Фестиваль банк-рока

Дата публикации: 14.02.2007 11:18
3 151
Время прочтения: 9 минут

Обычно средний россиянин является клиентом двух-трех банков: в одном получает зарплату, в другом у него кредитная карта, в третьем — кредит. Ничего особенного в этом нет, ведь регулярные отношения с кредитной организацией не доставляют частному лицу особых хлопот. Однако бывают и исключения. Нередко у вкладчиков и заемщиков возникают проблемы, когда банки меняют владельцев, название или структуру.

Правда жизни

Для начала — несколько примеров из жизни, подтверждающих, что проблема, о которой идет речь, реально существует, несмотря на то что очень многие банки, куда «Популярные фи­ нансы» обращались за комментариями, предпочли просто проигнориро­ вать соответствующие вопросы. «Когда я обзаводился банковской кредитной карточкой, то выбрал такую форму получения отчета о своих транзакциях, как электронная выписка.

Выписки о состоянии моего счета благополучно приходили на мой электронный почтовый ящик каждый месяц. И вдруг в какой-то момент вместо выписки приходит письмо о том, что из соображений безопасности я теперь выписки буду получать исключи­ тельно в бумажном в виде, то есть по обычной почте. А вы же знаете, как она работает! — рассказывает Максим Б., в прошлом клиент Дельтабанка (ныне GE Money Bank). — Ведь с нашей почтой ничего не стоит просрочить платеж и налететь на штрафные санкции. В общем, я был сильно возмущен поведением банка. Причина, как я потом узнал, заключалась в том, что у банка сменились владельцы. И вот новая метла принялась по-новому мести!»

У Алексея К., в прошлом клиента банка «НИКойл», остались не самые приятные воспоминания о слиянии «НИКойла» и Автобанка: «Я, что называется, на себе почувствовал, как объединяются два банка. Самым неприятным было то, что мне практически сразу отказались пролонгировать вклад по прежним, до­ вольно выгодным условиям; при этом новый вклад я тоже открыть не мог. Мне порекомендовали идти со своими деньгами в новый банк, где были уже другие условия по вкладам». И это еще не самые проблемные случаи. Когда Гута-банк был куплен Внешторгбанком и клиентов «Гуты» перевели на обслуживание в банк ВТБ 24, то им на первых порах приходилось нести весьма ощутимые издержки, поскольку в течение нескольких месяцев банко­ маты Внешторгбанка не принимали дебетовые карты, эмитированные Гута-банком, за «свои» и списывали комиссию за снятие наличных. Заемщики же, взявшие в Гута-банке кредиты (в основном предприятия мелкого и среднего бизнеса, а также частные предприниматели без образования юридического лица), оказались в еще более неприятном положении — с некоторыми из них стали просто расторгать кредитные договоры, причем в судебном порядке. Истцом выступал все тот же ВТБ 24.

Издержки консолидации

По некоторым оценкам, в среднем около 20—25% клиентов при первых же изменениях в условиях обслуживания (а чаще всего — ощутив на себе издержки слияния или поглощения) могут начать присматривать себе другой банк.

Рост российской экономики, глобализация финансовых рынков и дальнейшая интернационализация банковского бизнеса — вот, пожалуй, основные причины того, что называется консо­ лидацией в банковском секторе. Как происходит этот процесс? По-разному. Порой наблюдается полное заимствование клиентской базы купленного банка материнским, а затем прежний банк как бы растворяется. Так «растворял» в своем бизнесе куп­ ленные банки, например, МДМ-банк, который в разное время приобрел Конверсбанк, Петровский народный банк и др. Еще один пример похожей организации процесса — сделка между Росбанком и финансовой группой ОВК. А Внешторгбанк поступил иначе: купив Гута-банк, реорганизовал его в ВТБ 24 и перевел туда в том числе и свой розничный бизнес. Другой вариант сводится к тому, что приобретаемый банк становится частью банка — приобретателя — так было, когда инвестиционно-банковская группа «НИКойл» купила банковскую группу «Уралсиб». В итоге стали раз­ виваться оба банка, но уже под одним брэндом — «Уралсиб». Как бы там ни было, заложниками этих процессов нередко оказываются клиенты — частные лица. В ряде слу­ чаев ухудшаются условия по депозитным продуктам, меняются курсы конвертации по безналичным операциям по пластиковым картам; иногда новый интернет-банкинг по своим возможностям значительно уступает прежнему.

Кроме того, возможны издержки, свя­ занные с процессом стыковки IT-систем объединяющихся банков. В результате клиенты могут столкнуться с тем, что их персональные данные «теряют­ ся», а за прежде бесплатные операции с них начинают взимать комиссию. Наконец, возможно изменение кредитной политики банка. Причем вовсе не обязательно, что новые условия предоставления кредитов окажутся более либеральными (хотя такое тоже случается) — скорее они станут более суровыми. Тут все зависит от того, какой стратегии придерживаются новые владельцы банка (консервативной или агрессивной) и какие задачи ставят перед собой — войти в новые потребительские сегменты или, наоборот, выйти из них.

Именно это и привело к тому, что ВТБ 24 отказался кредитовать заем­ щиков Гута-банка. Когда специалисты ВТБ 24 стали анализировать кредит­ ный портфель Гута-банка, то обна­ ружилось, как сообщили затем пред­ ставители ВТБ 24, «что в Гута-банке не было системной работы в части анализа залоговой составляющей кредитной сделки». Говоря проще, система оценки кредитоспособности потенциального заемщика у ВТБ 24 оказалась куда более строгой, чем та, которой пользовались в Гута-банке. С аналогичными проблемами столк­ нулся и Райффайзенбанк, когда стал владельцем Импэксбанка. И в том и в другом случае дело кончилось «чис­ ткой» клиентских рядов. Однако, как считает глава Конфедера­ ции обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, права заемщиков в большинстве случаев не нарушаются. Более того, новый кредитор имеет полное право унифицировать ус­ ловия кредитования; важно лишь, чтобы он вовремя известил клиентов о том, что предстоит перезаключение договоров.

Структурный кризис

Не менее чувствительным ударом для банковских клиентов — частных лиц становится выделение розничного бизнеса в отдельную структуру. Мно­ гие до сих пор с дрожью вспоминают события четырехлетней давности, когда клиенты Альфа-банка практи­ чески в одночасье узнали, что их всех переводят в дочерний ритейловый банк — Альфа-банк Экспресс. Вообще говоря, выделение отдельного бизнеса — процесс отнюдь не быст­ рый. Как правило, банки отводят на него не меньше года. Такие условия в свое время и были предложены по­ тенциальным клиентам Альфа-банка Экспресс. Насколько комфортной для частных клиентов оказалась эта затея, можно судить по тому, что, на­ пример, для перевода срочного вклада из старого банка в новый нужно было: закрыть депозит в Альфа-банке, получить наличные, затем с ними пойти в новый банк и открыть заново вклад там. Был еще второй вариант, с безна­ личным переводом: в старом отделении надо было открыть экспресс-счет в Альфа-банке Экспресс, закрыть свой депозит и дать поручение на перевод денег на экспресс-счет в новом банке.

«Проявлять терпение — это совсем не то, что мне хотелось тогда делать, — вспоминает Станислав Б., бывший клиент Альфа-банка. — Мне пришло письменное предупреждение из банка, что я в течение определенного вре­ мени должен перевести все свои счета из отделения на Покровке, в котором обслуживался уже несколько лет (и мне все там нравилось) в новое отде­ ление Альфа-банка Экспресс на Туль­ ской. Мало того, что мне в принципе было неудобно добираться до этого отделения (я так понимаю, оно было ближайшим к тому месту, где я пропи­ сан, но не живу), так еще нужно было стоять в очередях. Очереди я не люблю, в старом отделении всегда было тихо, поэтому я решил, что буду «вливаться» в предложенное мне отделение одним из последних. Ну и дождался: в ка­ кой-то момент в Альфа-банке взяли и просто заменили годовую плату в $20 за «классическую» карту на еже­ месячные $5. А срок действия моей карты между тем как раз заканчивался. Чтобы перевыпустить новую карту, мне пришлось дважды или трижды наведаться в старое и новое отделения банка. В итоге я все же «сломался» и закрыл все счета: измотала сама про­ цедура, очереди, да и квалификация персонала существенно отличалась от той, к которой я привык». Игорь М. не менее критически оцени­ вает реструктуризацию розничного бизнеса группы ВТБ, в ходе которой все частные клиенты ВТБ и Пром­ стройбанка переводятся в ВТБ 24. «Я обслуживаюсь в этом банке больше четырех лет (еще когда он назывался Гута-банком), — рассказывает он. — Так вот, качество обслуживания за­ метно снизилось. И пожаловаться, похоже, некому. Чтобы решить самую простую проблему, приходится прила­ гать массу усилий. До сих пор вспоми­ наю форум на сайте Гута-банка, кото­ рый помогал все «разруливать» очень оперативно».

Портфельные продажи

Сюрпризом для заемщиков может обернуться и продажа банком своего кредитного портфеля, что в последнее время отнюдь не редкость на российском рынке. Так, Московский кредитный банк (МКБ) и Собинбанк про­ дали свои автокредиты МДМ-банку, а «Евротраст» — Мичиноку-банку. По правилам всякий раз, когда со­ вершаются подобные сделки, об этом надо уведомлять всех заемщиков. Однако на деле это происходит да­ леко не всегда. «Я почти полностью успел вернуть кредит за машину, который взял в Московском кредит­ ном банке, — рассказывает Евгений И. — Когда пришел в очередной раз платить — как всегда чуть раньше положенного срока, — мне сказали, что принимают платеж в последний раз. Объяснили так: якобы через пару дней мой кредит должен быть пере­ дан в другой банк, и поэтому я должен буду вносить платежи в его отделениях. А если бы пришел в последний день платежа? Скорее всего, «попал» бы на штрафные санкции. К слову, письмо с информацией обо всех изменениях я получил только недели через три». Можно не сомневаться, что сделки подобного рода будут происходить и дальше. И будет их все больше.

Ведь, с одной стороны, усиливают свои позиции банки с иностранным капиталом, а с другой — все больше крупных и сред­ них отечественных банков готовятся к привлечению «стратегического» зару­ бежного партнера. Только в позапрошлом году были завершены сделки по приобретению французской груп­ пой Societe Generale полного пакета акций банка «ДельтаКредит» (специ­ ализирующегося на ипотеке), а также самарского Промэк-банка (автокре дитование). А летом 2006 года фран­ цузы объявили, что к концу 2008 года они собираются довести до контрольного свой пакет акций в Росбанке. Не менее ярким событием прошлого года стало приобретение Райффайзенбан­ ком Импэксбанка. Также заявили о своем желании выйти на российский рынок крупнейшие мировые банки: Industrial and Commercial Bank of China, Mitsui Sumitomo, Bank of Tokyo-Mitsubishi идр.

Чего ждать от всего этого заемщикам? Обобщенный прогноз специалистов таков: если крупный банк поглощает банк скромных размеров, в котором вы прежде обслуживались (а ровно такие сделки в большинстве случаев и назревают), то стоит приготовиться к весьма консервативной политике по депозитам: большие ставки по вкладам вам теперь вряд ли предло жат. Зато по кредитам вас, напротив, ожидают самые радужные перемены. Скорее всего, кредитных предложений станет не только больше (вам, к примеру, могут предложить ипотеку, которой в старом банке попросту не было), но они еще и окажутся дешевле. Кроме того, можно рассчитывать на увеличение числа банковских офисов, банкоматов, совершенствование сервиса в целом.

Ровно это, например, имело место после ребрэндинга Дельтабанка, ставшего GE Money Bank. Так что Максиму Б. в итоге не только возобновили пре­ доставление выписок в электронном виде, но и открыли отделение банка прямо рядом с его работой, где ему гораздо удобнее вносить платежи по кредитной карте.

Алексей К., когда Автобанк-НИКойл стал присоединяться к «Уралсибу», тоже решил проявить смирение — в расчете на будущие выгоды, разу­ меется. «Что поделать, такова цена всех этих банковских слияний-погло­ щений, не готов терпеть — уходи! — признается он. — Я уже почти было собрался менять банк, но потом решил посмотреть, что интересного из всех этих процессов получится. И знаете, сейчас совсем не жалею об этом. Про­ шло совсем немного времени, и я смог получить кредит на довольно прият­ ных условиях».

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме