Не стоит удивляться, если в отпуске вы не сможете расплатиться картой, потому что банк ее заблокировал. Возможно, таким образом он предотвратил мошенническое списание по ней или просто перестраховался. Чтобы не остаться без денег на отдыхе, банки советуют соблюдать их рекомендации.
Опасные страны
Отправляясь в отпуск, практически каждый держатель банковской карты берет ее с собой. Некоторые путешественники специально не пользуются наличными, чтобы их не потерять, и совершают все необходимые покупки по карте. Нередко такие клиенты остаются вообще без денег.
Раздел «Народный рейтинг» на портале Банки.ру содержит немало отзывов клиентов, которым банки блокировали карточки, когда они уезжали за границу.
Например, пользователь под ником sheff77 рассказывает, как остался без доступа к своим средствам на картах «Русского Стандарта» во время поездки в Объединенные Арабские Эмираты. «Банк в одностороннем порядке, не предупредив меня никак, просто заблокировал мои карты, видимо, заботясь обо мне», — пишет он.
Другой посетитель под ником yaksenov вспоминает, как его карту заблокировал Альфа-Банк: «Провожу много времени в Латинской Америке. Пользуюсь картой Visa Classic и интернет-банком. Альфа-Банк мне блокировал карту в большинстве стран, в которые я приезжал. Приходилось искать Интернет и вызванивать. К счастью, разблокировка всегда происходила быстро. Но один раз мне заблокировали карту в Бразилии, и я остался вообще без денег на несколько дней, пока не смог найти способ дозвониться и разблокировать. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы такого не происходило».
В Альфа-Банке объясняют блокировку тем, что страны Латинской Америки, а также Соединенные Штаты попадают в рисковую категорию с точки зрения компрометации карт в банкоматах и торговых точках. «Бывает много случаев, когда карта компрометируется в США, а впоследствии используется уже в странах Латинской Америки», — отмечает директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-Банка Алексей Голенищев.
Кредитная организация может заблокировать карту при любой подозрительной трансакции — неважно, где она была проведена. «В банках работает система онлайн-риск-мониторинга, которая следит за всеми операциями, и если есть подозрения, что с картой совершена мошенническая трансакция, то она блокируется», — поясняет начальник управления платежных карт Промсвязьбанка Елена Биндусова.
Однако операциям, совершаемым в определенных странах, финансовые учреждения уделяют более пристальное внимание, считая, что риски мошеннических действий там достаточно высоки. Изначально перечень таких стран устанавливают международные платежные системы.
По словам вице-президента Первого Республиканского Банка Дмитрия Орлова, к регионам, наиболее подверженным рискам, сейчас относятся страны Юго-Восточной Азии, Украина, Испания и другие.
«Путешественникам стоит быть внимательнее при использовании карт там, — говорит Орлов. — Хотя существует вероятность мошенничества и в других государствах, поэтому меры предосторожности необходимо соблюдать везде».
В качестве этих мер банки рекомендуют своим клиентам не предъявлять карту к оплате в сомнительных торговых точках, пользоваться банкоматами и отделениями известных банков, подключиться к услуге СМС-информирования, чтобы отслеживать все трансакции по карте.
Звонок клиентуБанки не очень любят рассказывать о том, по каким критериям они относят ту или иную трансакцию к подозрительной и в каком случае могут заблокировать карту.
«К таким операциям служба фрод-мониторинга банка может отнести, например, крупные покупки в ювелирных магазинах, частые снятия наличных в банкоматах за короткий промежуток времени», — делится начальник департамента розничных технологий банка «Открытие» Андрей Фролов.
Зампред правления «Авангарда» Валерий Торхов добавляет, что у банка могут вызвать подозрение и снятие наличных по карте без чипа в банкомате на Украине, и трансакции в определенных государствах Юго-Восточной Азии. Кстати, самой рисковой азиатской страной банкиры называют Шри-Ланку.
Также представители кредитных организаций признаются, что им может показаться сомнительным проведение двух трансакций подряд на одинаковые суммы.
Во многих случаях банк блокирует карту не сразу после совершения подозрительной, на его взгляд, операции. Многие кредитные организации сначала пытаются связаться с клиентом.«Если у банка есть сомнения, то, перед тем как заблокировать карту, он связывается с клиентом и спрашивает подробности совершенных операций, — указывает Елена Биндусова. — Банк предупреждает клиента, что его карта могла быть скомпрометирована. И тот оставляет за собой право отказаться от блокировки, но тогда берет на себя всю ответственность за несанкционированное списание денег». Если кредитной организации не удалось связаться с клиентом, то, как правило, карта блокируется.
Несмотря на то что банк перекладывает ответственность на клиента, в некоторых случаях получить компенсацию, если несанкционированное списание все же произошло, возможно. «Если, например, платежная система подтвердила факт массового мошенничества, то банк обычно идет навстречу клиенту и возмещает пропавшую сумму», — замечает Андрей Фролов.
Также, если держатель использовал карту с чипом в банкомате, который такие карты не поддерживает, в случае мошенничества банк-эмитент компенсирует клиенту потери за счет кредитной организации, которой принадлежит банкомат. Однако на некоторые страны эти правила не распространяются — это как раз те страны, которые платежная система занесла в черный список.
Цена блокировкиБанк может заблокировать карту и без предупреждения. Как утверждают представители кредитных организаций, такое возможно только в экстренных случаях. Например, по словам Алексея Голенищева, при совершении операций по карточке в короткий промежуток времени в разных точках мира. Для того чтобы разблокировать карту, клиенту нужно связаться с банковским колл-центром.
Зачастую неожиданная блокировка карточек вызывает недовольство их держателей и приводит к конфликту с банком. «Это объяснимо, ведь клиенту приходится связываться с банком в условиях дорогого роуминга, — поясняет Валерий Торхов. — Но если мы не заблокируем карту, то ущерб, нанесенный мошенниками, может быть существенно больше, чем плата за роуминг».
Торхов отмечает, что после звонка клиента в службу клиентской поддержки и его идентификации банк может разблокировать карту для совершения одной операции.
«Это тоже рискованно, но не так, как при полноценной разблокировке», — подчеркивает Елена Биндусова, добавляя, что банк все же рекомендует клиентам перевыпускать карту, если есть подозрение, что она скомпрометирована.
В индивидуальном порядке по просьбе держателя новая карта может быть отправлена ему почтой, в том числе международной, если он готов оплатить почтовые расходы.
Банк может отказать в разблокировке карты, даже если человек утверждает, что берет всю ответственность на себя. «Если это массовый фрод, подтвержденный платежной системой, то кредитная организация категорически откажет клиенту в разблокировке, как бы он ни просил», — констатирует Андрей Фролов.
Перед тем как отправиться отдыхать, представители кредитных организаций советуют уведомить об этом банк. «Клиент может письменно в отделении или по телефону предупредить, в какую страну он направляется и на какой период, — рассказывает Алексей Голенищев. — Если служба фрод-мониторинга увидит операцию, проведенную там, то при отсутствии других рисковых составляющих карта не будет заблокирована».
Дмитрий Орлов также советует перед поездкой обзавестись картой с чипом и разделить зарплатную карту и карту, с которой будут производиться траты в поездке.
Елена Биндусова считает, что, отправляясь в путешествие, лучше взять несколько карт и в случае блокировки одной из них воспользоваться другой. «Если это карточки одного банка, то можно позвонить и попросить перебросить деньги с компрометированной карты на «чистую», — добавляет она.
Также не помешает взять с собой часть суммы, которую планируется потратить в отпуске, наличными.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru