С Ситибанком решили судиться его сотрудники. Девять из 22 сокращаемых специалистов по работе с VIP-клиентами требуют по 1 млн руб. компенсации. В банке их претензии считают беспочвенными, а эксперты говорят, что шансов получить от Ситибанка 9 млн руб. немного.
В середине декабря российский Ситибанк наполовину сократил управление по привлечению VIP-клиентов, специализирующееся на продвижении продукта Citigold. Под сокращение в Москве попали 22 человека, но девять из них решили дать отпор работодателю. Вчера они направили исковое заявление в Пресненский суд, а в понедельник собираются пикетировать два отделения банка — на Тверской и на Павелецкой.
«Нас сократили, хотя мы проработали от 1,5 до 2 лет, а оставили тех, кто пришел полгода-год назад, хотя по закону преимущественное право у нас», — жалуется старший специалист по обучению и развитию управления VIP-клиентов Наталья Холкина. По ее словам, управление два года назад набрало больше сотни сотрудников для продвижения продукта Citigold — пакета финансовых услуг, особенно выгодных клиентам, на счету которых более $50 000. Зарплаты специалистов этого управления варьировались от 25 000 до 60 000 руб., говорит Холкина. Правда, другой сотрудник Ситибанка на условиях анонимности назвал «Ведомостям» цифры примерно на треть больше и добавил, что были еще премии за перевыполнение плана. Масштабные сокращения сейлзов прошли в конце года не только в подразделении Citigold, заметил собеседник «Ведомостей». Сокращение связано с реорганизацией ряда подразделений и прошло в соответствии с законодательством, сообщила «Ведомостям» вице-президент ЗАО «Ситибанк» Наталья Николаева. Сотрудникам предложили вакансии, отвечающие их профессиональным знаниям и навыкам, но некоторые от этих предложений отказались, добавила она. Среди протестующих — мать-одиночка Татьяна Авдеева и Андрей Кац, который содержит двух маленьких детей и жену. Оба старших специалиста уверены, что у банка не было законного права сокращать их.
В исковом заявлении от имени девяти сотрудников Ситибанка говорится, что о сокращении в управлении было объявлено 14 декабря и увольняемым сразу же предложили уйти в двухмесячный оплачиваемый отпуск. Не согласным прекратить работу выделили рабочие места в переговорной комнате, но там, по словам истцов, не было даже компьютеров, а перемещаться по офису они не могли
Моральный вред от процедуры увольнения каждый из истцов оценил в 1 млн руб. Компания «Трещев и партнеры», которую истцы попросили представлять их интересы, пока не смогла войти в контакт с Ситибанком, сообщила юрист этой компании Анна Шаламова. Пока она сама до конца не уверена, что банк допустил нарушения: «Этого нельзя однозначно утверждать, не видя штатного расписания, которое мы истребуем в ходе рассмотрения дела». Однако она уверена, что после объявления о сокращении право сокращаемых на труд было нарушено. Шаламова надеется уладить дело миром. В официальном заявлении банка также сказано: «Мы надеемся на спокойное и мирное разрешение конфликта в рамках действующего законодательства».
Видимо, истцы рассчитывают на то, что крупные западные компании не любят публичных скандалов, полагает юрист компании «Частное право» Игорь Лебедев. Он допускает, что конфликт решится в пользу сотрудников в досудебном порядке, если найдутся серьезные доказательства моральных страданий. Но собрать их будет сложно, предупреждает юрист. «Реально выплачиваемые компенсации морального вреда по трудовым спорам очень низкие — обычно до 10 000 руб., поэтому шансов получить требуемое практически нет», — считает адвокат «Князев и партнеры» Алексей Паршиков.
ЗАО «КБ «Ситибанк», дочерний банк Citigroup, начало свою деятельность в России в 1993 г., став одним из первых российских банков с иностранным капиталом. По данным «Интерфакс-ЦЭА», на 1 октября 2006 г. активы банка составляли 115 млрд руб. (16-е место), собственные средства — 10 млрд руб. (21-е место), доналоговая прибыль — 974 млн руб. (30-е место). В Ситибанке работает около 3000 сотрудников.
Анна БАРАУЛИНА