На просторах Интернета можно найти немало рассказов о том, как судебные приставы, банки и коллекторские агентства занимаются поиском должников там, где обычные граждане ищут одноклассников и друзей детства — в социальных сетях. Однако, как выяснилось, кредитные организации пока не торопятся массово идти в данные ресурсы — не только за должниками, но даже и за потенциальными клиентами.
Место ли банку в списках друзей?
Аудитория популярных социальных сетей растет стремительными темпами. Например, ресурс «Одноклассники» имеет уже более 45 млн зарегистрированных пользователей. Аудитория портала «ВКонтакте» превышает 86 млн человек. У международного ресурса Facebook* их 500 млн. Безусловно, кредитные организации, умеющие считать деньги и понимающие, что общаться в социальных сетях можно бесплатно, не могут пройти мимо таких масштабных аудиторий потенциальных клиентов.
Вместе с тем в отличие от блог-платформ (например, того же LiveJournal), социальные сети предоставляют компаниям и организациям меньше возможностей. «В социальных сетях, как правило, компаниям запрещено создавать аккаунты в виде профилей и «набиваться» в друзья, так как это считается спамом», — отмечает вице-президент по маркетингу ТКС Банка Олег Анисимов. Действительно, в правилах сети «Одноклассники» говорится, что регистрировать учетную запись организации нельзя, такое же ограничение есть и на ресурсе «ВКонтакте».
Безусловно, кредитные организации находят возможность не нарушать запреты и общаться с аудиториями социальных сетей, создавая группы, сообщества, страницы. ОТП Банк и ТКС Банк, например, имеют свои представительства на Facebook* и «ВКонтакте». Пробизнесбанк активно использует ресурс «ВКонтакте», считая его очень перспективным. «В сети «ВКонтакте» создана группа департамента финансовых рынков, где в простой и доступной форме представлена информация для новичков, которые хотели бы научиться торговать на рынке Forex и рынке ценных бумаг», — сообщили в банке.
Кредитным организациям, серьезно занимающимся продвижением своих банков в социальных сетях, есть чем похвастаться. По словам Олега Анисимова, в целом от работы в социальных медиа ТКС Банк привлек порядка 30% вкладов по программе онлайн-депозитов. Пробизнесбанк, кроме привлечения новых клиентов, ищет в сети «ВКонтакте» стажеров для работы в департаменте малого и среднего бизнеса ФГ «Лайф» и размещает рекламные баннеры для привлечения розничных клиентов.
В ЮниКредит Банке считают, что реальный эффект от продвижения банковских продуктов и услуг через социальные сети есть, иначе кредитные организации этим не занимались бы. «Это реальная возможность попасть в поле зрения целевой аудитории, причем в зависимости от социальной сети это может быть как массовый пользователь, так и более узкие сегменты», — отмечают в банке.
Вместе с тем активным, настойчивым продвижением своих продуктов и услуг через социальные сети занимаются единицы. Некоторые, как, например, ЮниКредит Банк и Абсолют Банк, пока только рассматривают возможность своего «внедрения» на данные ресурсы. А многие кредитные организации считают, что вполне могут заполучить своего клиента и без использования социальных сетей.
«Пока для нас соцсети не являются каналом продвижения
На банковском рынке поговаривают, что иногда социальные сети также используются кредитными организациями для определения платежеспособности потенциального заемщика, подавшего заявление на получение кредита. Это и неудивительно, ведь гражданин оставляет в сетях в открытом доступе достаточно много информации и фотографий, по которым можно сделать вывод о том, какой у него имеется автомобиль или недвижимость. Но официально об использовании таких методов в банках не говорят. «Честно говоря не слышал о таком, — говорит Орлов. — Информация, полученная из сети, может быть дополнительной, но не основной. Поэтому ее использование для принятия решения о выдаче кредита сомнительно. А вот использовать ее для предложения продуктов и услуг (кросс-продажи) очень даже возможно».
Поймать должника через сеть
Судя по публикациям в СМИ, наиболее активно и рьяно используют социальные сети для поиска должников судебные приставы. Еще в прошлом году государственные взыскатели официально подтвердили, что пользуются этими ресурсами в своей работе для сбора информации и связи с должниками. Широкую огласку получила и история, случившаяся в Удмуртии — когда приставы создавали анкеты в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» и использовали фотографии симпатичной блондинки, оказавшейся москвичкой и не знавшей о такого рода работе.
Однако банки и коллекторы, имея меньше полномочий, чем приставы, также пользуются сетями. «Мне присылала какая-то девушка в сети «ВКонтакте» письма, адресованные моей тезке, с угрозами и требованием погасить долг банку, — сообщили Банки.ру в одной кредитной организации. — Ей пришлось написать, что у меня другое отчество и никаких отношений с указанным банком у меня нет».
Вместе с тем крупные кредитные организации отрицают, что ищут скрывающихся должников через социальные сети. Например, в Первом Республиканском Банке уклончиво говорят, что такой поиск возможен, но его пока не применяют. В целом же банкиры заявляют, что наиболее охотно работают с должниками через сети представители коллекторских агентств. Однако и крупные компании по сбору долгов всячески открещиваются от того, что ищут неплательщиков в Интернете.
«У нас очень большие объемы работы и жестко стандартизованные процедуры взаимодействия с должниками, — рассказали в одном крупном коллекторском агентстве. — Мы пишем должникам письма, потом стараемся до них дозвониться. Сидеть и искать кого-то в Интернете просто нет времени». По мнению представителей больших коллекторских компаний, если и происходят случаи обнаружения должников через социальные сети, то это, как правило, личная инициатива конкретного сотрудника банка или коллекторской конторы. «Специальных процедур по поиску неплательщиков в Интернете, прописанных в регламенте, у нас нет», — подчеркнули в агентстве.
Однако Россия — большая страна, и то, что не подходит мегаполисам, может с успехом использоваться в городах поменьше. Например, в Волгограде. Сотрудники долгового агентства CreditWay активно и успешно пользуются социальными сетями. И находят «заблудившихся» в них должников. По словам директора агентства Евгения Косолапова, работа в социальных сетях дает 50-процентный результат, а в целом около 15% должников было найдено через Интернет. «Когда город небольшой, то дружеские связи более тесные, и порой должника бывает проще найти через друзей, — рассказывает он. — Найдя должника, наши сотрудники представляются и оставляют сообщение с просьбой позвонить в нашу компанию. Если человек не отвечает, связываемся с его друзьями и знакомыми. Город небольшой, и всегда можно найти людей, через которых получится повлиять на должника, например его родственники или те, кто имеет для него авторитет».
Косолапов указывает на то, что друзья и знакомые неплательщика используются только как дополнительная возможность достучаться до заемщика. «Мы просто просим передать ему, чтобы он перезвонил в наше долговое агентство, — подчеркивает он. — Безусловно, мы не раскрываем персональной информации, например название банка, сумму долга и т. д. Для нас главное — установить контакт с человеком».
В регионах отмечают, что и банки небольшого масштаба имеют возможности и желание искать должников в социальных сетях. Однако для Москвы и Санкт-Петербурга, где люди зачастую не знакомы с соседями по лестничной площадке, этот метод не подходит.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ