страны ограничится выпуском 10 000 карточек, которые достанутся лишь работникам корпоративных клиентов банка.

В конце прошлого года президент Сбербанка Андрей Казьмин сообщил, что в 2006 г. банк планирует начать выпуск полноценных кредитных карт. Крупнейший банк страны собирался запустить новую программу в первом полугодии, в течение трех-четырех месяцев эмитировать 10 000 карточек, а потом принять решение о продолжении проекта. Эти планы вполне укладывались в последние тенденции на рынке потребкредитования, лидеры которого стремятся завоевать и «карточный» сегмент. Так действуют банк «Русский стандарт» и «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Однако «Сбер» явно не торопится с выходом на рынок «карточных кредитов». Вчера Казьмин заявил, что надеется запустить «кредитки» до конца года. А директор управления банковских карт Сбербанка Андрей Соболев пояснил, что «Сбер» планирует выпустить все те же 10 000 карт, но уже за весь 2007 г. Хотя обычных карт Сбербанк выпустил уже более 15 млн, а доля банка на рынке потребкредитования достигает 50%. «Весь рынок кредитных карт оценивается в 2 млн штук, и 10 000 штук — это очень маленький объем», — отмечает аналитик Альфа-банка Наталья Орлова. Причем на первом этапе, который будет проводиться в Москве, «карточным» кредитом смогут воспользоваться лишь работники предприятий, которые выплачивают свои зарплаты по карточкам «Сбера».

В свое время Сбербанк точно так же осторожничал с выходом на рынок экспресс-кредитования. Банк открыл в 2005 г. несколько точек в магазинах «Мосмарт», но через несколько месяцев свернул проект. Тогда менеджеры «Сбера» решили, что невозврат по экспресс-кредитам слишком высок. «Сбербанк очень осторожно выходит на рынок, поскольку кредитная карта в массовом сегменте может оказаться достаточно рисковым продуктом, — считает зампредседателя правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко. — Розничное кредитование предполагает оптимизацию прибыли, в то время как философия «Сбера» — минимизация рисков».

Впрочем, банкиры и эксперты уверены, что, как только Сбербанк начнет полноценное развитие «карточных» кредитов, он быстро выбьется в лидеры рынка. «Сбербанк никуда не опоздает, он может выйти на рынок и через пять лет и стать там крупным игроком, — категоричен зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. — Это самый крупный розничный банк, и если в Москве и Санкт-Петербурге выданы уже миллионы кредитных карт, то в регионах этот рынок пока далек от насыщения». По мнению Чернущенко, потенциал роста российского рынка кредитных карт очень высок: например, в США у каждого кредитоспособного жителя в среднем около семи кредитных карт, а у нас в 30 раз меньше. «Один год точно не сыграет решающей роли, -полагает банкир. — Пока карты станут повседневным инструментом в России, может пройти от 5 до 10 лет, так что «Сберу» более поздний выход не помешает».

«Решение осваивать этот рынок, даже несмотря на задержки, все равно позитивная новость для банка, — считает Орлова. — Сбербанк до сих не выдавал карточные кредиты, и его появление в этом секторе может изменить всю структуру рынка. Например, ВТБ работает на этом рынке около года и уже вошел в число лидеров». А генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников напоминает, что Сбербанк не самым первым стал эмитировать международные пластиковые карты, однако сейчас является лидером рынка. «Нагнать лидеров рынка для Сбербанка вопрос небольшого периода времени, тем более в регионах», — уверен Матовников.

Откровение Казьмина

В отдаленных регионах новейшие продвинутые услуги не востребованы, а в ряде случаев нет просто технических возможностей для их оказания. Поэтому нам нужно приложить усилия, осуществить дополнительные инвестиции для того, чтобы стандарт качества стал единым во всех подразделениях Сбербанка на территории всей страны. Впрочем, это, наверное, характерно для всех российских банков, сказал Казьмин «Национальному банковскому журналу».

Андрей Панов, Евгения Ватаманюк, Гюзель Губейдуллина

Реплики

Газета: Замедленная революция

У Сбербанка есть все шансы совершить очередную революцию в России — теперь уже кредитную.

Учитывая масштабы розничной сети Сбербанка, это намерение может полностью перекроить национальный рынок пластиковых кредитов. Но намеченная кредитная революция если и состоится, то не в ближайшем будущем. В Сбербанке называют «пластик» пилотным проектом.

Андрей Соболев обещает, что в его рамках будет эмитировано лишь 10 тысяч кредитных карт для существующих клиентов банка, обладающих дебетовыми картами банка в рамках зарплатных проектов. Ограничены и региональные рамки эксперимента. Сначала карты будут выдаваться в Москве и Московской области, и лишь при условии успешности начинания опыт будет распространен на территориальную сеть. Первый кандидат после Москвы — Северо-Западный банк Сбербанка.

Несмотря на предварительный характер, само заявление с конкретными сроками о выдаче кредиток имеет серьезное значение. До сих пор информация о намерении выдавать кредитки Сбербанком проходила по категории слухов.

Планы банка могут существенно изменить правила игры на этом рынке. То есть попросту диктовать эти самые правила, заставляя других участников реагировать на свою инициативу. Но такие перспективы не слишком пугают большую часть опрошенных «Газетой» банкиров. Скорее, наоборот, они готовы использовать Сбербанк в качестве локомотива кредитной революции в России.

«Выход Сбербанка на рынок кредитных пластиковых карт — положительное событие. Продвижение этой услуги крупнейшим банком страны, обладающим наиболее развитой филиальной сетью, положительно скажется на рынке в целом, поскольку повысит общую культуру использования пластиковых карт среди населения», — уверен директор департамента розничных пластиковых продуктов Абсолют Банка Эмиль Юсупов.

Смущает, конечно, мелкий масштаб заявленной экспансии. «Всего 10 тысяч карт в масштабах Сбербанка, а тем более страны — не слишком большое количество, так что пока рынку ничего не грозит, — комментирует «Газете» аналитик инвестиционного банка «Траст» Алексей Демкин. — Впрочем, все будет зависеть от того, как этот проект будет реализовываться в действительности». Аналитик согласен с тем, что мощности Сбербанка вполне позволяют ему доминировать на рынке: «Не секрет, что, если СБ захочет, уже закрепившимся игрокам придется предпринимать более серьезные усилия, чтобы сохранить свою клиентскую базу. А тем, кто только засматривается на этот рынок, придется еще раз как следует подумать, стоит ли игра свеч».

Пилотный характер нового проекта Сбербанка объясняется легко. Особенности клиентской базы банка, помноженной на гигантский, по российским меркам, масштаб его деятельности, предъявляет особые требования к любому новому продукту. Главное и непременное условие — абсолютная унификация и стандартизация услуги, без учета какого бы то ни было индивидуального подхода к клиентам. Продукт должен легко и быстро внедряться в масштабах всей страны. Так что если после того, как пилотный проект монополиста превратится в «рабочий», в один прекрасный день вся необъятная сеть филиалов Сбербанка получит генеральный указ о повсеместной выдаче кредитных карт населению. И вот тогда разработчики «гибких» систем кредитных продуктов смогут реагировать на объявленную вчера революцию.

Время новостей: Пластическая хирургия

По состоянию на 1 сентября Сбербанк эмитировал более 15,6 млн банковских карт. При этом, по данным Центробанка, объем эмиссии пластиковых карт, выпущенных всеми российскими банками, по итогам первого полугодия текущего года превысил 62,5 млн штук. «Сбербанк уже достаточно уверенно чувствует себя на рынке пластика с таким объемом эмиссии, — считает начальник управления розничного маркетинга Русского банка развития Дмитрий Орлов. — В первую очередь за счет «зарплатных» клиентов и широчайшей сети банкоматов и отделений».

Договоры на обслуживание операций по картам заключены Сбербанком с 22 тыс. предприятий торговли и сервиса. Банк обслуживает операции по картам в 3,7 тыс. населенных пунктов, расположенных во всех регионах России.

Пока неизвестно, какие условия по пластиковым кредитам предложит своим клиентам крупнейший российский банк. «Возможно, Сбербанк пойдет по простейшему пути и предложит те же наиболее удачные условия, которые представлены на рынке в настоящий момент, — рассуждает г-н Орлов. — С другой стороны, менее крупные банки, которые в этом сегменте работают достаточно давно, конечно, отреагируют усовершенствованием своих продуктов и предложением более высокого сервиса по сравнению со Сбербанком. Тем более что у них есть опыт и наработки».

В среднем по рынку процентные ставки по кредитным картам составляют 20—23% в рублях и 18—20% в валюте. Сейчас Сбербанк занимается выдачей потребительских кредитов «на неотложные нужды» без обеспечения под 17% годовых в рублях и 17,5% в долларах США и евро. Максимальная сумма такого кредита составляет 45 тыс. руб. Впрочем, руководитель розничного направления Райффайзенбанка Роман Воробьев считает, что процентная ставка не является на данный момент основным аргументом в конкурентной борьбе на рынке кредиток. «Самое главное в данном случае — это функциональность карты, легкость в обслуживании, простота в получении и так далее», — перечисляет он.

Однако, как известно, Сбербанк в силу своей консервативности никогда не баловал своих клиентов чрезмерной простотой, в отличие от других банков, стремящихся выдавать скоростные кредиты с минимальными требованиями к заемщику. «Если традиционная консервативность обслуживания Сбербанка перейдет на кредитные карты, то я чудес не жду», — говорит г-н Воробьев.

Впрочем, по мнению банкира, у Сбербанка есть хорошие шансы занять лидирующие позиции на пластиковом рынке, учитывая возможности крупнейшего банка. «Мы не боимся конкуренции со Сбербанком, — уверяет Дмитрий Орлов. — Говорить о том, станет ли он лидером (на рынке кредиток. — Ред.) трудно, все-таки кредитная карта выбирается человеком самостоятельно, в отличие от зарплатной, которая «навязывается» работодателем. Не факт, что выбор будет сделан в пользу Сбербанка. Ему придется доказывать клиентам, что его продукт лучше, чем у других кредитных организаций».

«Бояться конкуренции надо всегда, — считает Роман Воробьев. — Однако я не думаю, что Сбербанк выйдет на массовый рынок раньше чем через год».

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме