Банкоматы, установленные в магазинах, на станциях метро, в почтовых отделениях и рядом с офисами банков, становятся для россиян привычным явлением. Что и неудивительно — финансово-кредитные структуры постоянно увеличивают число своих банкоматов.
К этому банки подталкивает рост объемов операций, совершаемых по пластиковым картам: только в прошлом году этот показатель составил 40%, а в этом году он может оказаться еще более впечатляющим. Увеличение же числа банкоматов неизбежно приводит к тому, что требования к их техническим характеристикам становятся все более жесткими.
Возможно, банкоматы не пользовались бы такой популярностью среди клиентов банков, если бы не два фактора: рост числа «зарплатных проектов» и нежелание россиян использовать полученный в рамках этих проектов «пластик» для оплаты товаров и услуг. По оценкам банкиров, на сегодняшний день свыше 90% всех пластиковых карт, находящихся на руках и в кошельках у россиян, выпущено в рамках «зарплатных проектов». При этом, по словам старшего вице-президента Visa СЕМЕА, генерального директора представительства Visa International в России Лу Наумовского, операции по обналичиванию средств составляют 93% от общего объема всех операций, совершаемых по пластиковым картам.
Вывод, который напрашивается сам собой: если еще несколько лет назад установка банкоматов была для банков, скорее, имиджевым шагом, чем жизненной необходимостью, то теперь все изменилось с точностью до наоборот. Не говоря уж о том, что наличие разветвленной сети банкоматов и автоматических касс становится для банков серьезным конкурентным преимуществом: россияне при выборе банка все чаще обращают внимание на этот факт. Если же банк по каким-либо причинам не располагает сетью банкоматов, ему приходится отдавать комиссии за обналичивание средств банкам-конкурентам.
Весьма привлекательным шагом, с точки зрения клиентов, является и установка банком мультифункциональных банкоматов — устройств, позволяющих не только выдавать деньги, но и принимать вклады и информировать клиента о состоянии его счета. «На сегодняшний день основную долю занимают монофункциональные банкоматы, однако потребность в мультифункциональных банкоматах постоянно увеличивается, — поясняет директор департамента систем самообслуживания компании «ИНПАС» Андрей Жомов. — Да и на монофункциональных банкоматах появились дополнительные сервисы — оплата мобильных телефонов, спутникового телевидения, платежей в сторону третьих лиц».
В качестве перспективного направления эксперты рассматривают и разработку и установку комплексных систем с замкнутым циклом обращения наличных (сash recycling) и систем с реализованным пунктом валютообмена. «Если говорить о банкоматах с функцией «возможность приема денег» (cash in), то в связи с ростом выданных населению кредитов, это, прежде всего, удобный способ погашения кредитов для клиентов, а также возможность предоставления круглосуточного сервиса банком и оптимизация загруженности операционно-кассового персонала», — говорит Андрей Жомов («ИНПАС»). Подобные устройства, по словам специалиста, в обозримом будущем станут востребованными прежде всего потому, что банки приходят к пониманию необходимости уменьшения общей стоимости транзакции, в частности услуги по инкассации, что и является одной из основных статей затрат при обслуживании данных систем. В целом же эксперты «ИНПАС» считают, что парк банкоматов на территории РФ сейчас превышает 35 тыс. единиц, а потребность прироста систем самообслуживания на российском рынке оценивается в 11 тыс. единиц, что составляет более 28% роста.
Но, как обычно, у медали есть обратная сторона, далеко не такая привлекательная. Опыт стран, опережающих Россию в сфере «карточного» бизнеса, показывает: рост числа банкоматов приводит к росту операций с «пластиком», но одновременно более сложной становится ситуация с профилактикой мошенничеств с использованием банкоматов. По мнению банкиров, банкоматы очень привлекательны для грабителей. «В среднем в банкомат вмещается минимум четыре кассеты наличности по 2 тыс. купюр в каждой, то есть всего 8 тыс. листов», — поясняет заместитель председателя правления банка «Союз» Владимир Смирнов. Если загружать банкомат банкнотами максимального номинала — стодолларовыми купюрами, то в среднем «начинка» банкомата будет оцениваться в 800 тыс. долларов ежедневно.
В конце прошлого столетия наиболее распространенными способами мошенничества были физический «вынос» банкомата с последующим его взламыванием и так называемый обман банкомата — замена его фиктивной аппаратурой, позволяющей считывать информацию о пластиковых карточках клиентов. Довольно примитивные преступления требовали и довольно примитивной системы защиты, говорят специалисты. Теперь же, по словам технического директора компании «Вокорд Телеком» Алексея Кадейшвили, речь следует вести об установке комплексных систем безопасности — таких систем, которые включают в себя видеонаблюдение, аудиозапись, датчики открывания шкафов, датчики удара и т. д. «Работа такой системы обеспечивает комплексный анализ поступающих данных и существенно повышает надежность работы системы, минимизируя вероятность ложных срабатываний. Это позволяет оперативно выявлять случаи мошенничества с пластиковой картой, попытки вскрытия или повреждения корпуса банкомата, возгорание, а также несанкционированные движения в охраняемой зоне, как, например, открытие двери в помещении, где установлены банкоматы, или слишком длительное нахождение клиента в зоне наблюдения, осуществление им лишних манипуляций», — поясняет Алексей Кадейшвили («Вокорд Телеком»).
Кроме обработки данных, которые поступают от видеокамер, специальных датчиков и микрофонов, комплексная система наблюдения предоставляет информацию на экране монитора компьютера. Сотрудник службы безопасности организации может получать определенный сигнал о регистрации системой тревожного события или угрозы. Это может быть звуковое сообщение, визуальное выделение на экране монитора и др.
Разработчики таких решений предусмотрели возможность передачи данных от всей сети контролируемых банкоматов в центр управления системой (или офис службы безопасности) и ведение объединенного централизованного видеоархива. Кроме того, при внедрении систем безопасности банкоматов могут быть организованы каналы связи для передачи сигналов о тревожных событиях в соответствующие подразделения правоохранительных органов. Результат установки такого оборудования приводит к своевременному и оперативному выявлению всех тревожных ситуаций, связанных с мошенничеством при получении наличных средств через банкомат, поясняют эксперты.
Анастасия СКОГОРЕВА