Российские банки предлагают все новые сервисы, связанные с обслуживанием через дистанционные каналы. Если речь идет об оплате госуслуг, то не перестают удивлять кредитные организации с участием государства. Во вторник Сбербанк объявил о возможности оплачивать через Интернет налоги. Портал Банки.ру выяснил, во сколько обходится пользователю проведение других платежей через интернет-банк.
Первый по налогам
По набору интернет-сервисов и их качеству все крупные банки находятся практически в равном положении. Но иногда тому или иному финансовому учреждению удается довести до ума какую-нибудь услугу, которая оказывалась и ранее, но не была по-настоящему удобной.
Так, Сбербанк первым договорился с Федеральной налоговой службой (ФНС) о возможности оплачивать налоги на ее сайте. Теперь пользователь «Сбербанка ОнЛ@йн» может сформировать платежку, зайдя в личный кабинет на портале ФНС и увидев свою задолженность, а потом — переслать ее в интернет-банк, где ему останется лишь ввести СМС-пароль для подтверждения операции по переводу денег. В принципе оплатить налог в интернет-банке можно и сейчас, но это технически сложнее, так как нужно оформить внешний перевод, за который банк возьмет комиссию.
Президент Сбербанка Герман Греф на пресс-конференции во вторник пояснил, что действующие клиенты, которые еще не пользовались «Сбербанком ОнЛ@йн», могут получить логин и пароль для доступа в систему ДБО не только в банкомате, но и по телефону.
Также, по его словам, больше не требуется посещать банковский офис для подписания отдельного договора об интернет-обслуживании: Сбербанк достаточно давно заключает со своими клиентами договор об универсальном обслуживании, куда входит и услуга интернет-банкинга.
Руководитель ФНС Михаил Мишустин посетовал на то, что обновление информации о задолженности по платежам в бюджет в личном кабинете налогоплательщика происходит медленно — в течение суток. Это объясняется децентрализованной обработкой информации, иными словами необходимостью получения налоговой подтверждения о зачислении средств от Федерального казначейства.
Но если эксперимент по централизации обработки данных, в котором сейчас участвуют ФНС и Казначейство, окажется успешным, то в скором времени информация об оплате налогов будет обновляться практически в режиме реального времени.
ФНС, по утверждению Мишустина, готова сотрудничать с любым банком. Единственным серьезным условием является оплата налогов без комиссии. В ближайшее время служба собирается подписать соответствующее соглашение (аналогичное тому, что уже подписала со Сбербанком) с ВТБ 24.
В таком сервисе заинтересованы и сами кредитные организации. Как сообщил Банки.ру заместитель председателя правления «Авангарда» Валерий Торхов, «если ФНС будет готова к сотрудничеству, то банк постарается реализовать все необходимое в максимально короткий срок».
Руководитель отдела развития розничного бизнеса Банка24.ру Ксения Власова заявила, что «банк заинтересован в подписании соглашения, аналогичного тому, которое заключено между Федеральной налоговой службой и Сбербанком, уже началась работа по проведению переговоров».
Тарифный рейтинг
Перевод средств в российский бюджет лишь одна из возможностей, которые предоставляют кредитные организации пользователям дистанционных каналов обслуживания. Портал Банки.ру попытался сравнить тарифы по другим популярным переводам, которые осуществляются клиентами банков через Интернет.
Сравнить тарифы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Каждое финансовое учреждение стремится выставить себя в наиболее выгодном свете. Поэтому привлекательные тарифы банки показывают открыто, а не очень выгодные расценки могут быть спрятаны на сайте либо вовсе отсутствовать.
Задействовав банковские пресс-службы, колл-центры и изучив информацию на сайтах кредитных учреждений, автор статьи постарался привести к единому знаменателю тарифы на оказание некоторых наиболее популярных услуг.
Тариф на коммуналку — почти коммунизм
Размер одного из самых важных для клиентов тарифа — на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) — зависит от того, подписала ли организация — получатель платежа договор с банком или нет. В последнем случае оплата будет проводиться, как правило, как межбанковский (реже — внутрибанковский) перевод, по соответствующему тарифу.
В случае подписания договора с поставщиком банки предлагают следующие тарифы на оплату услуг ЖКУ:
Банк Москвы заявляет, что комиссий не берет;
ТКС Банк взимает 0,5% при платеже в 2 из 8 доступных адресатов, 6 других — бесплатны.
Пробизнесбанк также готов принимать большинство коммунальных платежей без комиссии, кроме оплаты ЖКУ Москвы. Здесь все сложнее. Комиссия в пользу столичного Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) составляет 0,5% от суммы платежа (минимум 15 рублей);
в «Уралсибе» тариф на оплату ЖКУ зависит от поставщика услуги. Максимальная ставка — 1% от суммы платежа;
в ВТБ 24 пояснили, что если организация заключила с банком договор на условиях оплаты комиссионного вознаграждения за прием платежей ею самой, то для клиента проведение операций осуществляется без уплаты комиссии. Если же договор заключен с условием взимания вознаграждения с плательщика, то последний платит комиссию в размере 0,3% (минимум 15 рублей);
Ситибанк не взимает комиссию при условии оплаты услуг через платежную систему «Рапида»;
Промсвязьбанк там, где может, старается обойтись без комиссий, исключение составляют платежи в пользу следующих организаций: ЕИРЦ Москвы — 0,5% от суммы перевода (не менее 25 рублей), «Мосэнергосбыт» — 0,5% (не менее 15 рублей), ЖСК «Варшава» — 1,5%, группа «Серебряный квартет» — 1,4% (не менее 45 рублей);
в банке «Авангард» оплата ЖКУ производится без комиссии везде, кроме столицы, где комиссия равна 0,5% или, в случае оплаты услуг в пользу «Мосэнергосбыта», 0,55%;
в Альфа-Банке признали, что тарифы могут быть разными. В Москве, например, клиент заплатит 29 рублей за перевод.
Межбанковский перевод — скромно, но со вкусом прибыли
Банк Москвы взимает скромные 10 рублей.
В ТКС Банке внешние межбанковские платежи — бесплатны все, вне зависимости от шаблонов и иных параметров. (При этом внешние платежи в адрес контрагентов через ТКС — бесплатны почти все, кроме двух провайдеров ЖКУ (Мосэнергосбыт и ЖКУ-Москва) и двух провайдеров электронных денег (Яндекс.Деньги и Webmoney).
Райффайзенбанк снимает 0,75% в рублях (минимум 50 рублей, максимум — 1 000) от суммы перевода. В иностранной валюте размер комиссии будет составлять уже 1% (минимум 30 долларов США или евро, максимум 200). Для зарплатных клиентов рублевая комиссия ниже — 0,5% (минимум 25 рублей, максимум 500), комиссия за валютные трансакции — те же 0,5% (минимум 15 долларов или евро, максимум 150).
Пробизнесбанк оставляет себе 0,3% (минимум 20 рублей).
«Уралсиб» взимает 1% от суммы перевода. Минимальная комиссия — 30 рублей, максимальная — 1 250 .
ВТБ 24 перечисляет деньги на счет в другом банке по тарифу 0,3% (минимум 15 рублей, максимум 1 500). Перевод иностранной валюты на счет в другом банке производится по тарифу 0,2% (минимум 15, максимум 150 единиц валюты).
Ситибанк при переводах в рублях в другие банки на территории Российской Федерации комиссию не взимает. При переводах в иностранной валюте комиссия составляет:
— для клиентов, открывших счета в рамках пакета банковских услуг CitiOne, 1% от суммы перевода (минимум 15 долларов США, максимум 150);
— для клиентов, открывших счета в рамках пакета банковских услуг CitiGold, 0,5% (минимум и максимум — те же).
Промсвязьбанк переводы в рублях проводит с комиссией 0,3% от суммы перевода, но не менее 25 рублей и не более 200. Комиссия на переводы в иностранных валютах составляет 1% от суммы (не менее 20 и не более 150 долларов).
«Авангард» берет за рублевую трансакцию 10 рублей, за валютную — 0,2% от суммы перевода (не менее 15 и не более 150 долларов или евро).
ЮниКредитБанк за переводы в валюте взимает 1% (минимум 25 долларов, максимум 200), в рублях — 1% (минимум 50 рублей, максимум 1 500).
В Альфа-Банке тариф составляет 0,3% (минимум 20 рублей, максимум 150).
В Сбербанке берут за внешние переводы 1% (максимум 1 000 рублей).
В Связном Банке тарифы на перевод денег в другие банки определяются в зависимости от даты получения банковской карты и других параметров. Те, кто получил карту «Связного» до 1 марта 2011 года, могут переводить деньги без комиссии. Держателям более свежих карт при переводе собственных средств придется заплатить 0,3%, а при перечислении заемных — 4% от суммы перевода (минимум 25 рублей).
Обмен валюты: в Интернете выгоднее, чем в отделении
Конвертация также одна из популярных банковских операций. Для тех банков, естественно, где есть валютные счета. Зная о том, что клиенты любят пересчитывать валюту, банки стремятся сделать интернет-конвертацию максимально привлекательной и комиссионные обычно не берут.
Райффайзенбанк, кроме того, привязывает курс обмена к сумме счета.
ВТБ 24 заверяет, что всегда делает курс безналичной конверсии для интернет-банка более выгодным по отношению к курсу обмена наличной валюты в отделении. Также старается поступать и Промсвязьбанк.
Электронные кошельки: учите реквизиты
Несмотря на то что банки активно стараются охватить весь функционал, который доступен пользователям электронных кошельков, последние пока не утратили своей популярности.
Ранее самым распространенным способом пополнения виртуального кошелька было внесение наличных через терминал моментальной оплаты. В последнее время владельцы терминальных сетей перекрывают доступ к кошелькам конкурирующих платежных систем. Поэтому все более популярным становится перевод денег с банковского счета. Естественно, владельцев электронных кошельков волнует процент, который с них возьмут за пополнение.
В Банке Москвы шаблонов для такого пополнения нет. Здесь, как впрочем и во многих других банках, предлагают пополнять электронные кошельки по банковским реквизитам, если таковые известны клиенту. В этом случае комиссия составит 10 рублей за перевод.
В Райффайзенбанке пояснили, что за осуществление платежей через систему «Яндекс.Деньги» комиссию не взимают, как и за операции через RBK Money. Но в последнем случае комиссию в размере 3% от суммы берет сама платежная система. При осуществлении платежей через «Qiwi Кошелек» и WеbMoney Райффайзенбанк удерживает 0,75% в рублях (минимум 50 рублей, максимум 1 000).
В иностранной валюте комиссия составит уже 1% от суммы перевода (минимум 30 долларов или евро, максимум 200). Для зарплатных клиентов при платежах через «Qiwi Кошелек» и WеbMoney комиссия меньше — 0,5% в рублях или в валюте. Минимальная сумма составит 25 рублей либо, в случае валютных трансакций, 15 долларов или евро. Максимальная комиссия ограничена 500 рублями или 150 долларами или евро.
Через интернет-банк ТКС Банка можно пополнять кошельки в системах «Яндекс.Деньги» и WebMoney. За эти операции банк взимает 2%.
Пробизнесбанк готов пополнять кошельки WebMoney.ru за 1,5% (минимум 15 рублей). Комиссия за переводы в пользу других систем равняется 2% (минимум 15 рублей).
«Уралсиб» при пополнении виртуальных кошельков удерживает 1,5% от суммы платежа.
В ВТБ 24 также возьмет 1,5% (минимум 15 рублей).
В Промсвязьбанке есть шаблон для пополнения «Qiwi Кошелька». Перечислить средства на него можно без комиссии. Положить деньги на кошелек «Яндекс.Деньги» также можно без комиссии, но такая операция осуществляется только по реквизитам, как внутрибанковский перевод.
В «Авангарде» тариф на пополнение кошельков нулевой. За исключением перевода на кошелек WebMoney, при котором удерживаются 2%. Половину этой суммы получает провайдер платежа (компания ОСМП), оставшийся процент — система WebMoney.
Альфа-Банк за пополнение виртуальных кошельков взимает от 0% до 1% от суммы платежа.
Сбербанк пополняет «Яндекс.Деньги» за 1,5%, «Qiwi Кошелек» — за 0,75%, кошелек WebMoney — за 2%.
«Связной» берет за пополнение от 0% до 3%.
Изменение тарифа изменой не считается
Большинство опрошенных банков заявили, что в последнее время не меняли тарифы в интернет-банке.
Райфайзенбанк последний раз снижал их осенью прошлого года. Руководитель дирекции обслуживания физических лиц, член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко объяснил эту меру «тенденциями на рынке интернет-банкинга, а также желанием банка сделать услуги в системе Raiffeisen Connect более доступными для клиентов».
Вице-президент Пробизнесбанка Марина Жукова рассказала, что в свое время в интернет-банке был увеличен тариф на перевод внешних платежей, поскольку возросла стоимость обработки платежа в расчетной сети Банка России. Оттока клиентов, обслуживающихся через интернет-канал, не произошло; напротив, было зафиксировано увеличение клиентской базы, пропорциональное охвату областей прямыми договорами.
В Промсвязьбанке отмечают незначительное изменение тарифов. Например, в феврале была введена комиссия за оплату услуг в пользу ОАО «Мосэнергосбыт» в связи с изменениями тарифной политики в самой организации, предусматривающими перенос комиссии на плательщиков услуг.
В Ситибанке заявили, что тарифы на обслуживание через удаленные каналы последний раз были изменены в 2009 году: тогда были отменены комиссии за переводы в рублях на территории РФ и за оплату услуг (ЖКУ, «Мосэнергосбыта», мобильной связи, Интернета и т. д.).
В пресс-службе банка «Авангард» говорят, что чаще всего пересматриваются тарифы на операции по оплате коммунальных услуг — в соответствии с изменениями в самих компаниях, предоставляющих эти услуги.
Оценивая эффект от повышения и понижения тарифов, банки замечают, что оттока или притока пользователей такие изменения не вызывают.
Вице-президент, директор департамента развития платежных сервисов Связного Банка Сергей Теймуразян напомнил, что банк 1 марта изменил тарифы для новых клиентов по некоторым операциям, повысив их с 0% до 0,3% от суммы перевода. По данным Теймуразяна, после некоторого спада объема межбанковских операций, проявившегося в марте, сейчас вновь наблюдается рост. «Можно говорить о том, что в целом клиенты считают наши тарифы на осуществление платежей через дистанционные каналы вполне конкурентными», — подытожил Теймуразян.
Брать больше или не брать — вот в чем вопрос
Утверждение, что тарифы на проведение операций через интернет-банкинг и в офлайне сближаются, пока неприменимо по отношению к российским банкам. Но можно прогнозировать, что со временем обслуживание через дистанционные каналы будет дорожать, поскольку клиенты готовы платить за удобство, а банки этим рано или поздно воспользуются. Впрочем, сейчас кредитные учреждения опровергают подобные выводы.
Начальник управления депозитных, комиссионных и страховых продуктов Промсвязьбанка Наталья Волошин уверена, что некоторые банки специально устанавливают заградительные тарифы на обслуживание в офисах, переводя тем самым клиентов на дистанционные каналы обслуживания.
В ВТБ 24 подчеркивают, что в интернет-банкинге не одна тенденция. Начальник отдела дистанционного банковского обслуживания департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Елена Дегтева указывает, что одни банки стараются вывести низкомаржинальные операции из офисов, где себестоимость операций намного выше, в различные дистанционные каналы. В этом случае за самообслуживание клиенты поощряются более низкими тарифами.
«Вторая тенденция заключается в том, что тарифы для офиса и дистанционных каналов близки или даже идентичны, — продолжает Дегтева. — В этом случае дистанционные услуги позиционируются банком именно как удобство, экономия времени».
Она добавляет, что ВТБ 24 двигается по первому пути, стремясь делать тарифы в интернет-банкинге в четыре-пять раз ниже, чем тарифы на те же операции в офисе.
«Уралсиб» сохраняет пропорцию, при которой комиссия в интернет-банке в два раза меньше комиссии, взимаемой в кассе. При этом там считают, что существующая тенденция на рынке, когда поставщики услуг снижают ставки вознаграждения банка, приведет к росту комиссий, взимаемых с плательщика, в том числе и в Интернете.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru