Высокодоходный сегмент POS-кредитования привлекает все больше игроков. Банк из первой тридцатки — Московский Кредитный Банк — планирует начать выдачу кредитов в торговых точках летом этого года. Участники рынка не видят в МКБ конкурента, так как, по их мнению,
О планах по выходу на рынок POS-кредитования Банки.ру рассказал предправления МКБ Александр Николашин. «На данный момент экспресс-кредиты выдаются в тестовом режиме в ряде точек, мы планируем начать активную работу на этом рынке летом и сейчас ведем переговоры с сетями, а также ищем руководителя направления», — пояснил он.
По словам Николашина, за счет POS-кредитования банк рассчитывает повысить доходность бизнеса. «Кроме того, выдача экспресс-займов в торговых точках будет способствовать росту розничного портфеля, долю которого в общем кредитном портфеле мы планируем увеличить с 20% до 35% в ближайшее время», — добавил он.
В качестве партнеров банк рассматривает торговые точки различной специализации: от магазинов по продаже мобильных телефонов до мебельных центров.
POS-кредитование — наиболее доходное направление розничного бизнеса банков, ставки по экспресс-займам в торговых точках составляют 35—50%. По данным компании Frank Research Group, в октябре прошлого года рынок POS-кредитов оценивался в России в 134 млрд рублей.
Большая часть выданных кредитов приходится на ХКФ Банк, ОТП Банк и Альфа-Банк (см. таблицу). До кризиса лидерами рынка были «Русский Стандарт» и «Ренессанс Кредит», после 2008 года они сократили свое присутствие, но полностью с рынка не ушли.
Для того чтобы стимулировать спрос граждан на потребительские займы, автокредиты и ипотеку, банки в прошлом году снижали по ним ставки. Рынок POS-кредитов, по которым ставки традиционно высокие, остается для многих кредитных организаций привлекательным с точки зрения доходности сегментом.
Летом 2010 года на нем начал работать банк «Траст». Интерес к кредитам в торговых точках также проявляют банки с госучастием — Сбербанк и ВТБ 24. Но, как сообщила на днях директор департамента розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева, решение по этому вопросу пока не принято. Она напомнила о высоких рисках при таком кредитовании.
Участники рынка предупреждают о сложностях, с которыми может столкнуться МКБ, работающий на данный момент только в Москве и Московской области. «Для того чтобы зайти в крупные сети, нужно обладать отработанными технологиями и широким региональным покрытием, что позволит поддерживать необходимый объем продаж», — объясняет начальник управления потребительского кредитования «Ренессанс Кредита» Николай Тепляков.
«Правила игры таковы, что ретейлер заинтересован в сотрудничестве с банком, который бы охватывал все его территориальные единицы», — соглашается управляющий директор НБ «Траст» Максим Чернущенко.
По словам Теплякова, можно успешно работать и в небольших локальных сетях и магазинах, но без хорошей рисковой экспертизы есть опасность столкнуться со значительным объемом «плохих» кредитов в этом сегменте.
Управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов подчеркивает, что рынок POS-кредитования очень концентрирован: три крупнейших игрока контролируют почти 65%, топ-5 — около 80%. «Завоевание значительной доли на таком рынке крайне затруднительно», — считает он.
Его поддерживает директор департамента потребительского кредитования ХКФ Банка Александр Антоненко. «Этот рынок довольно сильно насыщен, практически во всех крупных федеральных и региональных сетях уже присутствуют банки-лидеры, которые осваивают также и несетевые точки продаж», — указывает он, в то же время отмечая, что найти новые ниши еще можно.
Грибанов напоминает, что рынок POS-кредитования специфичен по сравнению с другими: «Для эффективной работы в POS-сегменте банкам требуется отточенная скоринговая система, позволяющая оперативно принимать кредитные решения. Новым игрокам придется строить эту систему практически с нуля, что на первом этапе, вероятно, приведет либо к большой просрочке по портфелю, либо к большому проценту отказов по кредитам».
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru
Топ-10 банков по объему портфелей POS-кредитов (данные Frank Research Group за октябрь 2010 года)
Название банка | Объем портфеля
POS-кредитов (млрд рублей) | Рыночная доля |
ХКФ Банк | 38,1 | 28,4% |
ОТП Банк | 24,5 | 18,2% |
Альфа-Банк | 23,5 | 17,5% |
«Русский Стандарт» | 10,6 | 7,9% |
Русфинанс Банк | 10,2 | 7,6% |
Росбанк | 6 | 4,5% |
Кредит Европа Банк | 4,6 | 3,4% |
БНП Париба Банк | 3,9 | 2,9% |
«Ренессанс Кредит» | 2,5 | 1,9% |
МДМ Банк | 1,2 | 0,9% |