Как стало известно Ъ, на нелегальном рынке появилась новая база заемщиков крупнейших российских банков. Утечки такого масштаба на банковском рынке еще не было — база содержит 3 млн записей о просрочках и неплатежах по кредитам, а также отказах в их выдаче. Банкиры констатируют, что черный рынок кредитных историй опережает по развитию легальный, что тормозит дальнейшее развитие бюро кредитных историй и наносит серьезный репутационный ущерб банковскому сектору. Наличие в базе информации об отказах в выдаче кредитов, по мнению экспертов, однозначно определяет источник утечки — им являются службы безопасности самих банков.
Новая база данных «Отказы по кредитам и стоп-листы банков России» поступила в нелегальную продажу по цене 2 тыс. рублей. В базе содержится информация об имени заемщика, телефоне, домашнем адресе, месте работы и причине попадания в базу — просрочка по кредиту, отказ в выдаче кредита и другие компрометирующие обстоятельства (например, наличие судимости). Дополнительно указан банк-источник этих сведений. В базу попала информация из десяти российских банков, в том числе из «Русского стандарта», ХКФ-банка, Росбанка, Финансбанка, Импэксбанка. То есть крупнейших игроков на рынке потребительского кредитования.
Это уже третья база данных по банковским заемщикам за последние полгода — в конце лета на рынке появилась база заемщиков по экспресс-кредитованию в торговых сетях, а затем база недобросовестных заемщиков банка «Первое ОВК». Однако, по словам продавцов этой продукции, предыдущие программные продукты были лишь промо-версиями глобальной банковской базы с условным названием «Антикредит».
В новой базе аккумулировано более 3 млн записей — утечки такого масштаба на банковском рынке еще не было. Таким образом, буквально за несколько месяцев рынок нелегальной банковской информации вырос более чем на 500%. Если первая база содержала около 700 тыс. записей, вторая — порядка 3 тыс., то теперь в общей сложности доступными стали почти 4 млн записей. По мнению участников рынка, нелегальный рынок кредитных историй скоро догонит объемы легального — по данным Банка России, 23 российских бюро кредитных историй (БКИ) за два года работы сумели собрать 10 млн записей о заемщиках.
При этом участники рынка не сомневаются в источнике утечки конфиденциальной банковской информации — по их мнению, база сформирована службами безопасности самих банков. Так, в ней присутствует информация не только о просрочках и неплатежах по банковским кредитам, но и об отказах в их выдаче. «Такой информацией может располагать только банк в лице службы безопасности либо IT-департамента»,— считает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев.
По мнению экспертов, развитие нелегального рынка банковской информации нанесет ущерб прежде всего бюро кредитных историй. «Появление нелегальных баз данных наносит серьезный репутационный ущерб и подрывает зарождающийся в России цивилизованный рынок кредитных историй»,— считает зампред правления Абсолют-банка Олег Скворцов. «Все равно, откуда именно произошла утечка, но она негативно отражается на всех участниках кредитного процесса, подрывая их авторитет,— говорит глава БКИ Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз Олег Лагуткин.— При этом рынок БКИ особенно уязвим для такого рода спекуляций».
Результатом колоссального роста черного рынка информации, составляющей банковскую тайну, станет отток клиентов БКИ в нелегальный сегмент. По словам начальника управления разработки кредитных продуктов Промсвязьбанка Сергея Кризько, «появление на черном рынке баз заемщиков может поставить банки перед дилеммой, воспользоваться платной услугой по предоставлению информации о заемщике в БКИ или приобрести базы, ограничив, таким образом, запросы банков в БКИ». «Ни один банк по вполне понятным причинам никогда не признается в использовании нелегальных баз заемщиков, однако на практике черные данные составляют для БКИ серьезную конкуренцию,— сообщил Ъ представитель одного из крупных российских БКИ.— Если передавать информацию в БКИ банки обязаны по закону, то покупать сведения о заемщиках они не должны. И зачастую предпочитают пользоваться нелегальной информацией». По словам банкиров, это удобнее, быстрее и дешевле, чем сотрудничать с БКИ. Так, запрос в БКИ только по одному заемщику стоит порядка $0,5, при этом срок предоставления информации по запросу может занимать несколько дней.
Участники рынка прогнозируют аналогичные утечки и в дальнейшем. Ряд банкиров полагает, что подобные базы — попытка недобросовестной конкуренции между самими банками. «Цель формирования и выпуска на рынок таких баз — попытка снизить объемы выдачи кредитов у конкурентов, получив конкурентное преимущество: в базу может быть заложена заведомо ложная информация, на основании которой банки принимают решение об отказе в выдаче кредитов»,— сообщил Ъ один из участников рынка. Поэтому вряд ли услуги кредитных бюро станут совершенно невостребованными. «Правдивость нелегальных баз сложно проверить, поэтому серьезные банки вряд ли будут использовать их как единственный источник информации»,— полагает вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников. А «
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Анна ИНОЗЕМЦЕВА
Крупнейшие скандалы с кражами баз данных
В 1992 году в Москве впервые появились компакт-диски с информацией о физических лицах — абонентах МГТС. Источник утечки не найден, диски с обновлениями продаются до сих пор.
В 1996 году в продаже появилась информация об абонентах сотового оператора «Вымпелком». Компания позднее заявила, что нашла и наказала виновных.
В ноябре 2002 года в Москве появился первый тираж дисков с данными об абонентах сети МТС, в январе 2003 года вышел второй тираж — с информацией о 5,5 млн абонентов компании. Источник утечки найден не был.
20 мая 2003 года в Санкт-Петербурге появились диски с данными о 4,5 млн клиентов сотовых компаний «МегаФон», «Телеком XXI», «Северо-Западный телеком» и «Петерстар». По одной из версий, утечка произошла через правоохранительные структуры.
В июле 2004 года «Вымпелком» сообщил милиции о сайте sherlok.ru, предлагавшем информацию об абонентах «Билайна», «МегаФона» и МТС в Москве и Санкт-Петербурге. 26 ноября задержаны семеро подозреваемых, в числе которых трое сотрудников «Вымпелкома». В марте 2005 года Останкинский суд приговорил их к различным штрафам.
В феврале 2005 года в Москве появилась база данных о банковских операциях Центробанка в 2003—2004 годах, 20 мая стало известно о выходе нового, дополненного издания. 25 октября замглавы управления безопасности и защиты информации Московского управления ЦБ Владимир Бабкин заявил, что канал утечки перекрыт, но не назвал конкретных виновных.
8 ноября 2005 года появились в продаже данные о доходах в 2004 году 9,9 млн жителей Москвы и области. 16 ноября 2005 года ФСБ объявила о задержании лиц, причастных к хищению баз данных Центробанка РФ и ФНС. Имена подозреваемых, а также их дальнейшая судьба неизвестны.
15 августа 2006 года ряд бюро кредитных историй и банков получили по электронной почте предложение купить базу данных заемщиков, бравших потребительские кредиты. База содержала 700 тыс. записей. 7 сентября гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин заявил, что утечка произошла из двух или трех банков. Конкретные банки названы не были.