Казакбанк, «Бизон-Капитал», «Пиранья», «Воскрешение», Дредноуд-Банк, Интер-Кибер-Банк — каких только названий не найдешь в «Книге памяти» на портале Банки.ру. В наши дни имена кредитным организациям даются простые и понятные, но «банки-оригиналы» продолжают работать на рынке.
«Осталось только имя»
В начале 1990-х, когда банки начали расти как грибы после дождя, названия финансовым учреждениям явно придумывались не «по науке». Не было тогда консультантов по неймингу и брендингу, зато желающих создать свою кредитную организацию хватало.
Таким образом на свет родились московские Приз-Банк, Купец-Банк, ростовский Полянабанк, калужский ККК-Банк, волгодонский «Кладезь». Лицензии у них были отозваны в 1995—1997 годах. Весьма запоминающимися были наименования у буйнакского Шура-Банка (ушел с рынка в 1999-м) и саратовского Хард-Банка (в 2006-м). Существовали банки с женскими именами: «Татьяна» (Смоленская область, 1996), «Алина» (Оренбургская область, 1996) и «Алиса» (Петрозаводск, 1993).
А был еще Масс Медиа Банк (Москва, 2007), Фундамент-Банк (Москва, 2007) и Банк Развития Предпринимательства и Культуры (Москва, 2006). Явно привлекали внимание клиентов столичные Подворье Банк (лицензия отозвана в 2005 году), Эталонбанк (2007) и «Общий» (2007). Были также саратовский банк «Родник» (2004), московский «Забота» (1999) и краснодарский «Курорт» (1997).
«Как вы лодку назовете…»
Впрочем, нельзя сказать, что сегодня рынок банковских наименований стал скучным и неинтересным — кредитные организации с обращающими на себя внимание названиями есть, и таких пока немало.
В частности, есть в Москве банк с удивительным названием «Единственный». По словам его первого зампреда Никиты Шестакова, имя, действительно, весьма амбициозное, но оно было дано по более прозаичным причинам: «Это сложилось исторически. На момент создания банка одна из фирм-учредителей носила схожее название. Так банк и стал «Единственным». Шестаков шутит, что остаться единственным на рынке у банка цели нет. «А вот единственными в своем роде, надеюсь, мы станем», — говорит он.
В магаданском банке «Надежный» тоже свято чтут известное правило: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». «Наш банк не очень большой, но мы занимаем свою нишу, имеем множество постоянных клиентов и стабильно работаем на рынке уже 14 лет», — рассказали в «Надежном», отметив, что, возможно, название в этом играет не последнюю роль.
Не менее любопытное имя и у другой кредитной организации — Профессионал Банка. Понятно, что профессионализм в чести везде. Только почему именно этот банк «приватизировал» слово, обозначающее столь важное качество? Там дали весьма логичное объяснение: «В нашем банке нет узкой специализации. Каждый сотрудник может выполнять множество функций, что и есть настоящий профессионализм».
Весьма оригинальным можно посчитать решение выбрать имя «Энтузиастбанк». Энтузиазм очень приветствовался в советские времена, но тогда в стране не было коммерческих банков. В кредитной организации объяснили, что в числе первых ее акционеров был торговый дом «Энтузиаст», а сам банк изначально открылся в Москве на шоссе Энтузиастов. «Ну и, конечно, такое качество, как энтузиазм, присутствует у каждого нашего работника», — подчеркивают в банке.
Броское, простите за каламбур, название у череповецкого банка «Бумеранг». С одной стороны, бумеранг — это метательное оружие. С другой, он имеет свойство возвращаться к тому, кто его бросил. Одна из сотрудниц, работающая в «Бумеранге» со дня основания, напоминает, что он был образован на базе Череповецкого отделения Жилсоцбанка СССР. «Название «Бумеранг» предложил один из участников банка, — рассказывает она. — Оно понравилось остальным, ведь бумеранг, действительно, всегда возвращается. Так и деньги, размещенные в нашем банке, тоже всегда возвращаются клиентам, причем с прибылью».
Звучность и созвучность
В Смоленске есть банк со звучным именем «Аскольд». У многих оно прежде всего ассоциируется с известнейшим дрессировщиком хищников Аскольдом Запашным. Вместе с тем это название не имеет никакого отношения к цирку и тиграм — кредитную организацию нарекли в честь варяга из дружины Рюрика, который в IX веке стал киевским князем. Первое упоминание о Смоленске было найдено в Устюжском летописном своде, где шла речь о братьях-варягах Аскольде и Дире. «Мы полагаем, что название максимально отражает причастность банка к смоленской земле», — сказали в финансовом учреждении.
У банка «Рублевский» нет ничего общего ни с древнерусским иконописцем Андреем Рублевым, ни с легендарной нынешней Рублевкой. «Скорее, наше название имеет отношение к слову «рубль», — пояснили в банке. — Логотип у нас выполнен шрифтом, похожим на тот, который использовался на денежных купюрах советских и постсоветских времен».
В банках «Рублев» и «Кремлевский» не объяснили, как появились их названия. А вот в «Спартаке» поведали, что на момент основания кредитной организации один из учредителей входил в состав руководства футбольного клуба «Спартак». Правда, в банке отметили, что в скором будущем футбольный тренд будет постепенно меняться на исторический: новый логотип будет выполнен в древнегреческом стиле.
Имя Рабобанка для непосвященного может звучать тяжеловато и ассоциироваться со словами «работа» или «раб». Вместе с тем, как подчеркнули его сотрудники, оно вообще ничего не означает. Банк — «дочка» старейшего нидерландского Rabobank, названного так по первым слогам наименований двух объединившихся кооперативных банков.
Колдовство и магия
Есть среди великого множества российских банков и структуры с поистине магическими названиями — например, московский Руна-Банк или тульский Спиритбанк.
В первом на вопрос о происхождении имени ответили загадочно: «Оно теряется в веках, как и сами древние руны». А вот название второго банка не такое простое и понятное, как может показаться. Всем известно, что слово «спирит» переводится как «дух», однако ничего спиритического в имени банка на самом деле нет. «Одним из первых его учредителей был тульский спиртзавод, — вспомнили в кредитной организации. — Но, согласитесь: название «Спиртбанк» было бы не очень красивым. Поэтому была придумана своеобразная игра слов».
Забытые истории
Банков с интересными именами в России очень много. Однако далеко не всегда сами банкиры помнят, откуда эти имена взялись. Так, в «Космосе» заявили, что не знают, кем и когда было предложено такое наименование: в банке менялись собственники, топ-менеджеры, сотрудники, и историю происхождения названия восстановить невозможно. В Океан Банке тоже не сумели вспомнить, как у кредитной организации появилось это имя. В банке «Природа» сразу ответить не смогли и попросили прислать письменный запрос.
В банке «Флора-Москва» отметили, что ему уже больше двадцати лет и людей, которые присутствовали при его появлении на рынке, в коллективе не осталось. «Названия возникали не случайно, как может показаться, — указали в банке. — Как правило, многое зависело от сферы, к которой имели отношение учредители. У нас, в частности, в числе учредителей были предприятия и организации, занимавшиеся озеленением и благоустройством Москвы».
Просто и ясно
Большинство интересных, ярких и нестандартных банковских названий было придумано еще на начальном этапе создания российской банковской системы. Подбирая имя своему детищу, акционеры и участники, возможно, меньше всего задумывались о научном подходе к этому процессу. Сейчас же маркетологи предупреждают: банки надо называть «по правилам».
«Сегодня конкуренция на рынке достаточно высока, и вопрос нейминга становится достаточно важным, — рассказали обозревателю Банки.ру в одной крупной маркетинговой компании. — В ситуации, когда человек плохо ориентируется на банковском рынке, вопрос ассоциативного ряда, который проносится у него в голове при том или ином названии, очень серьезен».
Эксперты выделили три группы названий банков, которые считают неудачными. Первая группа — это так называемая «экзотика». «Есть один банк, не стоит его указывать, но его название ассоциируется одновременно с предметом для уборки дома и грубым прозвищем, придуманным еще в советские времена. Только позитивные рекламные ролики хоть
Вторая группа — это названия, составленные из множества частей других. «Солидных слов много, а по факту — ничего, — говорят специалисты. — Информации из этого названия клиент не получает никакой». Третья группа — это имена, созданные из обычных слов, как, например, у Мегабанка или банка «Луна». «Такие бренды надо раскручивать, — уверены маркетологи. — Можно раскрутить и банк с плохим названием, просто с удачным раскрутить будет легче и, соответственно, дешевле».
Современные реалии таковы, что имя у банка должно быть простым и ясным, не вызывающим однозначно негативных или непонятных ассоциаций. «Необходимо избегать непонятностей», — предупреждают специалисты.
В наши дни при переименовании кредитных организаций таким советам следуют. Так, Промторгбанк отныне Связной Банк, Русский Банк Развития — банк «Открытие», «Губернский» — «Мой Банк». Однако на рынке по-прежнему успешно продолжают работать банки, названные «по велению сердца» и имеющие весьма любопытные истории, связанные с их именами.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru