Банки будут нести ответственность за сомнительные операции по пластиковым картам — такое предложение содержится в итоговой редакции законопроекта «О национальной платежной системе» (есть в распоряжении «Ъ»). Если сейчас в спорной ситуации клиент должен доказать в суде свою правоту перед банком, то после вступления в силу законопроекта оправдываться придется банкирам. В такой конфигурации банкирам ничего не остается, как заявлять о повышенных рисках мошенничества и грозить увеличением стоимости услуг по обслуживанию карт.
Нормы, определяющие ответственность сторон в случае проведения сомнительных операций при переводе денежных средств, заложены в новой редакции законопроекта «О национальной платежной системе». Документ, в частности, обязывает банки возместить клиенту сумму операции по пластиковой карте, если транзакция совершена без его согласия. Сейчас условия возмещения средств клиенту указываются в договоре, и банки, как правило, не несут ответственности за сомнительные операции. Более того, по словам партнера юридической фирмы Lidings Андрея Зеленина, сейчас в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения банка и клиента в части использования пластиковых карт. «В первую очередь необходимо защищать интересы потребителя, поэтому мы предлагаем в целом ответственность переложить на кредитные организации»,— указывает глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник, разрабатывавший законопроект.
Законопроект предлагает обязать банки уведомлять клиента о каждой операции с использованием карты: сейчас в большинстве банков услуга SMS-уведомления является платной. Согласно законопроекту, клиент, если он не согласен с транзакцией, обязан уведомить банк не позднее чем на следующий день после проведения сомнительной операции. Банк, получив от клиента жалобу, обязан возместить сумму транзакции.
«С практической точки зрения это означает, что любой держатель карты после совершения операции по ней может «передумать» и, позвонив в банк, потребовать эти деньги с банка еще раз»,— недоумевает директор департамента банка «Ренессанс Кредит» Сергей Королев. Сейчас ответственность за несанкционированный доступ к средствам лежит на клиенте. «Предлагаемые условия возлагают на банк необоснованную ответственность, перекладывая бремя доказывания за нарушение порядка использования карты или паролей с клиента на банк»,— указывает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.
В этих условиях банкирам ничего не остается, кроме как использовать стандартный довод о повышении тарифов. «Если пункт будет принят в такой редакции, то у банков будут отсутствовать какие-либо механизмы правовой защиты от мошеннических действий недобросовестных держателей карт»,— уверен господин Королев. «Очевидно, что подобные изменения значительно повысят риски, связанные с угрозой мошенничества,— отмечает вице-президент СМП-банка Елена Дворовых.— Банки будут вынуждены либо страховаться от них, напрямую накладывая стоимость страховки на клиента, либо закладывать оценку рисков в тарифы».
Василий НАНТАЙ
Отправьте анкеты сразу в несколько банков и оформите кредитную карту.