ЦБ вводит альтернативные виды капитализации банков

Дата публикации: 28.11.2006 11:46
6 517
Время прочтения: 8 минут
Источник
Коммерсант

Вчера ЦБ заявил о готовности обобщить предложения, направленные на либерализацию рынка банковских акций. ЦБ отказался от радикальных мер стимулирования банков к проведению IPO. Новые предложения Банка России, по мнению банкиров, будут стимулировать банки капитализироваться. Однако способами, открывающими участникам рынка новые возможности для злоупотреблений схемами раздувания капитала.

«Совет директоров Банка России в течение двух недель рассмотрит предложения по либерализации рынка банковских акций»,— заявила заместитель директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Елена Музыка на конференции «IPO российских компаний: перспективы, стратегии, практика». По ее словам, ЦБ изменит подход к оценке финансового положения инвестора, которая будет производиться при приобретении им акций на сумму более 10 млн рублей, а не 600 тыс. рублей, как раньше. Более того, ЦБ намерен снять ограничения на пользование средствами, поступающими в ходе проведения допэмиссии акций, и разрешит банкам вносить до 50% средств (а не 20%, как раньше) в свой уставный капитал не денежными средствами (например, зданиями).

По мнению банкиров, предложенные меры являются попыткой Банка России увеличить капитализацию банковской системы. «Это может увеличить капитализацию банков,— говорит заместитель начальника инвестиционно-банковского управления Промсвязьбанка Наталья Шабанова.— Впоследствии эти меры могут опосредованно пригодиться банкам при проведении IPO».

Однако, по словам участников рынка, предложенные ЦБ способы капитализации банковского рынка могут спровоцировать банки к формированию капитала за счет ненадлежащих активов. Так, разрешение банкам формировать капитал на 50% за счет неденежных активов, по мнению председателя правления Оргрэсбанка Игоря Когана, позволит повысить капитал банков, но уменьшит его ликвидность: «Продать здание гораздо сложнее, чем, например, векселя». Вместе с тем, как заметил главный экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин, «деньги, как наиболее ликвидный актив, в случае возникновения проблем проще всего вывести из капитала банка, а если доля недвижимости в уставном капитале будет выше, это повысит надежность банка в глазах ЦБ».

«Норма о внесении в уставный капитал до 50% не денежными средствами открывает банкам возможности для злоупотреблений»,— считает аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая. Так, по ее словам, рыночная оценка стоимости здания носит экспертный характер и может разниться в зависимости от мнения каждого эксперта. «Этим фактом вполне могут воспользоваться банки среднего уровня, заинтересованные в увеличении капитала,— считает Ольга Беленькая.— Мелким банкам это не нужно, так как у них не стоит остро проблема увеличения капитала, поскольку они обычно не занимаются розничным кредитованием. Возможность таких злоупотреблений будет зависеть от надзорной функции ЦБ». Кроме того, она отметила, что из-за недостаточной ликвидности здания оцениваются с дисконтом к реальным деньгам, поэтому банкам не всегда выгодно использовать такую возможность.

Более того, поправка, снимающая ограничения по использованию средств от допэмиссии, позволяет банкам вновь использовать схемы искусственного раздувания капитала. Сейчас, напомним, банки обязаны блокировать средства от допэмиссии на накопительных счетах в ЦБ, Сбербанке и Внешторгбанке. Теперь же, согласно предложениям ЦБ, банки смогут использовать эти деньги сразу же после их появления на корсчете. «В свое время ЦБ вводил ограничения на пользование средствами от допэмиссии для борьбы с фиктивными капиталами,— говорит господин Коган.— Отмена ограничения несет риск возврата к тому, с чем так активно боролись, если, конечно, не придумали страховки от этой ситуации». По мнению Натальи Шабановой, ЦБ наконец исходит из презумпции невиновности добросовестных игроков, которые не должны нести убытки в виде недополученной прибыли от заморозки ликвидных средств.

Юлия ЧАЙКИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Анна ИНОЗЕМЦЕВА

РЕПЛИКИ

Газета: Центробанк капитализирует банковскую систему

Центробанк форсирует капитализацию российской банковской системы. Предлагается расширить набор источников формирования уставного капитала самого банка. Одновременно ЦБ намеревается существенно усилить рычаги контроля за персональным составом акционеров отечественных банков.

Доля недвижимости, за счет которой может формироваться уставный капитал банка, увеличится с 20% до 50% уставного капитала. Таким образом, российские банки, скупившие особняки в центре Москвы, смогут наконец конвертировать их в свой капитал. А учитывая рост цен на недвижимость, этот капитал будет постоянно индексироваться. Банки давно пытались добиться такого разрешения. И даже находили некоторую поддержку в среди регуляторов. «Как показывает практика, наличие здания на балансе — это существенный элемент, поддерживающий кредиторов и вкладчиков», — заметил как-то убитый недавно зампред ЦБ Андрей Козлов. Но только теперь эта инициатива получила нормативное одобрение.

Вице-президент банковской ассоциации «Россия» Александр Хандруев называет самообманом искусственную капитализацию банков: «Если и есть честные способы увеличения капитализации банков, так это только капитализация через бизнес, а не такие вот бюрократические ухищрения».

Одновременно Банк России планирует изменить принципы регулирования скупки акций банков. По новым правилам оценка финансовой устойчивости банковских инвесторов будет осуществляться при приобретении ими акций банков на сумму свыше 10 млн рублей (но не более 1% уставного капитала). Сейчас ЦБ обязан проверять финансовое положение покупателей банковских акций начиная с суммы 600 тысяч рублей. Этот порог слишком низок для создания реальной системы контроля. Повысив его, Банк России рассчитывает улучшить качество контроля.

Елена Музыка пообещала расширить перечень лиц, которые будут подвергаться оценке со стороны ЦБ. Теперь оцениваться может не только сам инвестор, но и его окружение — набор компаний, которые могут влиять на решение инвестора. Такая постановка задачи звучит весьма многообещающе и способна превратить ЦБ в настоящую спецслужбу с гибким набором инструментов воздействия на своих клиентов.

Даже самый ярый критик ЦБ, глава Московской международной валютной Ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов настроен на этот раз благосклонно. «Я бы только приветствовал, если бы ЦБ почаще был таким активным», — говорит он. По мнению Мамонтова, ЦБ пришлось научиться быстрее реагировать на изменение ситуации на рынке.

По словам Александра Хандруева, дальнейшая либерализация банковского законодательства неизбежна. Но это не способно изменить ситуацию на банковском рынке. «Устойчивость банковской системы будет зависеть непосредственно от самих банков, от их развития, от того, как они учитывают инвестиционные и другие риски, как строят корпоративную политику», — считает Хандруев.

Поведав об успехах, Елена Музыка рассказала вчера о том, чего достигнуть не удается. Речь идет о возможности нерезидентам быть номинальными держателями акций и о выходе банков на IPO в обязательном порядке. Первое условие серьезно ограничивает возможности банков по продаже акций на фондовом рынке. Второе дает возможность им от такого выхода воздержаться. «Со стороны заинтересованных ведомств» пока не получена поддержка такой инициативы, пожаловалась вчера Елена Музыка.

Время новостей: ЦБ ведет банки на биржи

Участники рынка невысоко оценили предложения ЦБ, посчитав их незначительными и неспособными существенно облегчить жизнь банкам. Ведь самое главное желание банкиров — продавать акции без разрешения ЦБ — пока невыполнимо.

ЦБ предлагает, в частности, поднять планку, с которой начинается оценка финансового положения инвесторов. Она будет осуществляться при приобретении акций банков на сумму свыше 10 млн руб., но не более 1% уставного капитала (сейчас она проводится при покупке акций банков на сумму от 600 тыс. руб.). По мнению представителей российских банков, это нововведение не принесет существенной пользы. «600 тыс. руб., конечно, несерьезная сумма, ведь когда речь идет о портфельных инвестициях, даже 10 млн руб. принципиально не меняют дела», — говорит старший аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. С нею согласен зампред правления Русского банка развития Евгений Темяков: «На мой взгляд, разница между 10 млн руб. и 600 тыс. руб. не очень существенна, когда речь идет об оценке финансового положения инвесторов».

Регулятор также позволит банкам использовать средства, которые поступили от инвесторов, уже после того, как они оказались на корреспондентском счете. Сейчас банки должны открывать накопительные счета в ЦБ, куда поступают средства от продажи акций, и использовать их они могут только после регистрации отчета об итогах допэмиссии. Кроме того, Банк России поднимает планку, касающуюся доли недвижимости, за счет которой может формироваться уставный капитал банка, с 20 до 50% уставного капитала.

По мнению г-на Темякова, в данном случае более важны изменения, касающиеся возможностей резидентов и нерезидентов. «Например, о каком размере приобретенного пакета акций нужно уведомлять регулирующие органы, а на какой пакет необходимо запрашивать разрешение», — говорит он.

Вместе с тем предложение предоставить нерезидентам возможность быть номинальным держателем акций остается нереализованным. «Заинтересованные ведомства не поддержали нас в том, чтобы дать нерезидентам право быть номинальными держателями акций», — сообщила г-жа Музыка.

Однако, по мнению аналитика инвестиционного департамента ВТБ-24 Станислава Клещева, очень важно, чтобы иностранные инвесторы имели облегченный доступ к таким акциям банков. За счет средств российских граждан и представителей бизнеса очень сложно будет поддерживать инвестирование на должном уровне, считает аналитик. Нужно, чтобы иностранные инвесторы могли приобретать эти бумаги без специального разрешения Центробанка или чтобы они делали это свободно в пределах крупной суммы, «например 2 млн долл.», предлагает г-н Клещев. Схожего мнения придерживается и г-жа Орлова: «Наибольшие надежды банкиры возлагают на то, что будут приняты изменения, которые позволят приобретать 10% капитала банка без разрешения регулирующих органов».

Нереализованным осталось и предложение проводить банковские IPO в обязательном порядке. «Это позитивная новость, — считает начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов. — Инициативу принудительного IPO инвесторы воспримут на ура, но едва ли это будет приемлемо для банков». А г-жа Орлова указывает, что «для банка IPO связано с определенными хлопотами и затратами, например на поддержание листинга, поэтому вряд ли стоит принуждать банки к лишним издержкам».

Предложения ЦБ, резюмирует г-жа Орлова, должны будут, судя по всему, пройти через Госдуму, так как «они скорее носят статус поправок (в законодательство о банковской деятельности. — Ред.)». «Они обсуждаются уже несколько лет, однако неизвестно, насколько еще это может растянуться — сейчас эти проблемы не являются первоочередными для законодателей», — говорит она.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме