Если и есть в российской банковской системе карьерные лифты, то едут они, как правило, медленно: примеров стремительного взлета до позиции предправления очень немного. Вместе с тем составы правлений многих крупных кредитных организаций постепенно молодеют.
Ученье свет…
Хорошее экономическое образование, безусловно, один из залогов карьерного успеха для банкиров. Большинство руководителей крупных российских банков обучались именно по профилю или получали второе высшее образование по финансовой специальности.
Так, предправления банка «Возрождение» Дмитрий Орлов окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит», глава ВТБ Андрей Костин — экономический факультет МГУ, президент — председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов учился на общеэкономическом факультете в легендарной Плешке, предправления Газпромбанка Андрей Акимов — на факультете международной экономики Московской финансовой академии, предправления МДМ Банка Сергей Тимофеев окончил Тихоокеанский государственный экономический университет по специализации «финансы и кредит», президент НОМОС-Банка Дмитрий Соколов — МГИМО («международные экономическое отношения»), глава Нордеа Банка Игорь Буланцев — МГТУ им. Баумана.
Но многим удалось достичь высот в банковском деле и без спецобразования. Яркий пример — глава Сбербанка Герман Греф, который учился на юридическом факультете Омского госуниверситета. Предправления банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев — выпускник Казанского авиационного института им. А. Н. Туполева (специальность — «инженер-механик»). Однако оба они далеко не сразу после окончания вуза стали работать в банковской сфере и не ставили, возможно, изначально перед собой такую цель.
Стремительный старт и долгая дорога
Российский банковский рынок не может похвастаться большим количеством стремительных карьер. В первой десятке банков быстрее многих попасть со студенческой скамьи в кресло топ-менеджера удалось Дмитрию Патрушеву, который фактически сразу после получения второго образования (первое — Государственный университет управления) в дипломатической академии МИДа по специальности «мировая экономика» стал в 27 лет старшим вице-президентом ВТБ, а в 33 года возглавил Россельхозбанк.
Большинство же банковских топов проделали довольно длинный путь к заветным креслам. Председателю правления Барклайс Банка Николаю Цехомскому, выпускнику Государственной инженерно-экономической академии в Санкт-Петербурге, которому сейчас 37, прежде чем он попал в банкиры, сначала пришлось потрудиться в Лондоне экспертом-аудитором в Ernst & Young, потом — заместителем финконтролера Brunswick UBS Warburg, начальником финансового управления ИБГ «Ренессанс Капитал», топ-менеджером МТС. И лишь после этого он пришел в банк — в качестве члена правления ВТБ. В 2009 году 36-летний Цехомский занял кресло предправления Барклайс Банка.
Председатель правления банка «Ак Барс» Роберт Миннегалиев (ему 38) делал карьеру с должности заместителя главного бухгалтера Казанского молочного комбината, а кредитную организацию впервые возглавил в 31 год. Предправления банка «Открытие» Василий Заблоцкий (43 года) начинал в банке «Аэрофлот» начальником отдела неторговых операций управления дилинга, главой «Открытия» стал в 42. Павел Гурин после МГТУ им. Баумана работал инженером НИИ спецмашиностроения и только в 40 лет, в 2008-м, был утвержден предправления Райффайзенбанка. Его коллега из Росбанка Владимир Голубков окончил ту же Бауманку, но карьеру начинал с должности инженера-разработчика, заместителя директора компании «Интуркредиткарт», а своего нынешнего статуса достиг лишь в 2008 году в возрасте 42 лет.
Президент — председатель правления Связь-Банка Денис Ноздрачев после Бауманки работал экспертом отдела федеральных и региональных программ банка «Еврофинанс», у руля Связь-Банка стал в 36 лет в 2009 году. Президент, председатель правления Транскредитбанка Юрий Новожилов трудился в фондовом отделе Санкт-Петербургской валютной биржи, главой банка сделался в 2009 году в 35-летнем возрасте.
Очередь за креслом
Обычно в нынешних крупных банках главы правлений приглашаются, как говорится, извне. Например, до прихода на позицию президента, председателя правления Герман Греф в Сбербанке не работал. Михаил Задорнов с 1999 года был советником тогдашнего президента Сбербанка Андрея Казьмина, а возглавил ВТБ 24. Андрей Акимов пришел на должность предправления Газпромбанка из ВТБ. Президент — председатель правления «Петрокоммерца» Владимир Никитенко был приглашен на этот пост из казахстанского банка «Каспийский» в 1998 году.
Вместе с тем некоторым банкирам удалось дождаться заветного кресла в своем же банке. Игорь Буланцев стал председателем правления после того, как почти шесть лет был на позиции первого зампреда в Оргрэсбанке, впоследствии переименованном в Нордеа Банк. Павел Гурин последовательно был советником по корпоративному финансированию Райффайзенбанка, членом правления, зампредом, а через два года оказался главой банка. Надия Черкасова, единственная женщина — руководитель банка в тридцатке крупнейших российских кредитных организаций, до того как возглавить правление НБ «Траст», занимала пост управляющего директора по развитию малого и среднего бизнеса в этом же банке. А предправления «Уралсиба» Ильдар Муслимов строил там практически всю свою карьеру — с 1993 года, когда это был еще БашКредитБанк.
Дорога молодым
Если моментально (что называется, «по щелчку») оказаться в кресле предправления в ну очень молодом возрасте достаточно сложно, то стать молодым членом правления, исходя из биографий банковских топ-менеджеров, реальнее. К примеру, в Промсвязьбанке состав членов правления весьма молодой. Вице-президенту — руководителю блока «Малый бизнес» банка Елене Махоте 30 лет, первому вице-президенту Александре Волченко — 35, старшему вице-президенту — руководителю блока «Сеть продаж» Константину Басманову — 37. Члену правления, директору департамента рисков ВТБ 24 Александру Соколову — 32 года. Члену правления ВТБ Екатерине Петелиной — 38.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru