Российские банки каждый год к началу весны обновляют свои продуктовые линейки и выходят на рынок с новыми (или возобновленными) предложениями. Речь идет о так называемых сезонных вкладах для физических лиц, вкладах, которые банки готовят специально к определенному времени года.
Вообще, активизация многих банков происходит несколько раз в год. К зиме, например, они готовят для своих существующих и будущих клиентов предложения с «новогодне-рождественской» тематикой. Весной же приходит пора вкладов с вполне предсказуемым названием — «Весенний», банки не слишком балуют клиентов разнообразием наименований. Среди более оригинальных названий стоит выделить вклад «Капель», который предлагает Русславбанк, «Моя весна» банка «Губернский», «Весна-Красна» СДМ-банка и «Витаминный» Русского банка развития.
Так же как и в случае с названием, весенние вклады не отличаются богатством вариантов условий. Ставки по ним, как правило, принимаются в любой из трех главных валют — рублях, долларах и евро. Сроки вкладов также в большинстве случаев варьируются в пределах от трех месяцев до года. Исключение составляет предложение Юниаструмбанка, чей депозит («Весенний») предусматривает трехлетний срок вложений. От срока вклада зависит и процентная ставка. Но и она не превышает среднерыночную — от 7 до 12% годовых в рублях, и от 4 до 8% в зависимости от вида иностранной валюты.
Главные различия между весенними предложениями банков заключаются во второстепенных условиях. В одних банках существует возможность пополнять счет, а в других нет. В одних проценты по вкладу начисляются ежемесячно и капитализуются (прибавляются к основной сумме вклада), а в других они начисляются только по окончании срока депозита. Кроме того, большое разнообразие заметно в сумме минимального взноса, минимальный из которых составляет $300 или 10 тысяч рублей (Связь-банк).
Есть и еще одно условие, объединяющее большинство «сезонных» депозитов. Подобные предложения действуют с начала весны до ее окончания. Правда, порой границы весны у банков смещаются. Например, Мастер- банк решил несколько расширить сезон. Его предложение (вклад «Праздничный») действует с 15 февраля до 31 мая. А в Юниаструмбанке весна, напротив, короче календарной. Их уже упоминавшееся предложение действует только до 30 апреля.
Приманка для клиентов
Говорить о каких-то существенных финансовых преимуществах «сезонных» вкладов не приходится. Практически любой из банков имеет «всесезонные» депозиты с аналогичными условиями. Неслучайно последнее время в этом секторе наметилась еще одна тенденция. Крупные банки все реже предлагают их своим клиентам. Еще
Остальные предложения исходят от банков второго-третьего эшелона. Объяснение этому простое — крупные банки уже обладают определенной устоявшейся продуктовой линейкой и зачастую не видят смысла в дублировании предложений.
Поэтому скорее их следует рассматривать в качестве рекламного продукта, призванного привлечь к банку и его продуктам дополнительное внимание со стороны населения и повысить поток вкладчиков. Неслучайно некоторые банки сопровождают открытие такого вклада дополнительными поощрениями клиентов. Зачастую поощрение заключается в бесплатном открытии вкладчику пластиковой карты, причем не только дебетовой, но и кредитной. А в банке «Губернский» на время действия вклада вкладчик имеет право арендовать банковскую ячейку со скидкой. Кроме того, некоторые банки проводят между вкладчиками лотереи, во время которых разыгрываются путевки и прочие бонусы. Встречаются и более оригинальные, хотя и не несущие никаких экономических преимуществ подарки. Например, в Русском банке развития каждый положивший деньги во вклад «Витаминный» может получить бутылочку сиропа шиповника. Впрочем, Русский банк развития делает подобные подарки регулярно. Зимой, например, он дарил новым вкладчикам шерстяной шарф, а осенью — баночку меда.
Есть и еще одно объяснение, почему крупные банки уже не столь активно работают с сезонными депозитами. Несколько лет назад, рассуждая об актуальности весенних предложений, банкиры ссылались на время отпусков. Когда люди собираются уезжать отдыхать, они предпочитают не оставлять деньги в квартире, а отнести их в банк, говорили они. Однако, похоже, этот расчет больше не действует. Известно, что с каждым годом на рынке появляется все больше инвестиционных инструментов. А потому граждан, хранящих все свои деньги под матрасом становится все меньше.
Евгений МАЗИН