Центробанк снизил ставку рефинансирования еще на 0,5% до 11%. Для частных вкладчиков это может означать снижение ставок по банковским вкладам. Если они решат, что выгоднее вложить деньги в дорогостоящие покупки, это подтолкнет рост цен. Но эксперты полагают, что инерция пересилит и сбережения из банков не уйдут.
Такого низкого значения ставки рефинансирования в России не было с 1992 года. С 1 января 1991 года до 10 апреля 1992 года ставка составляла 20% годовых. Затем начался период гиперинфляции, и ставка начала резко расти. Максимум был достигнут к октябрю 1993 года: 210% годовых.
О грядущих переменах Центробанк предупредил буквально накануне. «Как правило, ставка рефинансирования снижается вслед за инфляцией. Мы не исключаем, что до конца года ставка рефинансирования будет снижена», — сообщил глава ЦБ Сергей Игнатьев в среду. Инфляция за прошедшие девять месяцев года достигла 7,2%. И хотя эта цифра превышает прогнозы ЦБ, решение о снижении ставки было принято. Предыдущее ее уменьшение произошло 26 июня текущего года, тогда она была уменьшена с 12% до 11,5% годовых.
При снижении ставки рефинансирования вкладчикам скоро не придется компенсировать убытки банков. Такую поправку одобрил подкомитет Госдумы по налогам. Поправка отменяет взимание налога с дохода по вкладам в случае изменения ставки рефинансирования. Налог с разницы между нею и ставкой по ранее открытому вкладу не будет взиматься в течение трех лет. В настоящее время по ряду вкладов, открытых на год и более, после очередного снижения ставки рефинансирования, если ставка по депозиту выше ставки рефинансирования, вкладчик обязан уплачивать налог в размере 35% с разницы между ставками. В итоге снижается сумма начисляемых процентов по вкладу.
В большинстве московских и крупных федеральных банков доходность вкладов не превышает ставку рефинансирования. Ее снижение означает, что коммерческие банки, скорее всего, в очередной раз уменьшат ставки по депозитам. Между тем, за последний год вклады и так были убыточны: по оценке Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО «Юникон», покупательная способность годовых банковских вкладов в рублях, открытых в октябре 2005 года, снизилась на 0,13%. Лишь в последние два месяца благодаря снижению инфляции они перестали обесцениваться. Но решение ЦБ может сломать эту положительную тенденцию: вклады вновь могут стать убыточными.
Первыми отреагируют держатели коротких вкладов. Многие вкладчики, которые получат свои деньги в ближайшее время, не захотят продлевать депозитные договора и предпочтут вложить средства в покупку техники, автомобилей, недвижимости. Эксперты полагают, что это может подстегнуть рост цен на широкий спектр товаров, который и так увеличивается перед новогодними праздниками.
Но пока между новой ставкой ЦБ в 11% и прогнозируемой инфляцией в 9% остается пространство для маневра, в котором банки могут зафиксировать свои предложения для вкладчиков и не потерять их. «В отличие от всего мира, в России ставка рефинансирования Центробанка не является таким мощным инструментом воздействия на рынок, — говорит Виктория Воронина из Экономической экспертной группы. — У нас это, конечно, значимый фактор, но лишь один из многих. Он имеет скорее психологическое значение. Снижая ставку, ЦБ демонстрирует свою уверенность в снижении инфляции и пытается воздействовать на инфляционные ожидания финансового рынка. Поэтому оттока резкого вкладчиков из банков ожидать не стоит, несмотря на невысокую привлекательность депозитов».
Соня КЛИМЮК
РЕПЛИКА
Независимая газета, «Фискалы из Центробанка»:
«Пострадают самые высокодоходные вклады — та их часть, которая превышает ставку рефинансирования, попадает под налог на доходы физических лиц, причем под его максимальную ставку — 35 процентов. Велика вероятность, что многие банки, которые до сих пор держали максимальные ставки процентов по вкладам на уровне 11,5 процентов годовых, не захотят запутывать свою бухгалтерию дополнительной налоговой отчетностью и попросту снизят доходность этих вкладов. По данным информационного портала banki.ru, в стране сейчас 293 банковских вклада в рублях с годовой процентной ставкой выше 11%, именно они и попадают под удар.
Как сообщил «НГ» зампред правления СДМ-Банка Владимир Луценко, до конца года вопрос о снижении ставок по вкладам, где доходность выше 11 процентов, будет решен. «Согласно индикатору стоимости ресурсов привлечение средств во вклады, которые могут быть обременены налогами на доходность, влечет за собой трудоемкость оформления и ведения такого продукта для банка, а значит, увеличивает стоимость этих ресурсов», — говорит банкир.
В то же время не все банки собираются снижать доходность вкладов, которые подпадают под налогообложение. «В конце концов эта мера всего лишь уменьшает общую прибыль клиента на 0,35 процентов годовых», — говорит президент Юниаструмбанка Гагик Закарян. Сейчас линейка вкладов в «Юниаструме» насчитывает около 29 срочных вкладов с годовой ставкой выше, чем учетная ставка ЦБ. Но менять ее в сторону понижения топ-менеджемент банка не собирается.
«Мы запустили рекламную кампанию новых вкладов, у нас уже отработана методика по тем вкладам, которые выше, чем ставка, поэтому ничего страшного в том, что наша доходность выше, чем ставка ЦБ, нет», — уверен Гагик Закарян. По его словам, на клиента — держателя депозита налоговые претензии на «сверхдоходность» никак не влияют — ведь налоговым агентом по платежам является банк, который автоматически вычитает нужную сумму из накопившихся процентов.
Ставка рефинансирования ЦБ влияет на «стоимость» только рублевых вкладов — для валютных депозитов с 2004 года был установлен «порог» в 9% годовых, превышение которого влечет налогообложение по ставке 35%. При этом доходность валютных вкладов
Любопытно, что параллельно решению ЦБ о понижении ставки рефинансирования в прошлую пятницу вопрос о налогах и депозитах обсуждался в Госдуме. Подкомитет по налогам Госдумы рекомендовал палате одобрить поправку, которая отменяет налогообложение банковских вкладов в случае, если ставка по вкладу превышает ставку рефинансирования. Однако даже если эта поправка будет принята, на этот раз депутаты опоздали. Вряд ли банки будут дожидаться конца законотворческого процесса, им проще понизить процент по вкладам».