Коллекторы примеряют крылья и нимбы

Дата публикации: 31.01.2011 00:05
6 673
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Сборщики долгов в России решили заняться повышением финансовой грамотности должников. Для этого они хотят организовать специальные курсы, на которых будут не только просвещать граждан о банковских продуктах, но также убеждать вернуть долг. Заодно и предлагать возможные варианты его погашения. Многие участники рынка считают эту идею не более чем пиар-ходом.

О том, что знания россиян о финансах оставляют желать лучшего, сегодня говорят сплошь и рядом. Летом прошлого года Минфин объявил о начале реализации программы повышения финансовой грамотности населения страны. Периодически проводят семинары и обучающие курсы кредитные организации. Теперь за дело взялись и коллекторы: председатель Комитета коллекторских агентств «Деловой России» и председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров заявил в пятницу, что в марте будет запущен новый проект: курсы финансовой грамотности для граждан, которые допустили просрочку по кредиту, но смогли хотя бы частично погасить долг.

По словам Федорова, для должников эта услуга будет абсолютно бесплатной, а финансирование проекта будет осуществляться пулом неких банков. В первый год планируется направить на курсы около 5 тыс. человек, в следующем их будет уже 15 тыс. Курсы будут организованы в Москве и не менее чем в 40 регионах России.

«На курсах преподаватели — сотрудники коллекторских агентств и банков будут, кроме всего прочего, убеждать должников расплатиться по кредиту. И искать вместе с ними варианты, как это можно сделать, — рассказал Александр Федоров. — А банки, которые финансируют проект, станут предлагать физлицу оформить кредит для рефинансирования задолженности».

Он объяснил, что повышать грамотность будут заемщикам, которые смогли погасить не менее 30% от общей суммы кредита. Средняя сумма задолженностей, с которыми сегодня работает «Центр ЮСБ», составляет около 35 тыс. рублей, но в первую очередь просвещать и помогать будут тем, кто задолжал банкам более 100 тыс. «Вы прямо как ангелы!» — иронично сказал кто-то из журналистов на пресс-конференции. «Мы действительно как ангелы, — согласился Федоров. — Часть психологической работы ложится на нас. И мы меняем представление людей о долгах и меняем их представление о жизни».

Несмотря на очевидную приятность и полезность данного начинания, участники рынка отнеслись к нему с изрядной долей скепсиса. «Идея неплохая, но неэффективная, — говорит один из бывших менеджеров крупного розничного банка, занимающегося потребительским кредитованием. — Такой инициативе нужно продвижение, нужны люди, нужны полноценные приемные для должников. Но как это можно сделать в масштабах одной компании?»

Руководитель отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников отмечает, что сложно представить, какие банки захотят финансировать этот проект. «Вряд ли кому-то из крупных игроков это будет интересно», — считает он.

Директор департамента розничного кредитования Абсолют Банка Александр Будник полагает, что с точки зрения погашения действующих кредитов наиболее эффективна индивидуальная работа, в рамках которой банк или его партнеры — коллекторские агентства могут ответить на любые вопросы клиента по погашению. «Не вижу смысла собирать таких должников в одном месте», — подчеркивает он.

С его мнением согласны и участники коллекторского рынка. По словам генерального директора компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, говорить о финансовой грамотности с гражданами все-таки стоит до получения первого кредита. Если же речь идет о возможности реструктуризации или рефинансирования имеющейся задолженности, то этим занимается любой коллектор. «Они не организовывают никаких специальных курсов, это всего лишь техника ведения переговоров с должниками, — поясняет Докучаева. — Это суть работы коллектора — разъяснить должнику последствия, объяснить, как он может справиться с текущей задолженностью, составить график ее погашения, а иногда, если есть возможность, порекомендовать банки, где можно будет перекредитоваться, даже на более выгодных условиях».

Докучаева оценивает данный проект как некую пиар-акцию. «То, что коллекторы должны делать и делают каждый день, преподносится как социальная программа по повышению финансовой грамотности», — указывает она.

Ей представляется, что заинтересованность в участии в данном проекте могут проявить банки, которые работают с категорией subprime — с заемщиками с не совсем хорошей кредитной историей. Такие банки выдают кредиты под очень высокие проценты и могут быть заинтересованы в получении пула заемщиков с просрочкой, но не безнадежных. Соответственно, интересно будет участвовать в программе кредитным организациям, которые хотят как можно более быстрого погашения имеющейся задолженности. Это можно будет сделать, убедив должника в необходимости получения еще одного кредита в другом банке. «В принципе, «Центр ЮСБ» выигрывает в любом случае, ведь главная цель — добиться погашения долга и получить комиссию», — резюмирует Докучаева.

По мнению банкиров, кредитные организации уже давно научились быть подобными «ангелами» сами. «За последние два года крупные российские банки создали и укрупнили собственные внутренние подразделения, внутренний коллекшн, — говорит Котельников. — И они сами прекрасно справляются и с просрочкой, и с просветительской работой с клиентами».

«Функцию повышения финансовой грамотности, просвещения граждан уже давно взяли на себя соответствующие интернет-ресурсы, в частности Банки.ру, — добавляет экс-менеджер крупного розничного банка. — Занимаются этим средства массовой информации, занимаются и сами банки. Понятно, что добросовестным должникам нужна информация — и эти ресурсы ее предоставляют».

Вместе с тем все опрошенные порталом Банки.ру участники рынка согласились с тем, что уровень финансовой грамотности россиян необходимо поднимать. «Приветствую любые усилия, направленные на ее повышение», — подчеркивает Будник. «Трудно судить, насколько жизнеспособным окажется этот проект, — заявили в пресс-службе банка ВТБ 24. — Но мы, разумеется, можем только приветствовать инициативы, направленные на решение проблемы просроченной задолженности, повышение общего уровня финансовой грамотности. Нам импонирует нестандартность подхода».

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме