Банки доводят россиян до инфаркта, а россияне доводят банки до суда. Напряженка в отношениях растет вместе с увеличением банковской розницы: финансисты стремятся завербовать население, но пока делают это слишком неуклюже.
В недавнем, советском прошлом человеку не пришло бы в голову жаловаться на банк. Мы терпеливо стояли в очередях, уткнувшись носом в закрытые «на обед» окошки. И классическая фраза «вас много, а я — один» соответствовала истине: фактически для жителей нашей страны существовал лишь один банк — Сберегательный.
Сбой программы
Журнал «Профиль» и портал Credit.ru провели опрос среди своих читателей на тему «Что вас раздражает в банках?». И выяснили интересную вещь: монополия Сбербанка канула в Лету, но российские банки унаследовали от советской поры некоторые беды.
Очереди, некомфортность офисов, хамство и некомпетентность персонала — вот на что чаще всего жалуются участники опроса (более 40%).
Журналистская «лирика» подтверждается маркетинговой «физикой». Недавно компания «ИМА-консалтинг» завершила изучение качества обслуживания в 25 московских банках. Исследование шло методом тайной покупки (mystery shopping): «покупатели» приходили в разные банковские офисы за консультацией.
«Наиболее проблемная для всех банков область — встреча клиента, — отмечают в «ИМА-консалтинг». — По свидетельству сотрудников, исполнявших роли «тайных покупателей», им часто приходилось вставать в общую очередь к операционисту только для того, чтобы задать вопрос о том, где можно получить консультацию по пластиковым картам. Во многих банках формальные требования к персоналу: наличие униформы, соблюдение стандартов одежды, аккуратность внешнего вида сотрудников, наличие бейджей и т. п. — находятся на низком уровне».
«ИМА-консалтинг» констатирует: в банковских офисах часто можно видеть нежелание или неумение консультировать, клерки адресуют клиентов к буклетам, отвлекаются от беседы на другие дела и телефонные переговоры, недостаточно доброжелательны в контактах с посетителями.
По итогам исследования специалисты «ИМА-консалтинг» создали своего рода рейтинговую таблицу, нижние места в которой заняли Связь-банк, Росбанк, «ВТБ 24», «Русский стандарт», «Зенит», Национальный банк «ТРАСТ» и др.
Вы — слабое звено
После очередей (на них в основном жалуются клиенты популярных в народе Сбербанка и Росбанка) и проблем с персоналом наиболее частым предметом жалоб становятся драконовские условия кредитования и бюрократические проволочки при оформлении кредитных документов (это отметили более 30% участников опроса «Профиля» и портала Credit.ru).
Большинство жалоб связано с так называемыми скрытыми процентами: в кредитных договорах размеры всевозможных комиссий, сборов и пеней не указаны или завуалированы.
Впрочем, тут ситуация может измениться к лучшему. Центробанк с 1 июля обязал банки четко прописывать в кредитных договорах так называемую эффективную ставку (то есть реальный размер платежей по ссудам). На днях ЦБ вынес предложение законодательно ограничить размер дополнительных сборов по кредитам 3—5% в год.
Однако ссуды вызывают и другие нарекания. Например, сложности поджидают клиента и в ситуации смены владельцев банка. «У меня оформлен ипотечный кредит в банке ПСБ, — рассказывает «Профилю» Анастасия М. — Для его погашения был открыт счет, с которого списывались средства. Все было четко до того момента, пока у банка не сменился собственник. Меня заставили открывать новые счета — сначала в другом отделении ПСБ, затем в перекупившем его банке. Банк просит доплачивать непонятные суммы, а состояние своих расчетов я просто не могу толком выяснить».
Один из щекотливых вопросов — отказ в выдаче кредита. Претендент приходит в банк, будучи уверенным в своей платежеспособности, но получает отказ. Абсолютное большинство банков при этом оставляет заемщика в неведении относительно причин недоверия. Таково право банка, и жаловаться тут не на что.
Однако часто отказ в кредите вызван сомнительными причинами. К примеру, одной даме известное кредитное учреждение отказало в ссуде, «не поверив» в реальность указанной в справке о доходах зарплаты. Все бы ничего, но причина отказа (настойчивой даме ее озвучили) вызвала у клиентки нервный смех: зарплата, смутившая кредитных инспекторов, уже год зачислялась на карточку, выданную этим же банком. Но проверить самих себя банковские службы
Многие жалобы связаны не с фактом отказа в кредите, а с тем, в какие сроки это было сделано.
«Я оформлял ипотечный кредит в банке «Санкт-Петербург», — рассказал «Профилю» Валерий К. — Собрал необходимые документы, указанные на его сайте, забронировал у застройщика квартиру на месяц с фиксацией цены и отправился в банк. Выяснилось, что список документов на сайте устаревший. Потратил еще несколько дней, вернулся, сдал документы на рассмотрение. Через десять дней, в течение которых банк в своей рекламе обязуется рассмотреть заявку, никто не даже позвонил. Стал сам дозваниваться им и лишь по прошествии двух с лишним недель получил отказ без объяснения причин. Банк, естественно, не волновало, что время брони на квартиру истекло и я упустил возможность взять кредит в другом месте. Конечно, они вправе мне отказать. Но вот хотя бы обещанные в своей же рекламе сроки выдерживать-то надо…»
Невнимание банков к «отказникам» — это еще что. Бывают более оригинальные случаи. Например, сотрудники Ситибанка регулярно обзванивают несостоявшихся заемщиков, предлагая им новые кредитные продукты. Вдохновленные «отказники» собирают документы по новой, бегут в банк и… получают второй отказ. Ларчик открывается просто: видимо, в этом банке премируют не за выданные кредиты, а за количество заявок.
Еще один момент — работа банковских телефонных служб. На поприще напоминаний о кредитных долгах она доведена до виртуозности. Почти все банки практикуют «психическую атаку»: у должника с утра до вечера трезвонят все телефоны.
Правда, часто это делается с грациозностью бегемота. Так, отставному военному Владимиру Захарову из Новосибирска о долгах сына поздним вечером напомнил телефонный автоинформатор. Второй звонок раздался в полночь. Третий — в час ночи. Всю ночь автоинформатор исправно работал «кукушкой», отбивая каждый час, а в утром пенсионера отвезли в больницу с сердечным приступом.
Представитель банка объяснил это «сбоем программы». Правда, объясняться пришлось уже в суде, куда обратилась семья Захаровых.
Рейтинг по-народному
Многочисленные нарекания россиян к банкам давно стали одной из главных тем финансовых интернет-порталов. Недавно на популярном портале Banki.ru прозвучал неожиданный призыв: «Давайте напишем в ЦБ письмо с просьбой отозвать у Ситибанка лицензию». Идея тут же обрела массу поклонников,
Самая частая жалоба клиентов сводится к тому, что операторы Citiphone иногда «не отвечают за базар». Так, одна из клиенток решила получить кредит. Вскоре раздался звонок из банка: «Банком запрошенная сумма одобрена, проценты такие-то, срок кредитования такой-то, вашего устного согласия достаточно». — «Спасибо, я согласна».
Клерки, видимо, сочли, что девушка с первого раза не поверит своему счастью: на следующий день ей снова позвонили из банка, и состоялся диалог, аналогичный предыдущему. Еще через день раздался третий звонок, только на этот раз была названа меньшая сумма кредита. Девушка не согласилась, написала жалобу и стала ждать ответной реакции. Через десять дней она узнала, что на ее счет начислен тот самый «маленький» кредит, на который она не соглашалась.
«Русский стандарт» (
— Оператор такая-то, добрый день.
— Здравствуйте, я хочу узнать, все ли в порядке с моими платежами, все ли дошло вовремя.
— Минуту, я переключу вас на оператора…
Проходит три минуты.
— Оператор такой-то, добрый день.
Далее диалог повторяется и опять заканчивается «переводом» звонка. С третьей попытки незадачливого клиента уже не переключали, но… велели перезвонить с телефонного номера, указанного в его анкете.
Клиентов такие вещи выводят из себя. Некоторым заемщикам «Русского стандарта», выяснявшим, почему с их карт снято больше денег, чем следовало, приходится выслушивать короткие гудки или приятную музыку с последующим «срывом звонка».
Третий в списке аутсайдеров «Народного рейтинга» — Альфа-банк (
Куда податься?
Проблема недовольства народа банками уже выходит за пределы курилок и интернетовских обсуждений — появляются и другие варианты «сходить за правдой».
Наиболее энергичные недовольные прорываются даже в Думу: председатель думского подкомитета по банковскому законодательству Павел Медведев рассказывает, что к нему на прием нередко приходят люди с жалобами на кредитные организации. Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян с недавнего времени организовал «приемные дни». По словам сотрудников АРБ, «контакт с населением явно актуален: вопросов у людей возникает много».
Есть еще два пути для борцов за справедливость. Например, в случае хамства клерка не отходя от кассы потребовать жалобную книгу. Банковские менеджеры обычно строго следят за качеством обслуживания и могут покарать обидчика. Правда, если в некоторых банках вам даже дадут специальный бланк для изложения своих претензий, то в других могут сказать: «Жалобной книги нет, и никого из руководства мы звать не будем — жалуйтесь, куда хотите».
В этом случае идти нужно к руководству отделения. К нему же следует обращаться, если, по вашему мнению, банковские сотрудники произвели неправильные расчеты по вкладам и кредитам.
Если вас к руководству (или начальнику кредитного отдела) все-таки не пустили и отказались соединять по телефону, звоните в Центробанк, контролирующий деятельность кредитных организаций. Правда, тут тоже не все просто. Наша попытка выяснить в департаменте внешних и общественных связей ЦБ телефон «горячей линии» для населения потерпела фиаско.
— Не надо публиковать наш телефон, — заявила сотрудница Банка России. — Если все сюда начнут звонить, то у нас работа встанет…
Однако на официальном сайте ЦБ нам удалось найти телефон «горячей линии», по которому можно связаться с управлением по связям с общественностью Московского ГТУ Банка России: 950-
И наконец, остается путь наиболее решительный — в суд.
До недавнего времени господствовало мнение, что подобные дела через суд в нашей стране рискнут решать «или аристократы, или дегенераты». «Практика судебных разбирательств заемщиков с банками ничтожно мала, — пояснили «Профилю» в компании «Налоговый консультант». — Граждане неохотно судятся с банками: подсознательно россиянин считает, что раз он берет взаймы, то не вправе диктовать своему «благодетелю» какие-либо условия. Между тем Гражданский кодекс провозглашает равенство участников гражданских правоотношений».
Ситуация «Народ против банков» недавно впервые получила конкретное воплощение: в Свердловской области заемщики Хоум Кредит энд Финанс Банка подали жалобу в Роспотребнадзор, который в судебном порядке оспорил введенные банком дополнительные сборы по кредитам. «Попытка сопротивления» со стороны финансистов не удалась: рассмотрев кассационную жалобу, Верховный суд России оставил решение местного суда в силе.
И хотя российская судебная практика не строится на принципе прецедента, начало явно положено. В феврале московская общественная организация «Блокпост» вчинила схожие иски Росбанку и «Русскому стандарту».
«До сих пор основное количество разбирательств между физлицами и банками касалось вопросов возврата вкладов из проблемных банков, — говорит адвокат Денис Сологуб. — Но уровень недовольства населения кабальными условиями предоставления кредитов растет».
По словам Сологуба, критическая масса такого недовольства уже достигнута, и вскоре юристов ожидает вал дел и обращений за помощью.
Что же касается тех, кому не в силах помочь ни суд, ни депутаты, — речь идет о кредитных «отказниках», — то и они с недавних пор получили поддержку. В Петербурге, например, создано
«Заемщик, получивший отказ в выдаче кредита и считающий его несправедливым, может подать нам жалобу, — сказал в интервью «Профилю» Иван Янушкевич, эксперт Центра кредитных экспертиз. — Наши специалисты рассматривают документы неудавшегося заемщика и делают собственную проверку его кредитоспособности». Если с клиентом все в порядке, ему помогают получить ссуду в том же банке либо уже в другом, более лояльном.
P. S. Пока банки нервируют только своих клиентов. Скоро, возможно, будут напрягать всех россиян: по оценке экспертов, наиболее агрессивной и раздражающей рекламой в 2007 году станет реклама банковских услуг и продуктов.