ВТБ планирует потратить на IPO в 14 раз больше, чем Сбербанк, — 4 млрд руб. А организаторам заплатит почти сколько же, сколько «Роснефть», хотя объем размещения его гораздо меньше. Задешево работать согласился лишь «Ренессанс Капитал» — согласно проспекту эмиссии, его вознаграждение составит $25 000.
ВТБ — второй по величине банк России, 99,99% акций принадлежит правительству. В 2006 г., по предварительным оценкам менеджмента, по МСФО активы составили $50 млрд, капитал — $6,7 млрд, чистая прибыль — $1,1 млрд. 19 марта акционеры ВТБ одобрили увеличение капитала на 24,9% за счет выпуска 1,7 трлн акций номиналом 0,01 руб.
Во вторник ЦБ зарегистрировал проспект эмиссии акций ВТБ, а вчера утром президент банка Андрей Костин отправился в резиденцию президента Ново-Огарево. Там он впервые официально заявил, что на следующей неделе ВТБ начинает прием заявок от розничных инвесторов на свои акции. Костин сообщил, что банк будет собирать заявки от населения с 9 апреля по 7 мая, причем без выходных. Принимать их будут во всех отделениях розничного банка «ВТБ 24». «Многие десятки тысяч наших граждан могут стать акционерами ведущего банка страны, такая задача вами поставлена и, я надеюсь, будет реализована», — пообещал Костин Владимиру Путину (цитата по «Прайм-ТАСС»). Президент посетовал, что для охвата всей страны у банка маловато отделений. На что Костин пообещал открывать по отделению в день в течение нескольких лет в 70 регионах России.
Вчера акционеры банка избрали новый наблюдательный совет, который продлил полномочия Костина еще на пять лет. Его предыдущий контракт истекал в июне 2007 г., новый — 9 июня 2012 г.
В 1001-страничном проспекте эмиссии банк указал расходы, которые планирует понести в связи с размещением, всего — около 4 млрд руб. Большую часть этих денег — 3,2 млрд руб. — получат букранеры, которые будут собирать заявки международных инвесторов. Это Goldman Sachs, Deutsche Bank и Citigroup.
А вот «Ренессанс Капитал», отвечающий за размещение акций ВТБ в России, довольствуется малым. Как указано в проспекте, он получит лишь $25 000. Впрочем, «Ренессанс» рассчитывает на гораздо большую сумму, уверяет источник, близкий к инвестбанку. «Банк участвует [в сделке] на рыночных условиях», — заявил он. Сумму 3,2 млрд руб. на всех он называет «похожей на правду». Пояснить, кто сколько получит, он отказался. Комиссия «Ренессанса» за российское размещение действительно составит $25 000, подтвердил источник, близкий к ВТБ, отказавшись от других комментариев.
Еще 750 млн руб. ВТБ потратит на встречи с инвесторами, рекламу и исследования рынка, говорится в проспекте. Остальные расходы — госпошлина 112 000 руб. и другие сравнительно небольшие траты, связанные с раскрытием информации и допуском акций на биржу.
Представители Goldman Sachs, Deutsche Bank и Citigroup отказались от комментариев.
Исходя из планируемого объема размещения в $6 млрд комиссия организаторов превысит 2%. Это многовато, считает топ-менеджер российской «дочки» иностранного инвестбанка: «Обычно госкомпании платят меньше». Другой инвестбанкир называет стандартной рыночной комиссией по крупным сделкам, подобным размещению ВТБ, не более 1,5%. Комиссия организаторов IPO «Роснефти», например, составила 1,3% от сделки ($138 млн при размещении более $10 млрд), а все расходы нефтяной компании на IPO составили $178 млн. Из них $56 млн ей компенсировал банк-депозитарий ее расписок J. P. Morgan. Букранеры размещения Сбербанка объемом свыше 230 млрд руб. получили до 0,08% (менее 250 млн руб.). Причем некоторые претенденты, как рассказывал источник в «Сбере», готовы были организовать размещение бесплатно. «Вероятно, ВТБ платит так много потому, что банки помогут им не только сделать размещение, но и параллельно провести какие-то другие важные сделки», — полагает собеседник «Ведомостей».
О том, куда пойдут деньги, вырученные в ходе IPO, ВТБ в своем проспекте не рассказал. «Полученные <…> средства будут использованы на расширение активных операций банка, в том числе на развитие операций кредитования юридических и физических лиц» — вот и все, что говорится в документе.
Анна БАРАУЛИНА, Ведомости
Обнародованное IPO
Размещение обойдется ВТБ в 4 млрд рублей
Вчера президент ВТБ Андрей Костин проинформировал Владимира Путина о начале проведения «народного IPO» банка. С понедельника второй по величине российский банк начинает прием заявок от населения на покупку своих акций. Согласно проспекту эмиссии акций ВТБ, банк готов потратить на проведение IPO около 4 млрд руб. По мнению экспертов, затраты ВТБ на рекламу «народного IPO» сопоставимы с годовым бюджетом крупнейших мировых брэндов потребительского сектора.
Как сообщил вчера Андрей Костин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в резиденции «Ново-Огарево», с начала следующей недели ВТБ начинает принимать заявки от граждан на покупку акций банка в рамках проводимого им в мае IPO. «С 9 апреля мы начинаем прием заявок от населения. Будем принимать до 7 мая без праздничных и выходных дней»,— заявил он. По словам господина Костина, акции банка можно будет купить в офисах ВТБ более чем в 100 городах России.
Впервые идею привлечь в ВТБ, 99,9% акций которого принадлежит правительству РФ, новых акционеров из числа рядовых граждан Андрей Костин высказал прошлой весной. Тогда он заявил, что банк может продать населению порядка 5% своих акций, однако в начале этого года выяснилось, что частные инвесторы могут претендовать на гораздо больший объем — до 15% допэмиссии акций ВТБ (см. Ъ от 31 января). Вчера стали известны подробности «народного IPO»: согласно проспекту эмиссии акций ВТБ, минимальный объем заявки со стороны физлица составит 30 тыс. руб. Максимальный объем не ограничен, однако если он превысит 10 млн руб., потребуется предоставление ряда справок.
Согласно проспекту эмиссии, ВТБ готов потратить на проведение IPO около 4 млрд руб. ($154 млн) — 23% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимости. Консультанты и банки-организаторы — Deutsche Bank, Citigroup, Goldman Sachs и «Ренессанс Капитал» — получат 3,2 млрд руб. ($123 млн). На рекламу, маркетинг и road show банк рассчитывает потратить 750 млн руб. ($29 млн). Расходы, связанные с раскрытием информации, в том числе по изготовлению брошюр и другой печатной продукции, может составить 15 млн руб. ($580 тыс.).
IPO ВТБ запланировано на начало мая 2007 года. Согласно проспекту эмиссии акций ВТБ, зарегистрированному Банком России, объем допэмиссии составит 17,343 млрд руб. Банк намерен разместить 1 734 333 866 664 акции банка номиналом 0,01 руб. каждая. При этом до 50% акций банка будет размещено в России, остальные — на мировом рынке. В настоящее время уставный капитал банка состоит из 5,2 трлн акций. Таким образом, уставный капитал ВТБ будет увеличен на 30%, а доля допэмиссии в увеличенном капитале составит 25%. Обыкновенные акции ВТБ пройдут листинг на ММВБ, РТС и Лондонской фондовой бирже.
Эксперты рекламного рынка охарактеризовали бюджет ВТБ на рекламу «народного IPO» как «гигантский, колоссальный и невероятно огромный». По словам директора по закупкам рекламы агентства Promedia Владимира Ризова, он сопоставим с годовым бюджетом крупнейших компаний потребительского сектора мировых брэндов. По оценке инвестиционных банкиров, обычно затраты на проведение премаркетинга и road show, включающих в том числе транспортные расходы группы аналитиков, организацию встреч с потенциальными инвесторами, составляют максимум $2—3 млн.
«Это слишком избыточный бюджет даже для такой масштабной кампании, преследующей стратегические цели»,— считает гендиректор рекламного агентства EuroPublicity Вадим Кудряшов. По оценке Екатерины Селявиной, гендиректора рекламного агентства «Муви» (оказывало рекламную поддержку на ТВ Сбербанку при IPO «Роснефти»), при проведении подобных мероприятий можно уложиться в сумму, вдвое меньшую, чем собирается потратить ВТБ. Для сравнения, по сведениям Ъ, «Роснефть» и Сбербанк на продвижение своих акций среди населения потратили по $5 млн. В эту сумму входили затраты на размещение рекламы и пояснительных материалов в СМИ, в том числе на радио и ТВ. «Не знаю, зачем тратить такие деньги на выполнение государственной воли, если государство — это те же налогоплательщики»,— говорит Владимир Ризов.
Специалисты считают, что массированная реклама «народного IPO» может вызвать не интерес потенциальных инвесторов, а, напротив, реакцию отторжения. «Я не знаю, какое будет содержание рекламного сообщения ВТБ, но, учитывая объем затрат на рекламу IPO, можно предположить, что ожидается серьезная агрессия в отношении физических лиц,— говорит Екатерина Селявина.— Если так навязывать услугу, вместо интереса она вызовет настороженность. Например, проводящий слишком агрессивную рекламную политику Ситибанк, меня, как потребителя данного продукта, только отпугивает».
Елена КИСЕЛЕВА, Юлия ЧАЙКИНА, Коммерсант