Минфин и Центральный банк решили существенно ужесточить требования к топ-менеджерам и акционерам российских банков. В распоряжении Ъ оказался пакет предложений этих ведомств с критериями оценки деловой репутации руководства и владельцев банков. Если эти предложения будут приняты, ЦБ получит возможность не только препятствовать назначению, но и добиваться увольнения руководителей банков, а впоследствии отзывать у банков лицензии по формальным признакам. Банкиры считают, что нововведения могут привести к массовой чистке в банковском секторе.
Как стало известно Ъ, Минфин и Банк России подготовили поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации», утверждающие критерии оценки деловой репутации должностных лиц банков и владельцев значительных пакетов акций кредитных организаций. Эти критерии, как пояснял в одном из выступлений бывший первый зампред ЦБ Андрей Козлов, «должны регламентировать, что не должен делать человек или кем он не должен быть, чтобы занимать должность в руководстве банка или определять его политику в составе акционеров».
В официальном ответе Минфина на запрос Ъ за подписью замдиректора департамента финансовой политики Минфина Владимира Лукова указано, что под несоответствием требованиям к деловой репутации будут пониматься: признание должностных лиц банков виновными в их банкротстве, совершение административных правонарушений в области финансов, предпринимательской деятельности, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, а также факт расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Иными словами, поводом для недовольства ЦБ могут стать любые факты биографии банкиров вплоть до неуплаты налога на имущество. И если раньше при согласовании кандидатур топ-менеджеров банков ЦБ утверждал лишь кандидатуры председателей правления банков, их заместителей и главных бухгалтеров, то сейчас Банк России может получить право влиять еще и на назначение президента, членов правления, заместителей главных бухгалтеров, руководителей и главбухов филиалов банков. Аналогичные требования будут предъявляться также к учредителям банков и владельцам значительных пакетов акций кредитных организаций. При этом ЦБ отставляет за собой право отказать акционерам в получении согласия на приобретение значительных пакетов акций при признании деловой репутации неудовлетворительной. В настоящее время законопроект находится на согласовании с заинтересованными ведомствами.
«До сих пор, согласно законодательству, кандидатуры в руководство банков лишь согласовывались с ЦБ, о назначении членов совета директоров регулятору сообщали в уведомительном порядке»,— говорит юрист компании «Линия права» Александр Евстигнеев. При этом, по словам участников рынка, ЦБ проверял кандидатов лишь на соответствие квалификационным требованиям, а при оценке деловой репутации доверял мнению акционеров.
Участники рынка шокированы столь жесткими предложениями. По их мнению, критерии оценки деловой репутации дают ЦБ возможность неограниченного воздействия на любой банк. А принятие законопроекта, по словам экспертов, чревато массовой чисткой рынка банковских менеджеров и новыми отзывами лицензий. «Даже при существующей ныне процедуре согласования ЦБ мог месяцами согласовывать кандидатуру зампреда, что при новой системе и представить страшно,— сообщили Ъ в одном из федеральных банков.— О нормальном менеджменте в российских банках придется, скорее всего, забыть. На руководящие посты будут выдвигаться подставные лица с незапятнанной репутацией».
При этом наибольшие опасения у банкиров вызывает тот факт, что подготовленное ЦБ и Минфином нововведение будет действовать задним числом. Как следует из письма Минфина, требования к деловой репутации банкиров будут устанавливаться не только в отношении назначаемых на руководящие должности кандидатур, но и в отношении лиц, уже занимающих руководящие должности в банках. Причем эти требования должны соблюдаться в течение всего периода исполнения ими должностных обязанностей. Участники рынка уверены, что результатом введения этой нормы станут массовые проверки. «Если в результате проверок ЦБ сочтет уже назначенных менеджеров подозрительными, банк задним числом может быть уличен в нарушении, например предоставлении недостоверных сведений,— считает Александр Евстигнеев.— А это уже основание для отзыва лицензии».
Настоящую панику у банкиров вызвали критерии, предполагающие отсутствие административных нарушений. «Это дает регулятору повод для снятия с должностей неугодных лиц по формальному основанию,— говорит главный бухгалтер банка Авангард Владимир Андреев.— Понятно, что по результатам любой налоговой проверки в банке, да и в любой другой организации, выявляются те или иные нарушения. Их просто не может не быть: внутренние инструкции налоговиков предписывают, что проверка должна быть результативной».
Следствием применения критериев оценки репутации к акционерам банков, по мнению экспертов, станет резкое снижение уровня прозрачности банковской системы. «Это приведет к прогрессирующему развитию механизма титульного владения — когда реальные собственники скрыты за третьими лицами — и уходу реальных собственников банков в теневой сегмент»,— прогнозирует директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов, отметив при этом, что введение критериев оценки ЦБ деловой репутации банкиров — это исключительно российское изобретение.
«Первый вопрос, который необходимо задать ЦБ в случае принятия поправок, не приведет ли это к тому, что банки будут приобретаться через офшоры»,— сказал главный бухгалтер Международного московского банка Павел Барчугов.
Причем, по мнению банкиров, новые полномочия Банка России расширяют возможности коррупции в банковском секторе. «На Западе подобные предложения проходят проверку на коррупционную емкость. Если бы такие механизмы существовали у нас, такой документ бы не появился. Это еще один элемент, питающий коррупционную среду в ЦБ, поскольку чиновник получает право отказать в должности в руководстве банка»,— заявил Ъ президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.
В ЦБ отказались комментировать ситуацию. В Госдуме Ъ заявили, что намерены «существенно отредактировать» законопроект. «Банкиров нужно защитить на законодательном уровне»,— считает зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Анна ИНОЗЕМЦЕВА, Юлия ЧАЙКИНА
Банковских менеджеров засекретили
В конце прошлой недели ЦБ сократил перечень публикуемой на официальном сайте информации по российским банкам, убрав из раздела «Справочник по кредитным организациям» поименный перечень руководителей, включая членов советов директоров и правлений. В Банке России сообщили, что имена менеджеров были сняты по письменному указанию директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаила Сухова. Как пояснил Ъ начальник отдела ведения книги госрегистрации ЦБ Сергей Волков, решение убрать фамилии принято в связи со вступлением в силу с 26 января закона «О персональных данных». «Законом не предусмотрено право ЦБ публиковать эту информацию»,— сообщил господин Волков. По его словам, сейчас вопрос о возобновлении публикации данных — в частности, с разрешения самих банковских менеджеров — прорабатывается юристами Центробанка.