На что берут кредиты в жару?

Дата публикации: 12.08.2010 09:05
6 119
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Аномальная жара увеличила спрос на кредиты со стороны не только граждан, но и отдельных компаний. В некоторых банках отмечают рост кредитной активности предприятий, работающих в сфере торговли и туризма. Но это не позволило нарастить общий портфель займов нефинансовому сектору: в июле корпоративное кредитование практически остановилось.

Раскупили все

Об увеличении кредитной активности граждан рассказывали банки, работающие на рынке POS-кредитования. Так, например, в ХКФ-Банке недавно заявляли, что в июне — июле 2010 года россияне приобрели в кредит в три раза больше кондиционеров и вентиляторов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом доля этих товаров во всех товарных экспресс-кредитах банка выросла в 1,5 раза — с 1,1% до 1,6%. «Жара, несомненно, способствовала росту продаж кондиционеров и вентиляторов в кредит», — говорит директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-Банка Денис Власов.

Как отмечают в банке, уже во второй половине июля объем продаж вентиляторов в кредит снизился на 17%, в то время как продажи кондиционеров по-прежнему продолжали увеличиваться: прирост во второй декаде июля составил 36%. «По всей вероятности, обычные вентиляторы уже не способны справиться с аномально высокими температурами», — отмечает Денис Власов.

О росте продаж спасающей от жары техники говорят и в Альфа-Банке. Как рассказал директор по развитию бизнеса потребительского кредитования блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Андрей Сокольский, за июнь — июль продажи кондиционеров, вентиляторов и воздухоочистительной техники в кредит увеличились в 2,5—3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

«Пик продаж пришелся на июль, когда установилась сильная жара. Сейчас объемы кредитов на данный вид товаров снизились. Это связано с тем, что спрос на климатическую технику существенно превышает предложение, ее не хватает для всех желающих», — добавляет он.

Примерно о таком же развитии событий говорят и в ОТП-Банке. «Мы отмечали спрос на климатическое оборудование в начале лета, с середины июля спрос на эту товарную группу замедлился в связи с недостатком товаров на складе продавцов», — рассказывает руководитель дирекции потребительского кредитования банка Аскер Еникеев.

Примечательно, что повышенный спрос привел к взлету цен на все эти товары. Так, например, кондиционеры подорожали в два раза — с 15 тыс. до 30—35 тыс. рублей. А то, что летом можно купить по «хорошей цене», сейчас не востребовано. «Летом продавцы предлагают существенные скидки на зимнюю одежду, но спросом она начинает пользоваться именно в сезон.
Например, с сентября начинаются продажи в кредит шуб и дубленок», — рассказывает Андрей Сокольский.

Из жаркой Москвы в жаркие страны

Жара, пожары и, как следствие, резкое ухудшение экологической ситуации в России, особенно в Москве, заставили многих граждан взять незапланированный отпуск и уехать за границу. Некоторые смогли это сделать за счет банковских кредитов. Поскольку целевые кредиты на туристические поездки не пользуются спросом и их предлагают единицы кредитных организаций, граждане оформляют обычные потребительские займы.

«Нельзя скидывать со счетов аномальную жару, которая во многом способствовала незапланированным отпускам, у людей на них не были отложены сбережения, и им пришлось срочно оформлять кредиты наличными», — отмечает Денис Власов.

Рост заявок на потребительские кредиты этим летом отмечают в ВТБ 24. Андрей Сокольский из Альфа-Банка говорит, что прирост продаж путевок в кредит за июнь — июль составляет порядка 50%.

Увеличение объемов выдачи потребительских займов позволило банкам хотя и ненамного, но улучшить показатели по розничному кредитованию. В июле, как передает агентство РИА Новости со ссылкой на первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна, прирост кредитов физлицам без учета Сбербанка составил 1,8%. В июне, согласно статистике ЦБ, которая учитывает Сбербанк, розничное кредитование увеличилось на 1,6%.

Кредиты — не кондиционеры, нужны в любое время

Если большинству населения жара доставила массу неприятностей, то некоторым компаниям она, напротив, позволила увеличить прибыль. Речь идет в первую очередь о предприятиях малого и среднего бизнеса, занятых торговлей продуктами питания, ведь на их товары (например, мороженое, квас) спрос в жару резко повышается. Такие предприятия в пик продаж пополняют оборотные средства за счет кредитных ресурсов.

В Банке Москвы говорят об увеличении количества кредитных заявок от таких компаний, соответственно, это повлияло и на объемы кредитования указанного сегмента — оно пропорционально увеличилось. «В то же время снизилась активность ряда других отраслевых сегментов, в том числе производственных», — добавляют в банке.

Чаще кредитоваться в банках стали и туристические компании, которые за счет заемных средств повышают свои продажи. Вице-президент Промсвязьбанка Максим Мелихов рассказывает, что за период с 1 июня по 1 августа 2010 года кредитный портфель компаний данной отрасли увеличился в банке на 20%, но этот спрос нельзя назвать ажиотажным. «Лето всегда было сезоном отпусков и активизацией деятельности компаний туристического рынка и, соответственно, кредитования их с нашей стороны», — добавляет он.

Впрочем, увеличение кредитования отдельных категорий компаний не сказалось на общей статистике по выдаче займов бизнесу. В июле кредитование банками нефинансовых организаций замедлилось. Как рассказал на днях РИА Новости Геннадий Меликьян, в июле банки без учета Сбербанка нарастили портфель кредитов нефинансовому сектору всего на 0,1%. В июне прирост, по статистике ЦБ, составил 2,1%. Геннадий Меликьян объяснил резкое замедление кредитования аномальной жарой и пожарами в Центральной России.

Банкиры подтверждают статистику ЦБ, отмечая, что далеко не все руководители предприятий использовали лето для развития своего бизнеса. Некоторые, как и простые граждане, предпочитают отдыхать. Например, как рассказал начальник управления кредитных продуктов малого и среднего бизнеса Абсолют Банка Сергей Картаев, спрос на кредиты в жару не вырос.

«Более того, многие собственники бизнеса уехали из регионов с плохой экологической обстановкой, но это явление временное. Как вернутся, наверняка сразу отправятся в банк. Кредиты — это не кондиционеры и вентиляторы, они нужны в любое время», — считает он.

Как рассказывает председатель правления питерского Балтинвестбанка Игорь Кирилловых, в Санкт-Петербурге за лето зафиксирован небольшой рост портфеля корпоративных кредитов, а в регионах, напротив, стагнация. «Наверное, предпринимателям не хочется в такую жару хлопот, связанных с получением кредитов», — считает он.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме