Насильно добропорядочен не будешь

Дата публикации: 24.02.2011 23:00
2 020
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Компания IDC провела исследование, целью которого было выяснить, отдают ли себе менеджеры средних и маленьких компаний отчет в том, насколько рискованно использовать нелицензионный софт. Исследование показалось интересным корпорации Microsoft, попросившей экспертов разделить опрашиваемые компании на пиратские, где уровень применяемого лицензионного программного обеспечения не превышает 20%, и добропорядочные, где легального ПО не менее 80%.

Таким образом, в опросник IDC был добавлен пункт о доле нелицензионного софта. Компании, менеджеры которых в ходе телефонного анкетирования признавали, что ворованного ПО у них установлено много, автоматом попадали в категорию пиратов, те, кто не сознавался или же и взаправду использовал главным образом легальные программные продукты, аналитиками причислялся к сонму добропорядочных.

Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC Russia and CIS, уточнил, что опыт сотрудников IDC и накопленные ими в ходе прежних исследований данные позволяли определять степень искренности респондентов. У слышавших это заявление журналистов оно вызвало лишь скептические улыбки.

«А мы исследованию верим», — улыбаясь, но совсем не скептически, сказал мне Дмитрий Халин, директор департамента по работе со средними и малыми организациями и партнерами Microsoft в России. Он уточнил, что если уж компания за что-то заплатила, то следит за оплаченными активами и не скрывает правды. Я было решил, что речь идет об оплаченном исследовании, за ходом которого наблюдала американская корпорация, и потому она ему верит, но понял, что ошибся. Речь шла о том, что компании, купившие себе хоть сколько-нибудь лицензионных программных продуктов, начинают относиться ко всему ПО иначе. Легально приобретенным софтом гордятся и отслеживают, чтобы он работал исправно. Соответственно, и долю его возможно, что и не всегда скрывают. Даже если она и невелика. И про риски рассказывают без утайки.

Собственно, о рисках. До проведения исследования аналитики из IDC подозревали, что риски, связанные с использованием пиратского софта, скорее всего недооценены. После общения с менеджерами 400 российских компаний, среди которых было около 30 финансовых учреждений, сотрудники аналитического агентства окончательно уверились в своей правоте. Выяснив заодно, что с юридическими рисками еще куда ни шло, этого менеджеры все-таки побаиваются, а вот технические риски практически никто всерьез не воспринимает.

Между тем в ходе опроса менеджеров о том, как часто в их организациях сталкивались с проблемами, связанными со сбоем приложений, и сколько времени и человеческих ресурсов потребовалось для успешного разрешения ситуации, выяснилось, что в 23,5% опрошенных компаний с высоким (более 80%) уровнем использования пиратского ПО и в 17,4% фирм, где нелицензионных продуктов используется мало (менее 20%), происходили сбои, критические для бизнеса. Разница, на первый взгляд, невелика — около 6%, но зато финансовые потери от критических сбоев в «пиратских» компаниях в 2,7 раза выше. То есть на восстановление работоспособности IT-инфраструктуры фирмам, где процент нелегального софта велик, приходится тратить значительно больше человеко-часов.

В деньгах IDC оценила потери от компьютерных сбоев среднестатистической фирмы с невысоким процентом пиратского ПО в 8 тыс. долларов, а фирмы, где в основе лежит пиратский софт, — в 18,5 тыс.

Какие выводы из исследования IDC могут сделать простые обыватели или бизнесмены, руководящие небольшими компаниями? На самом деле, довольно важные. Такие, что Microsoft перешла от политики насильственного перевода компаний на лицензионный софт к политике убеждения.

Денис Гуз, отвечающий в российском представительстве Microsoft за борьбу с пиратством, подтвердил, что насильственным переводом на легальные версии ПО его корпорация активно занималась лет пять назад. Сейчас на первый план выходят «информирование» и «противодействие распространению пиратского ПО».

Но есть и еще одно направление, крайне важное для американской корпорации в плане повышения уровня легального ПО. Это продвижение облачных услуг. То есть предоставление программных приложений из облака. В этом случае клиент попросту лишен возможности использовать пиратский софт. То, что ему предоставляет провайдер, легально на 100%.

Вот только в России, как рассказал Дмитрий Халин, облакам мешают две проблемы — восприятие и связь. По его словам, будь у российского представительства Microsoft неограниченные ресурсы, первую проблему давно бы уже решили. Халин сравнил ситуацию с пропагандой электрических лампочек: когда те только изобрели, никто не хотел их покупать. Во-первых дорого, во-вторых перегорают, в-третьих — от лукавого все это. Производители устраивали «роуд-шоу», боролись со стереотипами, как только могли. И вот постепенно приличные хозяйства обзавелись личными генераторами, а затем появились электростанции, которые взяли все под свой тотальный контроль. С облаками ситуация аналогичная. Совсем скоро повсеместно заявят о себе монстры-провайдеры, которые будут сдавать в аренду все — от компьютерных мощностей и памяти до программ.

Microsoft ведет работу в этом направлении. Наиболее продвинутые компании, в том числе российские, работающие в сфере высоких технологий, уже сейчас могут пользоваться подобными услугами из облака Microsoft. Прочие фирмы получат аналогичное предложение в скором будущем. Возможно, что и такое, от которого невозможно будет отказаться. Даже тому большинству небольших предприятий, где, как рассказал Дмитрий Халин, вся ИТ-инфраструктура — компьютер, мало чем отличающийся от печатной машинки, и программа от «1С» — хорошо, если не ворованная.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме