Подготовка законодательства о национальной платежной системе фактически свелась к созданию правил регулирования рынка электронных денег. Соответствующий закон еще не принят, а Банк России уже разработал проект нормативных актов для компаний, работающих в этом сегменте.
Во вторник комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил к принятию в первом чтении пакет поправок в действующее законодательство (в первую очередь в Гражданский кодекс), связанных с законопроектом «О национальной платежной системе», который вскоре будет рассматриваться во втором чтении.
Еще в прошлом году стало понятно, что идея президента сделать российские платежные системы конкурентоспособными по сравнению с международными игроками — Visa и MasterCard с помощью этого закона не будет реализована. А положение о выдаче гражданам универсальной электронной карты, созданной на базе НПС, было отражено в другом законе — «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который был принят летом 2010-го.
Сейчас одним из главных объектов регулирования в законопроекте «О национальной платежной системе» стал рынок электронных денег, контроль над которым, согласно документу, будет осуществлять Банк России. Президент Дмитрий Медведев дал поручение к концу января принять документ, однако до сих пор в профессиональном сообществе отсутствует единое понимание, что такое электронные деньги.
ЦБ считает, что это одна из форм безналичных расчетов, однако глава комитета Госдумы по финрынку Владислав Резник написал в своем заключении на текст рассмотренных вчера поправок, что электронные деньги представляют собой «иную правовую сущность». «Она характеризуется тем, что совмещает в себе признаки наличных денег — возможность передаваться от лица к лицу, минуя банковский счет, а также признаки безналичных денежных средств — возможность обращаться посредством передачи информации технологическими устройствами», — сказано в заключении.
Зампред комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева выделяет два ключевых блока для дискуссии. «Первая задача заключается в том, чтобы дать правильное определение электронным деньгам. Второй блок — это вопросы переводов в рамках платежных систем с участием операторов рынка электронных денег. Мы хотим понять, являются ли те глобальные изменения гражданского законодательства, которые предложены ЦБ, безусловно необходимыми или мы найдем другие способы решения задач», — говорит она.
Для участников рынка электронных денег как раз важнее не то, как будут называться их расчеты, а то, как они будут регулироваться. «В системе WebMoney существует различная природа титульных знаков (эквиваленты различных валют. — Прим. авт.), начиная от прав требований и заканчивая безналичными расчетами по кошелькам — внебанковскими счетами, — рассказывает директор по развитию системы WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе. — Поэтому нам кажется, что основной целью принятия закона о НПС должно стать не установление абсолютной истины, что же такое электронные деньги, а конкретное упорядочивание этой сферы расчетов».
В частности, компании волнует их дальнейшее взаимодействие с банками после принятии закона. Сейчас документом предусмотрено, что платежная система должна устанавливать для всех банков, с которыми сотрудничает, единые правила.
Участники рынка говорят, что с выполнением этого требования могут возникнуть проблемы. «Единые правила для всех участников в рамках одной платежной системы невозможны в нынешних условиях, — полагает предправления платежной системы «Рапида» Татьяна Шабанова, — для крупных надежных банков условия, как правило, мягче. Если банк не вызывает доверия, то с него могут потребовать гарантийный депозит».
ЦБ согласен с позицией рынка и планирует ко второму чтению подготовить в законопроект об НПС поправку, которая бы установила, что едиными должны быть только существенные правила работы. Соответственно, регулятор надеется разработать критерии существенности.
Более ста поправок к проекту поступило от Ассоциации региональных банков — сейчас они обсуждаются на совместных с представителями Банка России совещаниях.
Между тем, по информации Банки.ру, ЦБ уже разработал рабочую версию нормативных актов для регулирования деятельности эмитентов электронных денег, которые планируется принять после вступления основного закона в силу. В нормативных актах Центробанк прописал порядок предоставления отчетности компаниями, работающими на этом рынке, а также установил два норматива, обязательных для выполнения, — норматив ликвидности и норматив достаточности собственных средств.
Участники рынка считают это разумным. По словам Петра Дарахвелидзе, поскольку эмитенты электронных денег не занимаются кредитно-депозитной деятельностью, большинство нормативов регулятора для банков являются для них излишними. «Поэтому целесообразно, что ЦБ ограничился двумя нормативами по регулированию эмитентов электронных денег», — указывает он.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru