Прошлый год оказался рекордным по масштабу консолидации в российском банковском секторе, в 2011-м сделок M&A между кредитными организациями ожидается еще больше. Для клиентов присоединяемых банков последствия неоднозначны.
Отложенный эффект кризиса
По данным ЦБ РФ, количество банков в 2010 году сократилось в стране на 52 и к 1 января составило 955. «Год стал рекордным по количеству присоединений: к 13 банкам присоединилось 19», — заявил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.
«Консолидация в прошлом году проходила по двум сценариям: реорганизация в рамках банковской группы и поглощения на региональном уровне», — рассказывает директор Центра макроэкономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) Сергей Моисеев.
Из крупных сделок к первой категории можно отнести присоединение банком «Уралсиб» своих «дочек» — калининградского Стройвестбанка и краснодарского Уралсиб-Юг Банка. Ко второй — экспансию крупного регионального банка «Восточный Экспресс», который в прошлом году приобрел активы западных структур: Городской Ипотечный Банк и Сантандер Консьюмер Банк.
В нынешнем году масштабы консолидации могут превысить рекордный уровень 2010-го. «В 2011 году процесс слияния и присоединения продолжится такими же темпами, а по масштабу и удельному весу в активах процесс этого года может быть даже больше», — отмечает Сухов. В частности, ожидается завершение сделки по присоединению Транскредитбанка к ВТБ, также у госбанка есть планы приобрести Банк Москвы.
Кроме того, продолжится консолидация на региональном уровне. «Пока что она носит вынужденный характер, — считает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. — Если говорить о небольших банках, то зачастую они присоединяются к более крупным кредитным организациям, чтобы избежать отзыва лицензии. Прошлогоднюю консолидацию во многом можно назвать отложенным эффектом кризиса».
Новые возможности для собственников….
С точки зрения бизнеса сделки M&A позволяют его собственникам укрепить позиции на рынке, сделать объединенный банк более устойчивым и конкурентоспособным. Кредитные организации, которые поглощают более мелких игроков, как правило, стремятся расширить свою филиальную сеть и увеличить продуктовое предложение.
Так, первый зампред правления «Восточнго Экспресса» Владислав Першин указывает, что целью приобретения Городского Ипотечного Банка и Сантандер Консьюмер Банка было усиление позиций в определенных розничных сегментах — ипотеке и автокредитовании. «Переговоры велись с разными банками, и российскими, и иностранными, но в тот период удалось договориться с акционерами именно этих банков», — уточняет он.
Если профиль деятельности финансовых учреждений схож, то объединение позволяет им существенно нарастить кредитный портфель за счет повышения капитализации. Например, Межтопэнергобанк, закончив присоединение новосибирского банка «Алемар» в 2011 году, надеется войти в сотню крупнейших банков. Оба банка ориентировались на работу со средним бизнесом. Капитал объединенного банка стал больше, и возможности кредитования расширились.
«В новом году Межтопэнергобанком уже приняты кредитные решения по заявкам новосибирских предприятий, которые ранее не могли быть одобрены «Алемаром»
…и для клиентов
Председатель правления Райффайзенбанка Павел Гурин считает, что консолидация предполагает решение собственниками четырех основных задач: юридической, операционной, задач по объединению команд и унификации продуктовых линеек. С юридической точки зрения слияние банков может пройти незаметно для большинства клиентов. Как поясняет Олег Иванов, после сделки банки какое-то время остаются отдельными юридическими лицами.
«Процесс объединения в одно юрлицо может затянуться на
Начальник департамента розничных продаж банка «Открытие» Евгений Стародубцев рассказывает, как сотрудники колл-центра и операционисты сообщали клиентам присоединяемого банка «Петровский», что им не нужно перезаключать договор вклада и все условия по открытым депозитам сохранятся, в результате удалось снять некоторое напряжение.
Технологические аспекты объединения представители кредитных организаций, переживших этот процесс, называют самыми «больными». Предправления Интеркоммерц Банка Александр Бугаевский вспоминает, что основные сложности с присоединением в прошлом году Евразбанка были в IT-сфере, в интеграции двух информационных систем.
«Их решение потребовало определенных затрат времени и инвестиций», — замечает он. Переход на единую технологическую платформу может вызвать неудобство в обслуживании, например некоторые услуги будут доступны в ограниченном числе отделений. Так, присоединение Импэксбанка к Райффайзенбанку сопровождалось разделением офисов на несколько типов, некоторые из которых не могли предоставить весь спектр услуг.
«Решение технологических задач присоединения Импэксбанка к Райффайзенбанку заняло около трех лет, — подчеркивает Павел Гурин. — За этот период большинство услуг, предоставляемых Райффайзенбанком, стало доступно в бывших отделениях присоединенного банка».
Что касается унификации продуктовой линейки, то, как полагает заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая, она становится ближе к условиям более крупного банка: «У клиентов присоединяемого банка появляется возможность кредитоваться по низким ставкам, которые могут предложить более крупные игроки». Еще одним положительным моментом может служить объединение сетей банкоматов, добавляет Беленькая.
Клиенты присоединяемого банка из числа физлиц, как правило, выигрывают, если его покупает более сильная в рознице кредитная организация. «Тарифы на услуги и само качество обслуживания могут стать более выгодными», — объясняет Сергей Моисеев.
В то же время, если речь идет о двух крупных финансовых учреждениях, не стоит ждать стопроцентной унификации. «И ВТБ 24, и Банк Москвы достаточно крупные банки, и я не думаю, что ВТБ 24, в случае если сделка все же состоится, полностью заменит всю продуктовую линейку, к которой привыкли клиенты Банка Москвы», — считает Павел Гурин.
Также могут быть положительные последствия и для клиентов объединяемых банков, у которых разные профили деятельности. Например, Интеркоммерц Банк, активно развивающий розницу, присоединил к себе в прошлом году сугубо корпоративный Евразбанк с единственным отделением в центре Москвы. «В итоге собственники и сотрудники корпоративных клиентов бывшего Евразбанка получили доступ к широкому набору продуктов и услуг для частных лиц», — констатирует Александр Бугаевский.
Эксперты указывают, что консолидация в банковском секторе полезна, когда продиктована рыночными условиями. В больших масштабах она может ослабить конкуренцию. «Есть опасения, что со временем клиенты объединенных банков ощутят и негативные последствия — например, когда увидят, что выбор предложений на рынке ограничен», — говорит Ольга Беленькая.
По словам Игоря Меньшенина, консолидация должна быть разумной. «Есть такая клиентура, как частная, так и корпоративная, особенно в регионах, которой требуются индивидуальный подход и гибкость в обслуживании, ее потребности лучше всего могут удовлетворить средние банки», — заключает он.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru