Операторы связи сдадут должников

Дата публикации: 16.02.2007 14:12
3 442
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Коммерсант

Как стало известно Ъ, в ближайшее время банки смогут получить в бюро кредитных историй (БКИ) информацию о неплательщиках за услуги фиксированной связи. До сих пор базы данных БКИ в части небанковской информации содержали лишь сведения о просрочках платежей за мобильную связь. Участники рынка считают, что новый сектор обеспечит спрос банкиров на услуги БКИ: совокупная абонентская база телекоммуникационных компаний превышает число клиентов российских банков.

Как рассказал Ъ гендиректор Национального кредитного бюро (НКБ) Владимир Малеев, в ближайшее время база данных БКИ пополнится сведениями о неплательщиках крупных операторов фиксированной связи. Соответствующие соглашения о сотрудничестве подписаны НКБ и компаниями «Golden Telecom» и «Транстелеком». В настоящее время готовятся документы, регламентирующие процедуру передачи и использования сведений о просроченной задолженности клиентов. Это сотрудничество позволит операторам связи снизить собственные риски, а БКИ — расширить базы данных по заемщикам. «Сотрудничество с операторами связи — очень перспективное направление для БКИ,— говорит господин Малеев.— Ведь совокупный объем абонентской базы — более 100 млн человек, в то время как банковских заемщиков лишь порядка 70 млн».

До сих пор бюро кредитных историй в телекоммуникационном сегменте сотрудничали лишь с операторами мобильной связи: «Вымпелкомом», МТС и «Мегафоном». В компании Golden Telecom подтвердили факт подписания соглашения с НКБ. «Не только сотовые операторы стремятся к снижению рисков и повышению качества клиентской базы,— сообщил Ъ директор по контролю за обеспечением доходности Golden Telecom Роман Капля.— Мы тоже предоставляем услуги на кредитной основе и могли бы снизить свои риски посредством уменьшения кредитных лимитов или объемов трафика для сомнительных клиентов. В нашей практике много случаев, когда компания, сильно задолжав, отказывается платить, разрывает договор с оператором и переходит к другому. Сотрудничество с БКИ позволит отследить таких неплательщиков». При этом, Golden Telecom, работающий в основном с юрлицами, в первую очередь готов предоставлять и запрашивать информацию о просрочке организаций. Однако в связи с грядущим выходом Golden Telecom на рынок дальней фиксированной связи оператор планирует запрашивать и предоставлять в БКИ информацию по физлицам. Связаться с представителем «Транстелекома» вчера не удалось.

Участники рынка кредитных историй считают сотрудничество с операторами фиксированной связи перспективным. «БКИ интересен любой клиент, у которого есть массовый сегмент заемщиков, как в случае с операторами фиксированной связи,— говорит гендиректор кредитного бюро ’Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз’ Олег Лагуткин.— Расширение базы, в свою очередь, будет способствовать привлечению новых пользователей информации и тем самым, развитию бизнеса БКИ».

Участники банковского рынка считают, что информация по неплательщикам за фиксированную связь будет показательной при принятии кредитных решений. «Мы бы воспользовались подобной услугой для оценки кредитных рисков»,— заявил Ъ замглавы розничного департамента Росбанка Дмитрий Вечканов.

Впрочем, главный интерес для банкиров представляет база крупнейшего оператора рынка фиксированной связи — компании «Ростелеком». «Договоренность с Golden Telecom и ’Транстелекомом’ свидетельствует о развитии рынка кредитных историй, но это лишь крупицы информации,— сообщил Ъ представитель одного российского банка.— Главный интерес представляет база неплательщиков ’Ростелекома’». По словам директора по связям с общественностью и инвесторами «Ростелекома» Антона Клименко, абонентская база компании составляет около 40 млн человек. Однако, по его словам, «Ростелеком» не получал конкретных предложений от БКИ. «Тем не менее, при условии прозрачности процедуры передачи информации о наших неплательщиках третьим лицам и ее дальнейшего использования подобное сотрудничество нам было бы интересно, — пояснил Антон Клименко. — Конечно, во многих случаях мы не можем отказать клиенту в услуге, но информация о его кредитной истории дала бы нам возможность заблаговременно начать работать с дебиторской задолженностью должников. А данные о наших неплательщиках были бы полезны банкам». При этом, по словам экспертов, при заключении таких соглашений, возникают риски, связанные с раскрытием персональной информации третьим лицам. «Это сфера действия закона о связи, закона о персональных данных, закона о кредитных историях,— говорит Олег Лагуткин.— Во избежание претензий со стороны регулятора и со стороны абонентов важно детально прописать всю процедуру обмена информацией».

Светлана ДЕМЕНТЬЕВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме