Ежика хотят выпустить из тумана

Дата публикации: 02.09.2010 22:18
2 807
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Российская компания «Ай-Теко» и финская Tieto договорились о создании совместного предприятия и общего центра обработки данных (ЦОД) на 16 тыс. серверов. Партнеры уверены, что совместно им удастся невозможное — продвинуть на российском рынке такие современные услуги, как предоставление компьютерных мощностей по требованию, облачные вычисления, Software as a servise (SaaS) и т. п. Другими словами, все те услуги, которые, по мнению члена совета директоров «Ай-Теко» Владимира Львова, для отечественных заказчиков, «как ежик в тумане — много говорят, но никто не видел».

В одиночку фирме «Ай-Теко» протолкнуть такого рода услуги в России не удалось. Даже несмотря на то, что фирма построила один из крупнейших в стране центров для обработки данных. И ее клиентом уже является Сбербанк, использующий центр «ТрастИнфо» как фронт-офис своей системы «Банк-Клиент». Все равно, как утверждает Алексей Ремизов, председатель совета директоров «Ай-Теко», в РФ центры обработки данных до сих пор не что иное, как помещения с хорошей инженерной инфраструктурой, где заказчики размещают собственные серверы. Ремизов сетует на «софтовых» вендоров, не включающих в российские прайс-листы цены, по которым могли бы работать провайдеры, предлагающие ПО как сервис и тому подобные услуги. В Германии, по сведениям Ремизова, такие цены в прайсе есть, а в России — нет. Судя по тому, что фирма Tieto оказывает подобные услуги скандинавским банкам, необходимые цены на лицензии есть и в финских, и в норвежских прайс-листах.

Справедливости ради нужно отметить, что в России нет не только цен. Здесь отсутствуют и компьютерные мощности, которые провайдеры (читай — владельцы дата-центров) обещают предоставлять заказчикам по первому требованию. Провайдеры утверждают, что никто из российских заказчиков пока «мощностей» и не требует. Менталитет не тот, и все такое. Однако известно, что сеть «Эльдорадо» в свое время проводила целый конкурс по выбору провайдера для обслуживания корпоративного бизнес-приложения (ERP-системы SAP R3) и российские компании этот конкурс благополучно проиграли. Выиграло германское подразделение фирмы SAP, позже перешедшее под контроль японской корпорации NTT. Фирма «Л’Этуаль», по словам IT-директора Николая Зайцева, готова брать компьютерные мощности в аренду хоть сейчас, например для расчета зарплаты. Но никто продавцу парфюмерии эти самые компьютерные мощности в аренду не сдает. Переговоры с системными интеграторами заходят в тупик.

В развитых странах ситуация иная. О том, какие услуги заказывают в дата-центрах скандинавские банки, порталу Банки.ру рассказал Туомо Сумманен, генеральный директор Tieto в России:

— В Скандинавии мы предоставляем банкам программное обеспечение для «инвойсинга». То есть вся цепочка, в которой банк выступает звеном между покупателем и продавцом, проходит через нас. Tieto предоставляет банку все необходимые документы, весь оборот инвойсов в электронном виде. Банк получает два преимущества — меньше средств расходуется на бумажные счета плюс есть возможность наладить более тесные взаимоотношения с клиентами и предоставлять им более широкий спектр услуг. У нас существует и собственное решение для интернет-банкинга. Этот наш программный продукт использует, в частности, банк Nordea, крупнейший в Скандинавии и до сих пор остающийся самым масштабным в мире по операциям интернет-банкинга. С российскими банками насчет интернет-банкинга мы пока лишь ведем переговоры. С какими — не могу сказать. Кроме того, в Финляндии и в Скандинавии мы оказываем услуги по процессингу банковских карт. Сейчас у каждого второго банка в России есть собственный процессинговый центр. Это неэффективно. Очевидно, что рынок будет оптимизироваться и начнется консолидация. Мы готовы предоставлять такого рода услуги одновременно нескольким банкам. Создать для них совместный процессинговый центр.

Что препятствует внедрению современных технологий в России?

— На данном этапе — не столько законодательство, сколько регулирование. По электронному «инвойсингу», в частности, закон приняли, но остались вопросы с регулированием. То есть с подзаконными актами. Кроме того, влияет менталитет. Местные банки привыкли работать по старинке. Даже небольшой банк рассуждает примерно так: я знаю, что у меня есть свой процессинговый центр; я уверен в его безопасности, он полностью под моим контролем. Но нет никакой причины, по которой российский рынок должен развиваться по иной схеме, чем европейский.

Алексей Ремизов как минимум одну вескую причину нашел — «маски-шоу». Надо сказать — весьма убедительный повод для крупных компаний хранить не только деньги, но и данные в Швейцарии.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме