Вклады осели в Москве

Дата публикации: 10.06.2011 00:05
4 698
Время прочтения: 5 минут

Жители Москвы и Санкт-Петербурга предпочитают копить деньги, а россияне в целом — брать кредиты. К такому выводу пришли социологи из Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведя очередной опрос. В целом же в двух столицах активнее пользуются банковскими продуктами и услугами. Банкиры объясняют это большим разрывом в уровне доходов с другими российскими регионами.

Согласно исследованию НАФИ (включает опрос 2,4 тыс. жителей Москвы и Санкт-Петербурга и 1,6 тыс. в других городах России), москвичи и петербуржцы больше пользуются пластиковыми картами, меньше занимают у банков и больше сберегают. Так, карты есть у 69% опрошенных жителей двух столиц и у 43% россиян, живущих в других городах. Банковские вклады открыты у 28% москвичей и питерцев и лишь у 18% жителей регионов. А вот кредитными продуктами пользуются 24% россиян в целом и только 20% респондентов в столицах.

Доля тех, кто самостоятельно оформил дебетовую карту, в Москве и Санкт-Петербурге выше (25% против 8%), больше всего держателей таких карт в Москве (30%). Кредитками жители обеих столиц пользуются в два раза активнее, чем средний россиянин (15% против 6%). А доля обладателей зарплатных карт в Москве и Петербурге чуть ниже, чем по России в целом, — 87% против 92%.

Если говорить о кредитных продуктах, то популярность нецелевых потребительских кредитов в столицах ниже (70% против 88%), а целевых, наоборот, выше. Например, автокредиты востребованы у 23% жителей двух столиц и у 13% россиян в целом. Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге клиенты банков в два раза чаще, чем в других регионах, осуществляют денежные переводы (15% против 8%). Активнее москвичи и питерцы осваивают и интернет-банкинг (10% против 1%).

По словам генерального директора НАФИ Гузелии Имаевой, различия между уровнем пользования банковскими услугами в столицах и по всей России очевидны. «Можно выделить комплекс причин, — указывает она. — Жители столиц больше зарабатывают, что предопределяет высокий платежеспособный спрос практически на все банковские продукты и сервисы. Кроме того, основной объем банковской рекламы сконцентрирован в мегаполисах, поэтому жители столиц более информированы и грамотны».

Также, замечает Имаева, там очень развита инфраструктура — плотность банковских отделений в столицах во много раз выше, чем в регионах России, что обеспечивает максимальный доступ к услугам и дает возможность выбора.

Гендиректор НАФИ добавляет, что жители столиц ведут динамичный образ жизни, они очень мобильны; это формирует дополнительную потребность в банковских услугах и сервисах, особенно дистанционных и технологичных (например, пластиковые карты, интернет- и мобильный банкинг).

С ней согласны и представители банков, отмечая, что ключевой причиной недостаточного распространения банковских услуг в регионах является разрыв между доходами населения столиц и провинции. «Вполне естественно, что столичные жители могут позволить себе больше сберегать, — говорит заместитель председателя правления банка «Возрождение» Александр Долгополов. — В то же время в регионах люди испытывают большую потребность в деньгах, поэтому и спрос на кредиты там выше».

Член правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко указывает, что также в целом менее активный спрос на банковские продукты в регионах, как правило, продиктован не очень высоким уровнем финансовой грамотности населения, отсутствием развитой инфраструктуры. «Например, во многих городах не так много торговых сетей, где клиент мог бы получать дополнительные скидки и бонусы по своим банковским картам», — уточняет он.

По мнению заместителя председателя правления Витас Банка Сергея Сергеева, большое распространение кредитов в регионах можно объяснить еще и тем, что одними из главных условий выдачи этого продукта являются опыт работы на одном месте в течение определенного периода и наличие регистрации. В мегаполисах многие потенциальные заемщики не проходят по этим критериям, тогда как в регионах, особенно в малонаселенных городах, люди не так часто меняют работу и обычно живут по месту прописки.

«Что касается депозитов, то жители небольших городов не очень любят делать вклады на крупные суммы в местных отделениях банков, чтобы не показывать свое благосостояние, — подчеркивает Сергеев. — Многие из них открывают депозиты в банках, расположенных в областных центрах или в столице».

По словам банкиров, кредитные организации с большей охотой развивают инфраструктуру и открывают точки продаж там, где есть главный инструмент для работы — деньги. «Банки, когда развивают свою инфраструктуру, ориентируются на уровень доходов населения региона, — констатирует вице-президент — заместитель руководителя блока «Сеть продаж» Промсвязьбанка Владимир Шаталов. — Если в определенном сегменте есть определенный уровень дохода, там появляется банковская единица. Если нет, то нет или она там номинальна».

Да и сами кредитные организации после кризиса не так активно стали проводить региональную экспансию. «Во многом выход в регионы зависит от стратегии банка. Если кредитная организация нацелена на получение результатов в краткосрочной перспективе, то сейчас не самое лучшее время для содержания сети, которая довольно долго окупается», — говорит Александр Долгополов.

Сергей Сергеев считает, что, если банки сегодня активно пойдут в регионы, сильно возрастет конкуренция. «Чтобы конкурировать друг с другом, им придется возвращаться к методикам 2007—2008 годов, предусматривающим снижение требований к заемщикам и удешевление самих кредитов. Такого сейчас банки себе позволить не могут», — отмечает он.

Несмотря на то что социологи из НАФИ в результатах исследования объединили данные опросов по Москве и Санкт-Петербургу, ситуация в этих городах не одинакова. Как рассказали Банки.ру в агентстве, 57% респондентов из города на Неве сообщили, что используют лишь одну банковскую услугу. В Москве и остальных регионах России эти показатели ниже — 43% и 37% соответственно. Двумя услугами пользуются 23% питерцев, 24% москвичей и 35% жителей регионов. Самое большое количество услуг — пять — позволили себе 5% респондентов в Москве, 3% — в Питере и 1% — в других городах.

Потребительскими кредитами (наличными или в торговой точке) жители обеих столиц охвачены примерно в равной степени (13% в Москве и 12% в Петербурге). Такая же ситуация и с ипотечными займами, о наличии которых заявил 1% москвичей и петербуржцев. А вот срочный вклад имеет намного меньшее количество жителей города на Неве (9% против 19% в Москве). Текущий счет или вклад до востребования открыты у 21% москвичей и только у 10% петербуржцев. Интернет-банкинг освоили лишь 5% населения Северной столицы (против 12% жителей Москвы).

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Все выгодные вклады на портале Банки.Ру.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме