По большому счету данные о кредитных историях «юриков» в России регистрируются — в частности, в НБКИ информацию о себе может найти не только частное лицо, но и фирма или компания. Вместе с тем, по мнению участников рынка, активно кредитующих малый бизнес, для этого сектора экономики целесообразно образовать отдельное бюро.
В нынешний посткризисный период кредитование начинает возрождаться, но, как отмечают в ЦБ, да и сами банкиры, более быстрыми темпами стало восстанавливаться кредитование физических лиц. Что же касается поддержки бизнеса, особенно малого, то здесь кредитная активность банков пока невысока и вряд ли в ближайшее время вырастет. Между тем спрос на денежные ресурсы у предпринимателей есть.
«Предпринимателям необходимо развивать или переоснащать свои фонды, покупать новое оборудование, и в любом случае для этого необходимы заемные средства, — говорит вице-президент одного крупного банка. — Банки, конечно же, запрашивают информацию о потенциальных заемщиках в бюро кредитных историй, однако далеко не всегда там можно найти исчерпывающую фактуру, а иногда она и вообще отсутствует». Представитель банка отметил, что в данном случае большой проблемой видится отсутствие единого регистрирующего органа по залогам в виде объектов движимого имущества. «Конечно, у банковских служб безопасности есть определенная наработанная информация, есть доступ к определенным базам, в частности по постановке на учет транспортных средств, — отмечает он. — Но вот с оборудованием, находящимся в залоге, проблема есть. Очень часто, когда мы приезжаем к заемщику с просрочкой, заложенного оборудования уже нет в наличии».
Директор департамента риск-менеджмента Русь-Банка Александр Антонов указывает, что на сегодняшний день бюро кредитных историй оказывает банкам услуги по предоставлению кредитных отчетов юридическим лицам и данная информация используется банковскими специалистами в качестве одного из критериев оценки рисков заемщиков. Однако независимо от этого финансовое учреждение запрашивает у потенциального заемщика справки из обслуживающих его банков о его кредитной истории, истории взаимоотношений и работе с этими банками.
Заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Лягин обращает внимание, что пока точность результата при проверке будущих заемщиков через бюро кредитных историй — это дело случая и основной проблемой является сокрытие информации о других обязательствах. «У нас в России очень много возможностей — с бюро и без бюро — взять один кредит на юридическое лицо, оформленное на дальнего родственника, а второй — на себя как на предпринимателя под один и тот же залог, — приводит пример он. — И никак это не выявить. С бюро кредитных историй явные мошенники и «рецидивисты» отлавливаются. Остальное — дело случая и порядочности».
Участники рынка отмечают, что даже силами нынешних БКИ качественно проверить заемщиков-юрлиц невозможно. «Не все банки участвуют в данной системе. Например, Сбербанк не предоставляет сведения о своих клиентах, что, безусловно, не дает возможности получить достоверную информацию о долговой нагрузке заемщика и кредитной истории, — сетует руководитель департамента корпоративного кредитования клиентов Бинбанка Татьяна Тихонова. — Кроме того, банки часто несвоевременно информируют об уже закрытых кредитах или в бюро отражается информация не о каждом выданном транше, что также не позволяет понять объем реально выделенных заемщику средств».
Вместе с тем большинство опрошенных Банки.ру экспертов заявляют, что единые, официальные базы данных об историях малого бизнеса выгодны как банкам, так и самим малым предпринимателям, особенно начинающим. По мнению начальника управления продаж департамента малого и среднего бизнеса банка «Открытие» Екатерины Маландий, наличие официальной кредитной истории упросит процедуру получения кредита, сократит время на сбор документов. «На мой взгляд, отсутствие такого бюро — это явление временное, — считает она. — Минимум информации о кредитных историях представителей МСБ объясняется разными причинами. Одним не хочется, чтобы
Вице-президент Первого Республиканского Банка Галина Малюгина полагает, что наличие такого бюро дисциплинирует участников рынка и дает возможность иметь информацию для работы кредитным организациям, которые могут уменьшить свои риски. По ее мнению, такие бюро до сих пор не созданы, поскольку рост объемов кредитования малого бизнеса совпал с масштабным кризисом, после которого банки так и не вернулись к активному кредитованию этого сектора. «Основные проблемы и сложности в проверке таких заемщиков состоят в том, что в большинстве случаев это или стартапы, или компании, работающие на рынке менее двух-трех лет, у которых нет кредитной истории и которым сложно показать серьезность и надежность бизнеса».
С этим согласен и директор департамента кредитования малого, среднего бизнеса и розничных клиентов Промсвязьбанка Евгений Курасов. Он уверен, что аккумулировать кредитные истории по физическим и юридическим лицам целесообразно, так как существует ряд сложностей по выделению для существующих бюро кредитных историй такого сегмента, как малый бизнес. Для этого, как предполагает Курасов, необходимо установление единых критериев отнесения заемщиков к малому бизнесу, учитывающих в том числе изменение сегмента бизнеса компании со временем, а также наличие нецелевых кредитов у физических лиц, фактически направленных на предпринимательскую деятельность, и т. д.
«Малый бизнес и индивидуальных предпринимателей очень сложно идентифицировать однозначным образом, — подчеркивает Курасов. — Наиболее полно кредитные истории физических лиц собраны в крупнейших бюро, по юридическим лицам данные БКИ пока не дают полного представления о действующих и погашенных обязательствах, качестве обслуживания долга заемщиком. Поэтому наиболее целесообразно деление именно на БКИ физических лиц и БКИ юридических».
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru