Все больше граждан обращаются за своими кредитными историями в БКИ и находят в полученных данных ошибки. Бюро упрекают банки в том, что те не всегда внимательно относятся к обработке данных заемщика, а кредитные организации, в свою очередь, считают, что зачастую в искажении информации виноваты сами клиенты.
Об участившихся случаях оспаривания клиентами банков информации в своих кредитных историях рассказали участники проходившего в четверг «НБКИ-форума». По словам руководителя Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) Бориса Воронина, есть такое бюро, в котором на 37 кредитных историй приходится одна ошибка. «Это максимальный показатель, минимальный — одна ошибка на 100 тыс. историй», — рассказал он.
Число выявляемых ошибок увеличилось, так как граждане стали чаще обращаться за своими кредитными историями. Как рассказал главный специалист по организации бизнес-процессов НБКИ Александр Пружинин, за год количество запросов увеличилось в два раза. «Сейчас в месяц поступает 1,5—2 тыс. запросов на кредитные истории, после ознакомления с ними поступает примерно 50 претензий, выражающих несогласие с предоставленной информацией», — рассказывает специалист.
С ним соглашается гендиректор бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин, который считает, что запросы участились благодаря тому, что все больше людей узнают о существовании БКИ. «За последний год количество обращений к нам увеличилось в 2—3 раза, сейчас поступает около 1 тыс. запросов в месяц, около 20 человек пытаются обоснованно исправить ошибки в своих историях», — рассказывает Олег Лагуткин.
При этом он отмечает, что около 70% претензий по содержанию необоснованны. «Очень большая доля тех, кто пытается улучшить свою кредитную историю без всяких на то оснований, мы такие попытки пресекаем», — утверждает он.
Поводом для обращения в БКИ может послужить отказ в кредите. «Банк отказывает в кредите, если видит, что те данные, которые потенциальный заемщик ему предоставляет, не соответствует тому, что он получил из БКИ», — поясняет гендиректор НБКИ Александр Викулин. По его словам, у гражданина, которому отказали в кредите, появляется желание проверить свою кредитную историю.
БКИ считают, что ошибки в кредитных историях допускаются по вине банков. «Вопрос к банкам, так как именно в их базе данных появляются ошибки, которые потом отражаются в кредитных историях, поступающих в БКИ. Частые ошибки ведут к увеличению расходов банков по их исправлению», — рассказал Борис Воронин.
По словам Александра Викулина, чаще всего в допущении ошибки виноват «человеческий фактор». «Сотрудник банка неверно вводит данные о клиенте и передает их в БКИ. Если клиент ее заметит, то исправление может занять определенное время: бюро делает запрос в банк, который, проверив данные, вносит изменения и передает их в бюро», — рассказывает Александр Викулин.
Наиболее часто встречаются ошибки технического характера, например перепутаны буквы в фамилии или есть неточности в паспортных данных, а также ошибки, искажающие информацию о наличии кредита в банке и сумме его задолженности. Посетители портала Банки.ру в «Народном рейтинге» рассказывают о случаях, когда банк неправомерно фиксировал просрочку по кредиту.
Например, клиент ОТП Банка под ником
Банкиры признают свою вину в допущении ошибок, но также указывают на невнимательность клиентов, которая может стать причиной искажения информации. «Мы сталкивались с ситуациями, когда из БКИ приходила информация о том, что у заемщика имеется просрочка по кредиту, хотя на самом деле задолженность уже была погашена. В этом случае заемщик может принести справку из банка, где брал кредит, мы сопоставим данные и в случае документального подтверждения слов заемщика не будем учитывать данную информацию из БКИ при принятии решения о выдаче ссуды», — рассказывает заместитель директора департамента розничного кредитования Абсолют Банка Наталия Хахалина.
Но в то же время она отмечает, что довольно часто из БКИ приходит информация о просрочке, о которой заемщик не подозревает: некоторые банки автоматически перевыпускают пластиковые карты и взимают комиссию за выпуск из кредитных средств. «Клиент уверен, что банку ничего не должен, а задолженность — к примеру, в 500 рублей — переходит из месяца в месяц», — добавляет она.
По словам руководителя дирекции оценки и методологии рисков ОТП Банка Сергея Капустина, порой клиенты сами совершают ошибки, чаще по невнимательности, в итоге данные о них не соответствуют действительности. «Например, если клиент неправильно указал реквизиты, когда платил по кредиту, или он не обращал внимания на какие-то дополнительные комиссии, по которым потом накопилась задолженность», — поясняет он.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru