Великолепная девятка

Дата публикации: 31.12.2010 00:05
7 735
Время прочтения: 8 минут
Источник
Banki.ru

Пусть 2010 год в российской банковской сфере не был столь насыщен драматическими событиями, как кризисный 2009-й, нам, тем не менее, есть что вспомнить. Это беспрецедентно низкие ставки по депозитам, скандальные банкротства, крупнейшие в отечественной истории страховые выплаты вкладчикам, ужесточение требований к собственному капиталу банков и многое другое. Впрочем, если в 2011 году в финансовой системе будет еще меньше потрясений, мы не обидимся.

1. Капитальный ремонт

Низкий уровень капитализации банковской системы РФ в целом и некоторых ее представителей в частности уже много лет не дает покоя ЦБ. В 2010 году вступил в силу закон, обязывающий банки иметь капитал не менее 90 млн рублей. Проблемой повышения размера капитала большинство мелких банков озаботилось еще в 2009-м. Тех, кто не стал этого делать, набралось не так уж много, у них регулятор и отозвал лицензии. В целом же банки смогли адаптироваться к новым требованиям.

В наступающем году почти двумстам российским банкам придется придумать, как довести уровень собственных средств до 180 млн рублей. Именно такие требования к капиталу выдвигает регулятор. Вполне возможно, что и эти изменения банки переживут без особых проблем, сумев к ним подготовиться.

А вот дальше придется сложнее. Исходя из «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года», власти рассматривают возможность повышения минимального порога до 250—500 млн. Это может стать критичным уже для многих кредитных организаций.

2. Вклад не клад

Для тех граждан, кто успел за время кризиса привыкнуть к высоким ставкам по вкладам, уходящий год принес немало разочарований. Доходность по депозитам уменьшалась с катастрофической быстротой. Если еще в январе максимальная ставка топ-10 розничных банков по версии ЦБ составляла 12,97%, то к декабрю она снизилась до 8,35%. Столь скромных процентов не предлагали никогда. Причин тому немало — рекордно низкая ставка рефинансирования, доступ банков к более дешевому фондированию, избыточная ликвидность, низкие темпы возобновления кредитования.

Перестав так остро, как прежде, нуждаться в средствах населения, некоторые финансовые учреждения даже предприняли меры, чтобы «отвадить» людей от вкладов. В частности, вводили комиссии за пополнение депозитов с высокими ставками. Хотя это и вызвало волну недовольства вкладчиков, однако не вынудило банки отменить новые тарифы. Отсутствие агрессивной кампании по привлечению средств населения не заставило людей отказаться от идеи нести деньги в банки. За год прирост средств физлиц в кредитных организациях может составить более 27%, что выше показателя 2009 года. После кризиса граждане больше склонны сберегать, нежели тратить. Кроме того, другие финансовые инструменты по-прежнему не столь популярны, как депозиты.

Период низких ставок может закончиться уже к весне 2011 года. Банкиры ожидают их повышения вслед за ростом инфляции. Однако такого безудержного увеличения доходности по депозитам, которая наблюдалась в первом полугодии 2009-го, уже не будет. Более того, аналитики ожидают, что скорость притока средств во вклады в наступающем году снизится: люди постепенно начнут больше тратить, чем сберегать.

3. Всех поглощающая страсть

Банки укрупняют свой бизнес за счет сделок M&A. Главным ньюсмейкером этого рынка в 2010 году стал ВТБ, заявивший о своих планах в отношении Транскредитбанка и Банка Москвы. К концу года он уже стал владельцем 41,7% уставного капитала ТКБ.

Ожидается, что полностью сделка по приобретению контрольного пакета акций ТКБ будет закрыта в I квартале 2011 года. В течение будущих трех лет ВТБ намерен довести свою долю в этом банке до 100%. Тот после присоединения к госбанку будет ликвидирован как юридическое лицо.

Схожая участь ожидает и Банк Москвы, мажоритарный пакет которого ВТБ рассчитывает купить в будущем году. В декабре стало известно, что столичное правительство может включить в план приватизации на 2011 год свой пакет акций (46,5%) в указанном банке. С помощью этой сделки ВТБ сумеет значительно укрепить позиции на высокодоходном московском банковском рынке. Примечательно, что в конце сентября, сразу же после громкой отставки Юрия Лужкова, аналитики в один голос убеждали журналистов, что никаких изменений из-за смены мэра в Банке Москвы не произойдет.

Отметим, что у ВТБ богатый опыт укрепления своего бизнеса за счет покупок других банков. Во время «кризиса доверия» 2004 года он приобрел Гута-Банк, впоследствии превратившийся в ВТБ 24, была еще и сделка по присоединению Промышленно-строительного банка.

В отличие от ВТБ Сбербанку интересны активы за пределами страны. По словам главы крупнейшего банка России Германа Грефа, «Сбер» присматривается к ним и в Восточной Европе. Ранее австрийские СМИ писали об интересе российского банка к Volksbank International (VBI), однако эту информацию в Сбербанке опровергают.

К укрупнению бизнеса за счет поглощения стремятся не только госбанки. В уходящем году «Восточный Экспресс», совладельцем которого является банкир Игорь Ким, покупал «дочек» западных финансовых групп — Городской Ипотечный Банк и Сантандер Консьюмер Банк. Отметим также банк «Открытие», который присоединил к себе банк «Петровский» (в следующем году та же участь постигнет банк «Губернский»). Несмотря на эти отдельные сделки, в целом рынок M&A остается не слишком активным. И вряд ли ситуация кардинальным образом изменится в обозримом будущем.

4. Они покупают, их продают

Сбербанк и ВТБ, на долю которых приходится больше половины российского банковского бизнеса, будут выставлены на продажу. В октябре правительство приняло решение о приватизации части пакетов госбанков. В ближайшие годы государство планирует продать часть долей в 10 крупных компаниях, в том числе 7,58% минус одну акцию Сбербанка, 35,5% минус одну акцию ВТБ. В 2011-м, как ожидается, оно расстанется с 7,5% и 10% соответственно. Аналитики полагают, что приватизация части госпакета приведет к росту капитализации этих финансовых институтов, к росту free-float, повысит прозрачность обоих банков, ну и, конечно, увеличит доходы бюджета. Контроль правительства над данными кредитными организациями после этих сделок сохранится. А это значит, что ВТБ и Сбербанк по-прежнему остаются слишком значимыми для государства.

5. Центробанк увидел выход из кризиса

Среди важных событий 2010 года стоит отметить регулирование Центробанком кредитных организаций в условиях выхода сектора из кризиса. ЦБ свернул ряд антикризисных программ, например беззалоговое кредитование, которое, впрочем, уже не пользовалось спросом со стороны банков. Кроме того, регулятор сократил ломбардный список ценных бумаг, способных служить обеспечением под кредиты ЦБ. Большее влияние на рынок оказали отмена с середины года льготного порядка резервирования по реструктурированным ссудам и продление моратория на исключение из системы страхования вкладов (ССВ) тех банков, которые демонстрировали убыток в течение двух кварталов. Теперь банкам приходится формировать резервы по докризисным правилам, что съедает значительную часть их прибыли. Во многом благодаря рекордной прибыли Сбербанка (160 млрд рублей) сектор завершит год по этому показателю примерно на том же уровне, что и до кризиса. Тем не менее далеко не все банки, входящие в ССВ, закончат год без убытков. Поэтому для них было очень кстати продление ЦБ моратория на исключение из системы страхования. В противном случае банковский сектор испытал бы новые потрясения.

6. Прощание с Межпромбанком

Уходящий год запомнится громким банкротством Межпромбанка. О серьезных проблемах у одного из некогда крупнейших российских банков ЦБ было известно еще в 2008-м, но лицензию регулятор отозвал лишь в минувшем октябре. Этому печальному событию предшествовали несколько месяцев борьбы за спасение банковских активов сенатора Сергея Пугачева. Казалось, помогали «Межпрому» всем миром: и в ВТБ обсуждали вероятность выдачи кредита банку, и Центробанк реструктурировал ему долг в размере 31,8 млрд рублей. Однако не сложилось: как позднее объяснял глава Банка России Сергей Игнатьев, ЦБ ждал реализации судостроительных активов, принадлежащих Объединенной промышленной группе, куда также входил Межпромбанк. Вот только считавшемуся близким к Кремлю Пугачеву не удалось продать активы и рассчитаться с долгами. В итоге вслед за «Межпромом» лицензии лишилась и его розничная «дочка» — Межпромбанк Плюс. Общая задолженность МПБ перед кредиторами составляет 92,8 млрд рублей. После отзыва лицензии регулятор выявил в действиях его руководителей «признаки уголовно наказуемых деяний». А в декабре Агентство по страхованию вкладов, исполняющее функции конкурсного управляющего, подало в правоохранительные органы иск с просьбой арестовать выведенный из Межпромбанка актив — акции Енисейской промышленной компании.

7. Случай на дороге

Перипетии банкротства Межпромбанка выглядят куда менее драматичными, чем крах бизнеса предпринимателя Матвея Урина. Всего за месяц банковская группа бизнесмена рухнула как карточный домик — из кредитных организаций в спешном порядке стали выводить активы. Первыми пали Традо-Банк и «Славянский», за ними последовали «Монетный Дом», Уралфинпромбанк и Донбанк. В общей сложности вкладчикам указанных банков АСВ должно выплатить около 11 млрд рублей, из них более 5 млрд приходится на «Монетный Дом» — это самый крупный страховой случай в российской банковской системе.

Другой рекорд поставили руководители «Славянского» и Традо-Банка. По данным АСВ, в обоих банках проводились беспрецедентные по масштабу операции дробления крупных вкладов на более мелкие. Делалось это для того, чтобы по депозитам можно было получить страховое возмещение. АСВ уже передало в Генпрокуратуру информацию об этих незаконных операциях. Туда же обратился и ЦБ, уличив топ-менеджеров и акционеров банков в выводе активов.

Участники рынка считают, что неприятности у Урина начались после ДТП на Рублевском шоссе, когда охранники Урина избили голландского подданного Фаассена Йоррита Иоолета, который не только работал в свое время в одной из «дочек» «Газпрома», но и приходится родственником одному из влиятельнейших российских чиновников. Глава ЦБ Сергей Игнатьев, кстати, отвергал «дорожную» версию, утверждая, что еще до этого случая у регулятора были претензии к банкам Урина.

8. Все средства хороши

В уходящем году крупные российские частные и госбанки смогли вернуться на международные рынки заимствований. Большая часть размещений евробондов пришлась на банки с государственным участием: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ. Из частных финансовых институтов средства привлекли Кредит Европа Банк, «Ренессанс Кредит», Альфа-Банк, Номос-Банк, Промсвязьбанк, Межпромбанк и др. В общей сложности с помощью еврооблигаций российские банки получили более 14 млрд долларов. Во многом благодаря антикризисным мерам, предпринимаемым мировыми регуляторами, ставки на рынке сохранялись на невысоком уровне, что позволило заемщикам привлечь средства под относительно низкий процент. К концу года, впрочем, ситуация на рынке несколько ухудшилась, ставки немного возросли. В 2011-м, если мировые монетарные власти не станут ужесточать свою политику, благоприятные условия фондирования для российских банков сохранятся.

9. И нам «Финам»

В жизни Банки.ру в 2010 году произошло свое значимое финансовое событие. Венчурное подразделение инвестиционного холдинга «Финам» завершило сделку по приобретению миноритарного пакета крупнейшего в России информационного банковского портала. В результате «Финам» выкупил дополнительную эмиссию Банки.ру, став миноритарным акционером группы и получив право на участие в совете директоров.

Таким образом, портал обрел портфельного инвестора. Благодаря полученным средствам, Банки.ру смог вдвое увеличить штат, изменить структуру управления, начать работу над сервисами, направленными на социализацию сайта. Об этих и других изменениях читайте в специальном новогоднем интервью руководителя Банки.ру Филиппа Ильина-Адаева.

Наталья РОМАНОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме